13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

Приказ Председателя Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 июля 2013 № 85
 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы-минимум является осуществление соответствующей современным требованиям подготовки специалистов высокого научно-профессионального уровня, формирование основополагающих компетенций научных работников высшей квалификации по специальности 13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство).

Задачами программы – минимум являются:

  • формирование целостного представления о теоретических основах методики преподавания изобразительного искусства в структуре общей педагогики;
  • усвоение истории методов обучения и воспитания в области изобразительного искусства;
  • формирование представлений о закономерностях и принципах обучения изобразительному искусству в целостном педагогическом процессе;
  • овладение основными принципами, методами и организационными формами обучения в области изобразительного искусства;
  • повышение профессиональной компетентности педагога-исследователя;
  • формирование исследовательской культуры и компетентности в области изобразительного искусства;
  • обеспечение надлежащего уровня компетентности специалиста образовательной сферы в проектировании и реализации программы личностного и профессионального саморазвития;
  • диагностирование уровня подготовки аспиранта (соискателя) в области художественного образования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ СОИСКАТЕЛЯ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

Требованием к уровню знаний соискателя ученой степени является его профессиональная готовность к самостоятельной научно-исследовательской и (или) научно-педагогической деятельности.

Соискатель ученой степени должен знать:

  • динамику и тенденции процессов изменения культурологической парадигмы художественного образования;
  • методологию и методы педагогических исследований в области изобразительного искусства;
  • развитие и становление системы национального художественного образования;
  • особенности целенаправленного развития и формирования личности в процессе художественного образования;
  • аксиологические аспекты художественного и эстетического образования.
  • психолого-педагогические закономерности обучения и воспитания, особенности изобразительного творчества детей и его развития на занятиях изобразительной деятельностью;
  • основы инновационных преобразований в области теории и практики художественного образования и эстетического воспитания в национальной и зарубежных школах в авторских модификациях;
  • особенности изобразительного творчества детей школьного возраста и его развития на занятиях по изобразительной деятельности;
  • особенности методики преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной и специальной художественной школах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ

Ключевые слова: художественное образование, методы обучения рисованию, учреждения художественно-педагогического образования, академическая система, курс рисования, эстетическое воспитание.

1.1. Методы обучения рисованию в древности и в эпоху Средневековья.

Возникновение и развитие методов обучения рисованию. Методы преподавания изобразительного искусства как общеобразовательного предмета в Древнем Египте и Древней Греции. Канонизированная трактовка форм. Принцип плоскостного построения. Образ человека в греческом искусстве. Рисование с натуры – основа метода рисования греческой школы Метод копирования с ”образцов“ в эпоху Средневековья. Развитие ремесленных мастерских.

1.2. Рисование в эпоху Возрождения

Методы обучения рисованию в эпоху возрождения. Художественные мастерские – боттеги. Прикладной характер обучения рисунку. ”Трактат о живописи“ Л.-Б. Альберти. ”Книга о живописи“ Леонардо да Винчи. Систематичность и последовательность работы над рисунком. А. Дюрер – учение о пропорциях человека. Метод обобщения формы – ”обрубовка“. Конструктивный анализ.

1.3. Становление зарубежной академической системы художественного образования и эстетического воспитания

Система обучения в академии братьев Карраччи. Мастерская П.П. Рубенса. Французская Академия художеств. Академический рисунок как учебная дисциплина. Методическая последовательность усложнения учебных задач в академической системе.

1.4. Методы преподавания рисования в XVIIIи первой половине XIXвека

Борьба против догматизма и условности в искусстве. Лондонская Академия художеств. ”Речи“ Дж. Рейнолдса. И.-В. Гете о методах преподавания изобразительного искусства как общеобразовательного предмета. Система обучения Ж.-Л. Давида. Методические пособия по рисованию. Метод преподавания братьев Дюпюи.

1.5. Методы обучения рисованию в конце XIX– начале XXвека

Отход от академических традиций учебного рисунка и методов его преподавания. Метод свободной студийной работы. Частные школы Ш. Холлоши и А. Ашбе. Влияние формалистических течений на художественную школу.

