Положение о Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 560

 

1. Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (далее – ВАК) является подчиненным Президенту Республики Беларусь республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации (далее – научные работники).

ВАК в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, в том числе настоящим Положением, и иными актами законодательства.

ВАК независима при осуществлении своей деятельности по вопросам аттестации научных работников.

2. Основными задачами ВАК являются:

2.1. обеспечение функционирования национальной системы аттестации научных работников;

2.2. координация деятельности республиканских органов государственного управления, научных организаций, а также учреждений высшего образования и учреждений дополнительного образования взрослых, за исключением центров подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих (далее – учреждения высшего образования), в области аттестации научных работников независимо от подчиненности этих организаций и учреждений;

2.3. обеспечение единых требований к уровню научной и научно-педагогической квалификации соискателей ученых степеней и ученых званий;

2.4. содействие повышению эффективности подготовки научных работников с учетом потребностей в них научно-производственной и социальной сфер;

2.5. участие в пропаганде результатов диссертационных исследований в целях их широкого использования для решения актуальных экономических и (или) социальных проблем;

2.6. развитие международного сотрудничества в области аттестации научных работников.

3. ВАК в соответствии с возложенными на нее основными задачами осуществляет следующие функции:

3.1. анализирует состояние и прогнозирует развитие национальной системы аттестации научных работников, принимает меры по ее совершенствованию;

3.2. осуществляет руководство работой научных организаций и учреждений высшего образования в области аттестации научных работников;

3.3. согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам подготовки научных работников, присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

3.4. определяет совместно с Национальной академией наук Беларуси и Государственным комитетом по науке и технологиям порядок аккредитации научных организаций;

3.5. разрабатывает и утверждает номенклатуру специальностей научных работников Республики Беларусь и перечень специальностей, по которым присваиваются ученые звания в Республике Беларусь;

3.6. в установленном порядке создает советы по защите диссертаций, утверждает их состав, проводит их регистрацию, предоставляет им методическую помощь, осуществляет контроль за их деятельностью, приостанавливает (прекращает) их деятельность;

3.7. рассматривает в установленном порядке квалификационные научные работы (диссертации) (далее – диссертации), поступившие из советов по защите диссертаций;

3.8. утверждает в установленном порядке решения советов по защите диссертаций о присуждении ученой степени кандидата наук либо отменяет их;

3.9. присуждает в установленном порядке ученую степень доктора наук на основании ходатайств советов по защите диссертаций либо отклоняет эти ходатайства;

3.10. присваивает в установленном порядке на основании ходатайств ученых советов (советов) учреждений высшего образования и научных организаций ученые звания доцента и профессора либо отклоняет ходатайства о присвоении соответствующих ученых званий;

3.11. проводит в определенном ею порядке, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, нострификацию (приравнивание) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, выданных аттестационными органами государств, с которыми Республикой Беларусь заключены договоры о признании и эквивалентности документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий;

3.12. проводит в определенном ею порядке, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, переаттестацию лиц, имеющих ученые степени и ученые звания, присужденные или присвоенные им в государствах, с которыми Республика Беларусь не имеет договоров о признании и эквивалентности документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий;

3.13. согласовывает вопросы открытия (закрытия) аспирантур (адъюнктур) и докторантур, участвует в проведении их аттестации, предоставляет им методическую помощь и осуществляет контроль за их деятельностью;

3.14. утверждает паспорта специальностей научных работников, программы-минимумы кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам;

3.15. рассматривает в установленном порядке вопросы лишения (восстановления) ученых степеней и ученых званий, а также поступающие в ВАК апелляции, обращения граждан и юридических лиц;

3.16. разрабатывает описания национальных дипломов кандидата и доктора наук, национальных аттестатов доцента и профессора, национального диплома доктора философии (Doctor of Phіlosophy (Ph.D), дубликатов этих дипломов и аттестатов, в установленном порядке вносит их на утверждение Президенту Республики Беларусь, устанавливает порядок оформления и выдачи указанных документов и их дубликатов;

