19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика (техн.)

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 85
 

Целью изучения материалов, предусмотренных программой, является формирование у соискателей ученой степени кандидата наук углубленных теоретических знаний, необходимых для эффективной самостоятельной научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы по специальности 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика, (технические науки).

Задачи, обеспечивающие достижение этой цели, включают изучение фактов и закономерностей формирования, функционирования субъектов труда (индивидуальных, групповых) в разнообразных условиях среды (информационных, экологических, технических, социальных и тому подобных).

В основу программы положены следующие дисциплины:

  • психология труда;
  • инженерная психология;
  • эргономика.

Требования к знаниям, умениям и навыкам экзаменуемого

Экзаменуемый должен знать:

  1. теоретические основы процессов развития и функционирования человека как субъекта труда в эргатических системах различных типов;
  2. пути и методы решения практических задач в области формирования и функционирования человека как субъекта труда (включая вопросы работы человека в сложных, высокотехнологичных автоматизированных системах);
  3. методы и средства, используемые для изучения и разработки сложных человеко-машинных систем;
  4. особенности проявления психики в сложных и опасных профессиях (включая вопросы анализа и предотвращения психологических причин ошибок, отказов, аварий, происшествий, катастроф, военной и боевой деятельности; вопросы возможных невротических срывов работников, профессиональных деформаций личности и тому подобное);
  5. вопросы синтеза эргономических и антропологических (в частности антропометрических) подходов в целях оптимизации работы операторов и операторских
  6. групп, команд профессионалов, обеспечения оптимальной гигиенической (в широком смысле слова, включая и психогигиену) производственной среды;
  7. методы оценки и оптимизации трудовых процессов в разных профессиях;
  8. методы проектирования средств и условий труда (с учетом особенностей психики людей);
  9. критерии определения эффективности функционирования эргатических систем различны типов;
  10. методы и средства анализа и синтеза пользовательских интерфейсов современных эргатических систем и их техническую реализацию.

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЭРГАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС, СТРУКТУРА ТРУДА, ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, МОТИВЫ ТРУДА, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ТРУДЕ

Психология труда как область научного знания, изучающая условия и разрабатывающая методы решения практических задач в области функционирования человека как субъекта труда. Смежные области научного знания междисциплинарного характера о человеке и труде. Психологические особенности труда в отличие от других видов деятельности. Задачи психологии труда. Соотношение психологии труда и инженерной психологии, психологии управления, а также других наук о труде. Развитие отечественной и зарубежной психологии труда. Эргатическая система и эргатическая функция. Трудовой процесс и его структура. Объект труда и его основные виды. Субъект труда и его структура. Средства, орудия труда и их основные разновидности. Условия труда (профессиональная среда). Характеристика основных разновидностей условий труда в различных трудовых процессах. Методы исследований психологии труда. Эмпирические методы. Экспериментальные методы. Методы анализа, обработки и интерпретации эмпирических данных.

Методология системного исследования профессиональной деятельности. Роль человеческого фактора в обеспечении эффективности и надежности профессиональной деятельности. Профессиональное обучение и воспитание. Профессиональный опыт, квалификация, умения, навыки, знания. Тренажеры и их виды. Особенности формирования и развития профессионально-важных качеств, способностей, видов профессионального мышления, навыков саморегуляции. Принципы и методы оценки уровня профессиональной квалификации, профессиональных достижений. Диагностика уровня профессиональной готовности человека. Профессиография как средство организации изучения профессии и профессиональной деятельности человека при решении практических задач. Методы профессиональной консультационной работы. Принципы и методы профессиональной психодиагностики индивидуальных различий. Методы исследования индивидуального стиля трудовой деятельности. Способы установления оптимального соответствия человека требованиям профессии. Разработка систем мотивации трудовой деятельности в разных профессиях и на разных стадиях развития профессионалов. Безопасность труда. Виды и причины ошибок человека в эргатических системах. Методы изучения и анализа причин несчастных случаев и аварий. Средства повышения безопасности поведения человека в трудовой деятельности. Функциональные состояния человека в профессиональной деятельности. Методы диагностики функциональных состояний. Методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний. Способы преодоления монотонности труда. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. Конфликты, их структура, причины возникновения и особенности протекания, управление конфликтами. Методы исследования и способы оптимизации социально-психологического климата в трудовом коллективе. Психологические аспекты организации групповой деятельности. Типы профессиональной пригодности. Процедура и методы профотбора. Тесты профпригодности. Аттестации кадров. Методы диагностического исследования уровня сформированности человека как субъекта труда. Управленческие компетенции кандидатов на руководящие должности. Методы оценки деловых и личностных качеств будущих руководящих кадров. Социально-психологические аспекты стабилизации трудового коллектива. Методы анализа и оптимизации труда руководителей.