1.6. Обучение рисованию в России в X– XVIIIвеках

Иконописный рисунок на Руси. Методы обучения рисунку С. Ушакова. Методическое пособие И.Д. Плейслера ”Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству“. Геометрические фигуры и тела. Методика построения изображения и анализа натуры. Основание Академии художеств. Система занятий в Академии художеств. Педагогическая деятельность А.П. Лосенко. И. Урванов о методике преподавания и вопросах организации учебного процесса.

1.7. Методы преподавания рисования в России в первой половине XIXвека

Расцвет Академии художеств. Вклад А.Н. Оленина в развитие рисования как учебного предмета и методики его преподавания. Разработка учебников по теоретическим вопросам искусства. ”Курс рисования“ В.К. Шебуева и его метод обучения рисунку. Научно-теоретический подход к рисунку. ”Курс рисования“ А.П. Сапожникова – первое методическое пособие для общеобразовательных учебных заведений. Серия методических моделей. Педагогическая деятельность К.П. Брюллова. Метод индивидуального подхода к ученику. Система обучения рисунку С.К. Зорянко. Противоречия в трактовке академических методов преподавания.

1.8. Методы преподавания рисования в России во второй половине XIX века

 Противоречия между официальной Академией художеств и обществом прогрессивных русских художников. ”Артель художников“ (1863). Вклад В.Г. Перова в методику преподавания изобразительного искусства. Развитие индивидуальных и творческих способностей ученика. Педагогические взгляды И.Н. Крамского. Педагогическая деятельность П.П. Чистякова. ”Система проверочного рисования“.

1.9. Методы преподавания рисования в России в начале XXвека

Разнообразие взглядов на цели, задачи, формы и методы преподавания рисунка. Импрессионистическое направление. Традиции реалистической школы искусства. Педагогическая деятельность И.Е. Репина, И.Ф. Ционглинского, Д.Н. Кардовского. Принцип упрощения сложной формы до простейших геометрических форм – метод ”обруб“. Пособие по рисованию ”Школа рисования и живописи и прикладного искусства – искусства для всех“.

1.10. Методы преподавания рисования в России в первые годы Советской власти (1917-1931)

Новая система художественного образования и эстетического воспитания. Метод ”свободного воспитания“. ”Объективный метод“ К.С. Петрова-Водкина. Метод коллективного преподавания. Метод проектов. Свободные мастерские ВХУТЕМАС. Роль Д.Н. Кардовского в становлении и развитии художественно-педагогического образования.

1.11. Период становления и развития советской школы рисунка

Укрепление школы реалистического искусства с начального звена до высшего. Реорганизация системы художественного образования и эстетического воспитания. Работа по уточнению методики преподавания художественных дисциплин. Постановление ”О создании Академии художеств“ (1932). К.Ф. Юон о рисунке. Н.Э. Радлов ”Рисование с натуры“. Усложнение учебных задач. Деятельность художника-педагога В.Н. Яковлева. Педагогический рисунок. Подготовка педагогических кадров для средней общеобразовательной школы.

1.12. Советская школа рисунка и методы его преподавания (1947 – 1990)

Реформа художественного образования. Новая советская система художественного образования и воспитания на основе традиций реалистической школы. Деятельность А.М. Соловьева в области методики преподавания рисованию. Линейно-конструктивный метод А.А. Дейнеки. Методики преподавания изобразительного искусства: Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин. Вопрос подготовки педагогических кадров для высших художественных учебных заведений. Повышение квалификации преподавателей.

1.13. Обучение рисованию в Беларуси в конце XVI– первой половины XIXвека

Полоцкий иезуитский коллегиум. Полоцкая иезуитская академия. Факультет свободных художеств. Педагогическая деятельность Г. Грубера. Полоцкое высшее пиарское училище. Обучение рисованию. Виленский университет. Виленская художественная школа. Программа школы, этапы обучения. Деятельность Ф. Смуглевича, Я.Ф. Рустема, Я. Дамеля, К.И. Русецкого.