3.17. анализирует результаты диссертационных исследований, доводит их до сведения государственных органов и других заинтересованных организаций, а также освещает их в средствах массовой информации;

3.18. ведет учет защищенных диссертаций, проводит их обобщенный анализ и ежегодно представляет Президенту Республики Беларусь соответствующий отчет;

3.19. создает банки данных о научных работниках Республики Беларусь, осуществляет последующую их актуализацию, вносит в установленном порядке содержащиеся в них персональные данные физических лиц в регистр населения;

3.20. финансирует в установленном порядке затраты советов по защите диссертаций, связанные с присуждением ученых степеней, контролирует целевое использование этих средств;

3.21. создает архив и осуществляет хранение аттестационных дел и других документов, передает диссертации в государственное учреждение «Национальная библиотека Беларуси»;

3.22. участвует в подготовке проектов международных, в том числе межгосударственных и межправительственных, договоров по вопросам, относящимся к компетенции ВАК;

3.23. заключает в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные договоры межведомственного характера;

3.24. устанавливает процедуру рассмотрения ВАК аттестационных дел соискателей ученых степеней и ученых званий, вопросов их присвоения и присуждения, лишения (восстановления), определяет требования к оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, формирует и изменяет в определенном ею порядке перечень изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований, устанавливает порядок рассмотрения ВАК иных вопросов, входящих в ее компетенцию, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, а также выполняет другие функции, связанные с подготовкой и аттестацией научных работников, предусмотренные законодательством.

4. ВАК в пределах своей компетенции имеет право:

4.1. запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций информацию по вопросам подготовки и аттестации научных работников;

4.2. совместно с Национальной академией наук Беларуси, Министерством образования, Государственным комитетом по науке и технологиям и иными заинтересованными государственными органами (организациями) разрабатывать рекомендации по научно-методическому руководству подготовкой научных работников и тематике диссертаций аспирантов (адъюнктов), докторантов и соискателей;

4.3. осуществлять контроль за деятельностью советов по защите диссертаций, ученых советов (советов) учреждений высшего образования и научных организаций по вопросам аттестации научных работников;

4.4. привлекать высококвалифицированных специалистов в качестве экспертов по вопросам подготовки и аттестации научных работников, определять условия их деятельности;

4.5. в установленном порядке приостанавливать (прекращать) деятельность советов по защите диссертаций, отменять решения этих советов о присуждении ученой степени кандидата наук, отклонять их ходатайства о присвоении ученых званий;

4.6. лишать в установленном порядке научных руководителей (научных консультантов), официальных оппонентов и экспертов права на участие в подготовке и аттестации научных работников;

4.7. лишать в установленном порядке научных работников и других лиц ученых степеней и ученых званий, восстанавливать ученые степени и ученые звания лицам, необоснованно лишенным их;

4.8. давать разъяснения по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, нострификации (приравнивания) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, переаттестации лиц, получивших ученые степени или ученые звания в иностранных государствах, лишения (восстановления) ученых степеней и ученых званий;

4.9. устанавливать прямые связи с соответствующими государственными органами иностранных государств, международными организациями;

4.10. участвовать в международных конгрессах, конференциях, семинарах и других мероприятиях по вопросам подготовки и аттестации научных работников;

4.11. созывать в установленном порядке межведомственные совещания для обсуждения проблем, связанных с подготовкой и аттестацией научных работников;

4.12. издавать в установленном порядке научные и информационно-методические бюллетени, журналы и иные материалы по вопросам подготовки и аттестации научных работников;

4.13. осуществлять иные права, предусмотренные актами законодательства.

5. ВАК в установленном порядке принимает нормативные правовые акты (в том числе совместно с другими государственными органами или по согласованию с ними), организует выполнение и осуществляет контроль за выполнением указанных актов.

ВАК вправе публиковать решения ВАК, нормативные правовые акты в области аттестации научных работников после их официального опубликования, а также размещать разъяснения по вопросам подготовки и аттестации научных работников на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

6. ВАК возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель ВАК имеет в своем непосредственном подчинении двух заместителей, один из которых является первым, и главного ученого секретаря, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВАК.