РАЗДЕЛ 2. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ключевые слова

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК — МАШИНА» (СЧМ), СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЧМ, МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СЧМ, ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР, НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА, ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЧМ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С КОМПЬЮТЕРОМ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА, ЮЗАБИЛИТИ

Инженерная психология как область знания о человеческом факторе в технике. Объект, предмет инженерной психологии. Задачи инженерной психологии. Направления исследований инженерной психологии. Методологические принципы инженерной психологии. Основные положения системного подхода в инженерной психологии. Отношение инженерной психологии к другим отраслям знания. Методы моделирования в инженерной психологии. Приборы и оборудование для проведения инженерно-психологических исследований. Структурная схема СЧМ и описание процесса ее функционирования. Понятие информационной и концептуальной модели. Виды и специфические особенности СЧМ. Показатели качества СЧМ. Эффективность и надежность СЧМ. Системный анализ СЧМ. Принятие решений в условиях неопределенности. Методы последовательного анализа и улучшения принятых решений. Компромиссы. Принятие решений на основе использования лингвистических переменных. Математическое моделирование систем. Автоматизация построения математических моделей. Компьютерное моделирование СЧМ в реальном масштабе времени. Математические методы моделирования информационных процессов. Формирование информационных моделей с использованием машинной графики и средств масс-медиа. Методы создания виртуальной реальности при исследовании СЧМ. Имитационное моделирование СЧМ. Натурное моделирование СЧМ: методы планирования эксперимента и обработки экспериментальных данных.

Специфика деятельности человека-оператора. Структура деятельности оператора в СЧМ и содержание ее основных этапов. Классификация видов операторской деятельности. Факторы, влияющие на деятельность оператора. Процессы чувственного познания в деятельности оператора. Пороги чувствительности анализаторов. Явления адаптации, взаимодействия ощущений, сенсибилизации. Роль ощущения и восприятия в деятельности оператора. Зрительный анализатор, его устройство и функционирование. Энергетические, информационные, пространственные и временные характеристики зрительного анализатора. Расчет времени информационного поиска. Слуховой анализатор, его устройство и функционирование. Энергетические, временные и пространственные пороги слухового анализатора. Дифференциальные пороги слухового анализатора. Восприятие на слух параметров движения объектов. Восприятие речи. Тактильный анализатор, его устройство и особенности функционирования. Пороги тактильного анализатора. Тактильные коды, применяемые в СЧМ. Воображение и представление в деятельности оператора. Память, ее виды и процессы. Характеристики памяти. Влияние на продуктивность оперативной памяти информационных, структурно-пространственных, временных и модальностных параметров сигналов. Оперативное мышление, его признаки, особенности и функции. Структура оперативного мышления. Механизмы оперативного мышления. Внимание, его виды, особенности и функции. Факторы, влияющие на актуализацию и поддержание внимания. Свойства внимания. Роль внимания в деятельности оператора. Речь в деятельности оператора. Виды речи. Функции речи. Факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений. Способы повышения разборчивости речевых сообщений в СЧМ. Личностные особенности, их значение для деятельности оператора. Управляющие действия оператора. Факторы, определяющие структуру управляющего движения. Классы двигательных задач в СЧМ. Характеристики управляющих движений. Антропометрические характеристики, их связь с рабочими движениями оператора. Функциональные состояния оператора. Виды функциональных состояний. Фоновые состояния. Состояние функционального комфорта. Благоприятные и неблагоприятные функциональные состояния в деятельности оператора. Экстремальные функциональные состояния. Показатели оценки функциональных состояний. Утомление в процессе труда. Показатели качества деятельности оператора, их взаимосвязь. Надёжность деятельности оператора и её показатели. Проектирование алгоритмов деятельности оператора. Распределение и согласование функций между человеком и машиной. Сравнительная характеристика возможностей человека и машины.