1.14. Преподавание рисования в Беларуси во второй половине XIXвека

Роль Виленской рисовальной школы в развитии изобразительного искусства Беларуси. Система обучения в школе. Педагогическая деятельность И.П. Трутнева, И.Г. Рыбакова, В.М. Резанова, П.П. Рёмера, И. Чемоданова. Преподавание рисования в различных гимназиях Беларуси (Кобрин, Гродно, Минск, Витебск).

1.15. Методы преподавания рисования в Беларуси в XXвеке

Частная школа рисования Ю.М. Пэна. Витебская художественная школа. Витебское Народное художественное училище (1919–1941). Деятельность М.З. Шагала, К.С. Малевича, И.О. Ахремчика, М.А. Керзина. Минское художественное училище (1947). Белорусский государственный театрально-художественный институт (1953). Развитие национальной школы рисунка и методы его преподавания.

1.16. Развитие системы художественного образования в Республике Беларусь в начале XXIвека

Совершенствование системы художественно-эстетического воспитания. Основные направления развития системы непрерывного художественного образования в Республике Беларусь в начале XXIвека. Концепции развития художественно-эстетического воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи в республике. Образовательные программы, образовательные стандарты, определяющие работу учреждений художественного образования. Педагогические системы преподавания художественных дисциплин в ВУЗах страны. Белорусская государственная академия искусств. Перспективы развития системы художественного образования и воспитания в Республике Беларусь.

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Ключевые слова: обучение изобразительному искусству, художник-педагог, содержание обучения и воспитания, методика преподавания, учебно-творческая деятельность, методы исследования, кружковые занятия, факультативные курсы.

2.1. Дисциплина ”Методика преподавания изобразительного искусства“

Методика как раздел педагогической науки. Основное содержание программы ”Методика преподавания изобразительного искусства“. Цели  и задачи учебной дисциплины ”Методика преподавания изобразительного искусства“.

2.2. Методика преподавания изобразительного искусства как наука

Теоретические основы методики преподавания изобразительного искусства как науки. Связь теоретических основ методики преподавания изобразительного искусства с развитием практики в структуре общей теории педагогики. Методы исследования, применяемые в методике преподавания изобразительного искусства. Способы обработки исследовательских материалов. Основные направления научно-педагогических исследований в области теории и методики преподавания изобразительного искусства и пути их совершенствования.

2.3. Методология и методы исследования изобразительного искусства

Теория познания и диалектическая связь искусства с действительностью, история и теория изобразительного искусства. Искусство и изобразительное искусство в жизни современного общества. Место изобразительного искусства в системе жизненного (образовательного) пространства, понятие о его функциях и роли в формировании целостной картины окружающего мира. Традиционные и современные методы исследования изобразительного искусства.

2.4. Особенности изобразительного творчества обучающихся и его развитие в изобразительной деятельности

Особенности творческой деятельности обучающихся разных возрастных групп. Соотношение обучения и творчества в изобразительной деятельности. Анализ исследований по проблемам обучения и творчества.

2.5. Дидактические основы руководства изобразительной деятельностью учащихся

Цели и задачи обучения изобразительной деятельности. Содержание изобразительной деятельности. Виды изобразительной деятельности. Основные объекты изображения. Формы организации изобразительной деятельности – занятия и самостоятельная художественно-творческая деятельность. Организация самостоятельной изобразительной деятельности. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.

2.6. Дисциплина ”Изобразительное искусство”

Изобразительное искусство как эффективное средство обучения и воспитания творческой личности. Основные учебные программы по изобразительному искусству. Содержание, цели и задачи дисциплины ”Изобразительное искусство“ в средней общеобразовательной и художественной школах. Преемственность целей, задач, содержания в обучении изобразительному искусству. Основополагающие предметы в курсе обучения изобразительному искусству. Цели и задачи, содержание. Объем знаний, умений и навыков для различных возрастных категорий учащихся. Методика проведения различных видов занятий по изобразительному искусству.