На должности Председателя ВАК и его заместителей назначаются лица, имеющие ученую степень доктора наук, на должность главного ученого секретаря ВАК – лица, имеющие ученую степень доктора наук либо кандидата наук и опыт работы в системе аттестации научных работников не менее пяти лет, на должности руководителей аттестационных отделов ВАК – лица, имеющие ученую степень доктора наук или кандидата наук.

7. Председатель ВАК:

7.1. руководит деятельностью ВАК и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее функций;

7.2. распределяет обязанности между заместителями Председателя, главным ученым секретарем ВАК и руководителями структурных подразделений ВАК, определяет функции структурных подразделений ВАК;

7.3. утверждает структуру и штатное расписание ВАК в пределах средств, выделенных на ее содержание;

7.4. утверждает регламент Президиума ВАК, Положение о ее коллегии;

7.5. в соответствии с законодательством принимает на работу и увольняет с работы работников ВАК, решает вопрос о поощрениях и дисциплинарных взысканиях в отношении этих работников;

7.6. создает комиссию по присвоению классов государственным служащим ВАК;

7.7. подписывает постановления и иные решения ВАК, постановления ее Президиума, решения коллегии ВАК, издает приказы по вопросам подготовки и аттестации научных работников, подписывает национальные дипломы о присуждении ученой степени доктора наук, национальные аттестаты о присвоении ученых званий, национальные дипломы кандидата наук, которые выдаются по результатам переаттестации (на основании нострификации), национальные дипломы доктора философии (Doctor of Phіlosophy (Ph.D), дубликаты документов об ученых степенях и званиях;

7.8. представляет ВАК во взаимоотношениях с иными организациями, в том числе с иностранными и международными;

7.9. осуществляет иные полномочия в соответствии с актами законодательства.

8. Главным научно-аттестационным органом ВАК является Президиум, который принимает решения по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий.

Решения Президиума ВАК принимаются в форме постановлений. При равенстве голосов определяющим считается мнение председателя Президиума ВАК. Иные вопросы деятельности Президиума решаются в соответствии с его регламентом.

Численность и персональный состав Президиума ВАК утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВАК. В состав Президиума входят Председатель ВАК (председатель Президиума), заместители Председателя и главный ученый секретарь ВАК. В него включаются также известные научные работники, имеющие ученую степень доктора наук, при этом их персональный состав подлежит обновлению каждые три года, как правило, не менее чем на одну треть.

9. Для коллективного рассмотрения вопросов функционирования национальной системы аттестации научных работников в ВАК создается коллегия в составе Председателя ВАК (председатель коллегии), его заместителей, главного ученого секретаря ВАК, других работников ВАК и представителей иных республиканских органов государственного управления и иных организаций. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВАК.

Решения коллегии, как правило, реализуются путем издания приказов Председателя ВАК. При равенстве голосов определяющим считается мнение председателя коллегии ВАК. В случае возникновения разногласий между Председателем ВАК и членами коллегии решение принимает Председатель и докладывает о нем Президенту Республики Беларусь. Члены коллегии имеют право информировать Президента Республики Беларусь о своей позиции. Иные вопросы деятельности коллегии решаются в соответствии с Положением о коллегии.

10. Для проведения экспертизы диссертаций и аттестационных дел соискателей ученых степеней и ученых званий, рассмотрения других вопросов, связанных с аттестацией научных работников, ВАК создаются экспертные советы по отраслям науки или группам специальностей соответствующей отрасли науки сроком на три года с последующим обновлением их состава не менее чем на одну треть.

Экспертные советы формируются с учетом предложений государственных органов, Национальной академии наук Беларуси, учреждений высшего образования и научных организаций.

11. Финансирование деятельности ВАК осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Имущество ВАК находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ВАК на праве оперативного управления.

Оплата труда лиц, не являющихся работниками ВАК, в том числе членов Президиума ВАК, членов ее экспертных советов, советов по защите диссертаций, оппонентов и экспертов, по вопросам, связанным с аттестацией научных работников, осуществляется в определенном Советом Министров Республики Беларусь порядке.

12. ВАК является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет и иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.