Инженерно-психологические требования к структурным и объемным характеристикам информационных моделей. Требования к сигналам, адресованным оператору. Принципы и способы кодирования информации. Виды средств отображения информации и инженерно-психологические требования к ним. Проектирование алгоритмов деятельности оператора. Оптимизация знаковых алфавитов. Проектирование средств управления и ввода информации. Инженерно-психологические требования к отдельным типам органов управления. Учет характеристик движений при проектировании рабочего места оператора. Принципы совместного расположения индикаторов и органов управления. Инженерно-психологические принципы организации рабочего места оператора. Инженерно-психологические аспекты безопасности труда операторов. Международные и национальные стандарты по инженерно-психологическому проектированию СЧМ. Требования к профессиональному отбору операторов и их профессиональной подготовке. Обучение и тренировка операторов. Тренажеры, их виды и инженерно-психологические требования к ним. Организация деятельности группы операторов, взаимодействие в группе. Организация пространственно-временного взаимодействия персонала СЧМ. Вопросы инженерно-психологической поддержки деятельности операторов. Ситуации, содержание и приемы психологической поддержки. Инженерно-психологическая оценка проектирования СЧМ. Принципы, этапы и методы оценки. Методы оценки эффективности взаимодействия оператора с программными и техническими средствами автоматизации. Инженерно-психологическая оценка на этапе испытаний и эксплуатации. Надежность систем управления, аспекты ее обеспечения. Аспекты безопасности труда операторов. Стандартизация инженерно-психологических требований и процедур. Инженерно-психологические требования к разработке технической документации для пользователей. Инженерно-психологическое обеспечение разработки, индивидуальной адаптации и использования систем автоматизированного проектирования.

Взаимодействие человека и компьютера. Интерфейсы информационных систем. Пользовательский интерфейс, его виды и средства. Факторы, обеспечивающие эффективность взаимодействия человека и компьютера. Разработка информационных моделей и интерфейсов; показатели качества информационных моделей. Стандарты дисплеев, безопасность работы с ними. Интерфейсы интерактивного взаимодействия человека и компьютера. Приборные интерфейсы. Инженерно-психологический анализ пользовательских интерфейсов. Принципы проектирования пользовательского интерфейса, сбор сведений для проектирования интерфейса. Необходимые свойства пользовательского интерфейса. Общая организация экранного пространства. Элементы интерфейса. Диалоговые окна. Навигационные решения. Оформление текстов. Цветовое оформление интерфейса. Прототипирование интерфейса. Тестирование интерфейса. Модификация интерфейса. Принципы юзабилити. Типовые решения пользовательского интерфейса. Методика инженерно-психологической оценки веб-сайта. Визуализация образов, их пространственная и временная динамика, динамика цвета и формы. Программные средства визуализации образов. Разработка и инженерно-психологическая оценка мультимедийных сцен и сюжетов. Гипермедиа и мультимедиа системы. Виртуальная реальность и психическая безопасность. Проблемы взаимодействия человека с глобальной сетью интернет. Пределы нагрузок при взаимодействии с компьютером. Технические средства и способы представления информации различной сенсорной модальности. Распознавание и генерация речи. Интеллектуальные системы поддержки решений оператора, их структура и состав. Экспертные системы и интеллектуальные интерфейсы. Взаимодействие оператора с системой, обладающей элементами искусственного интеллекта.

РАЗДЕЛ 3. ЭРГОНОМИКА КАК НАУЧНАЯ И ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Ключевые слова

ЭРГОНОМИКА, ЭРГОНОМИКА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ЭРГОНОМИКА В ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ЭРГОНОМИКА СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, АНТРОПОМЕТРИЯ, ПЛАНИРОВКА РАБОЧИХ ПОМЕЩЕНИЙ, УЧЕТ ФАКТОРОВ СРЕДЫ, ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ

Эргономика и ее задачи. Методологические и практические проблемы, стоящие перед эргономикой. Эргономика как междисциплинарная научная и проектировочная дисциплина. Эргономика в проектировании технических систем. Учет эргономических факторов на разных стадиях разработки СЧМ. Обязанности заказчика и разработчика в процессе эргономического проектирования технических систем. Эргономика в эксплуатации технических систем, организации технического обслуживания техники. Задачи эргономики в процессе реинжиниринга системы. Эргономическое обеспечение утилизации системы. Эргономические требования к организации деятельности операторов. Показатели надежности деятельности оператора. Психофизиологический отбор, обучение и тренировка операторов. Текущий контроль состояния оператора. Методы и средства поддержания высокой работоспособности операторов. Эргономическая экспертиза. Содержание, порядок и методика проведения эргономической экспертизы. Требования к составу и квалификации экспертов. Оформление результатов экспертизы. Эргономика и качество продукции. Эргономические свойства и показатели. Связь эргономики с рыночной экономикой. Эргономика как эффективное средство повышения конкурентоспособности товаров и услуг. Эргономика социотехнических систем. Социотехнические системы, их особенности и условия эффективного функционирования. Эргономические аспекты безопасности и охраны труда. Эргономическое обеспечение эффективного функционирования и безопасности сложных организационно-технологических комплексов.

Характеристика эргономических работ в процессе проектирования технических систем и промышленных изделий. Стадии проектирования, их содержание и структура эргономических требований. Особенности эргономических работ на ранних стадиях проектирования СЧМ. Структура и содержание эргономических требований. Номенклатура эргономических показателей. Организация СЧМ и деятельность оператора в ней. Распределение функций в СЧМ и определение требований к элементам системы. Формализованные описания деятельности человека-оператора. Выбор технических средств деятельности оператора. Эргономическая оценка СЧМ на разных стадиях проектирования. Определение эффективности и надежности СЧМ с учетом человеческого фактора. Нормативные документы, регламентирующие порядок и содержание эргономических работ в процессе проектирования. Эргономическая антропометрия и биомеханика тела человека. Пространственная динамика людей и оборудования. Биомеханика рук и нижних конечностей. Требования к органам управления и рабочему инструменту. Кинематика и динамика движений. Биомеханика работы за пультом. Рабочие позы. Зоны досягаемости рук и ног и предельные усилия в разных точках этих зон. Биомеханика работы сидя, стоя и лежа. Эргономическая оценка органов управления и оптимизация рабочих движений. Планировка рабочих помещений, компоновка рабочих мест, средств индикации и управления, инструментов и оборудования. Эргономические требования к наружному оборудованию и вспомогательным приспособлениям. Учет факторов среды при оптимизации системы «человек - машина». Микроклимат рабочей среды. Механические колебания и шум. Электромагнитные и ионизирующие излучения. Запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны. Аэроионный состав воздуха. Инфракрасные и лазерные излучения Санитарно-гигиенические элементы. Психофизиологические элементы. Эстетические элементы. Социально-психологические элементы. Оптимальное время работы, перерывы в работе, режимы труда и отдыха операторов. Эргономическая стандартизация в системе управления качеством продукции. Разработка нормативно-технических документов по эргономике. Стандарты на эргономические нормы, требования и показатели. Эргономическая оценка качества промышленных изделий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНОЙ

  1. Бодров, В. А. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / В. А. Бодров, А. Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 2008 г. - 592 с.
  2. Вайнштейн, Л. А. Психология труда / Л. А. Вайнштейн. - Минск: БГУ, 2008 - 156 с.
  3. Вайнштейн, Л. А. Эргономика: учебное пособие / Л. А. Вайнштейн. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2010 - 325 с.
  4. Голиков, Ю. Я. Методология психологических проблем проектирования техники / Ю. Я. Голиков. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 220 с.
  5. Душков, Б. А. Основы инженерной психологии / Б. А. Душков и др. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 576 с.
  6. Душков, Б. А. Психология труда, профессиональной и организационной деятельности / Под ред. Б. А. Душкова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005 - 848 с.
  7. Зинченко, В. П. Эргономика: Ориентированное на человека проектирование /В.П. Зинченко, В. М. Мунипов. - М., 1995.
  8. Кремень, М. А. Инженерная психология / М. А. Кремень, В. Е. Морозов. - Мн., 2002.- 116 с.
  9. Логунова, О С. Человеко-машинное взаимодействие: теория и практика: учебное пособие / ОС. Логунова и др. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006 - 285с.
  10. Смирнов, Б. А. Методы инженерной психологии / Б. А. Смирнов, А. М. Тиньков. - X.: Гуманит. центр, 2008. - 528 с.
  11. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - М., 2001.
  12. Шупейко, И. Г. Теория и практика инженерно-психологического проектирования и экспертизы: учебно-методическое пособие / И. Г. Шупейко. - Минск: БГУИР, 2010.-126 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

  1. Гаррет, Дж. Веб-дизайн: книга Джесса Гаррета. Элементы опыта взаимодействия / Дж. Гаррет; пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2008.- 192 с.
  2. Гайкович, А. И. Основы теории проектирования сложных технических систем / А. И. Гайкович. – СПб.: МОАИПТЕХ, 2001. - 432 с.
  3. Демарко, Т. Человеческий фактор. Успешные проекты и команды / Т. Демарко, Т. Листер; пер. с англ. – М.: Символ-Плюс, 2009 -259 с.
  4. Душков, Б. А. Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности / Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, В. А. Терехов. - М.: Высшая школа, 1990. - 271 с.
  5. Калиновский, А. И. Юзабилити; как сделать сайт удобным /А. И. Калиновский, - Минск: Новое знание, 2005.- 220 с.
  6. Круг, С. Веб-дизайн; книга Стива Круга или «не заставляйте меня думать!»/С. Круг; пер. с англ.- СПб.: Символ-Плюс, 2005.- 200 с.
  7. Купер, А. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия / А. Купер, Р. Рейман., Д. Кронин; пер. с англ. - М.: Символ-Плюс, 2009 - 688 с.
  8. Носкова, О. Г. Психология труда / О. Г. Носкова / под ред. Климова. - М.: Академия, 2009. - 384 с.
  9. Климов, Е. А. Психология профессионала /. Е. А. Климов. - Воронеж, 1996.
  10. Самарский, А.А.Математическое моделирование. Идеи. Методы. Примеры / А.А.Самарский, А.П.Михайлов - 2-е изд. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. - 320 с.
  11. Сергеев, С. Ф. Инженерная психология и эргономика / С. Ф. Сергеев. - М: НИИ школьных технологий, 2008. - 176 с.
  12. Стрелков, Ю. К. Инженерная и профессиональная психология / Ю. К. Стрелков. - М.: Академия, 2005. - 360 с.
  13. Шибанов, Т. П. Количественная оценка деятельности человека в системах «человек - техника» / Т. П. Шибанов. - М.: Машиностроение, 1983 г. - 263 с.
  14. Человеческий фактор. Эргономические основы проектирования рабочих мест / под ред. Г. Салвенди. Том 5. - М.: Мир, 2001. - 390 с.
  15. Человеческий фактор. Эргономика в автоматизированных системах / под ред Г. Салвенди. Том 6. - М.: Мир, 2001. - 522 с.