2.7. Дидактические принципы в преподавании изобразительного искусства

Принцип воспитывающего обучения; принцип научности обучения; принцип наглядности; принцип сознательности и активности обучения; принцип доступности и посильности обучения; принцип систематичности и последова­тельности обучения; принцип прочности, принцип связи теории с практикой.

Проблемное обучение в изобразительной деятельности. Развивающее обучение в процессе преподавания изобразительного искусства.

2.8. Педагогические методы обучения изобразительному искусству

Метод устного изложения. Метод графических работ. Метод письменных работ. Демонстрационный метод. Метод упражнений. Метод работы с готовым рисунком или художественным произведением. Особенности методов обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе, в специальных художественных школах.

2.9. Принципы, формы и методы организации процесса обучения изобразительному искусству

Реализация дидактических принципов в методике преподавания изобразительного искусства. Методы сообщения теоретических знаний по изобразительному искусству, методы освоения понятий. Методы формирования практических умений и навыков разных типов и видов. Методы учета и оценки знаний, умений, навыков на занятиях по изобразительному искусству. Методы художественно-эстетического воспитания на занятиях по изобразительному искусству. Методы развития художественно-творческих способностей обучающихся.

2.10. Форма и методика планирования учебных занятий по изобразительному искусству

Программа по изобразительному искусству: содержание обучения в каждом классе; виды занятий; объем учебного материала по каждому виду занятий и по каждой теме; примерные учебные задания. Распределение учебного материала по годам обучения, на учебный год, на четверть. Поурочное планирование. Варианты  планирования для различных классов.

2.11. Основные требования к современному уроку изобразительного искусства

Определение цели и задач урока. Соблюдение дидактических принципов в обучении. Систематическое развитие знаний, умений и навыков по изобразительному искусству. Использование разнообразных методов работы, активизирующих познавательно-творческие способности учащихся. Учет индивидуальных особенностей психического и художественного развития в процессе обучения изобразительному искусству.

2.12. Основные типы уроков изобразительного искусства 

Урок сообщения нового учебного материала. Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся. Урок выявления знаний учащихся путем проверки и оценки этих знаний. Урок смешанного типа. Примеры планирования уроков различного типа. Структура урока. Организация занятий. Объяснение нового учебного материала. Самостоятельная работа учащихся. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов урока. Конспект урока. Вид занятий. Тема урока. Цель и задача урока. Оборудование урока. Использование наглядных пособий. Структура урока. Список используемой литературы.

2.13. Внеклассные и внешкольные занятия по изобразительному искусству

Экскурсии в музеи, на выставки; посе­щение творческих мастерских художников; организация тематических вечеров, персональ­ных выставок работ учащихся. Содержание, цели и задачи внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству. Связь внеклассной и внешкольной работы с уроками по изобразительному искусству. Особенности планирования внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству.

2.14. Факультативные и кружковые занятия по изобразительному искусству

Содержание, цели и задачи кружков, факультативных курсов. Методы организации кружков, факультативных курсов.

2.15. Формы и методы организации процесса обучения по специальным дисциплинам

Виды, формы и методы занятий по рисунку, живописи, композиции, истории искусств со студентами. Воспитательные и развивающие функции занятий по рисунку, живописи, композиции. Особенности взаимодействия этих форм и методов. Формы и методы организации и проведения повторения пройденного материала, проверки домашних заданий. Контроль и критерии оценки знаний, умений и навыков.

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ, КОМПОЗИЦИЯ)

Ключевые слова: учебный рисунок, зрительное восприятие, конструктивное построение, тон, цвет, живопись, композиция, техника, художественный образ, творчество.

3.1. Основы учебного рисунка

Содержание, цели и задачи учебного рисунка. Учебный и творческий рисунок. Виды учебного рисунка. Длительный рисунок. Методическая последовательность выполнения длительного рисунка. Наброски, зарисовки. Их цели и задачи.

3.2. Освещение, объем, пространственное положение предметов в рисунке

Зависимость степени освещенности от расстояния до источника света, расстояния между предметом и зрителем, от угла падения лучей света, от фактуры и цвета поверхности. Светотеневые градации объемной формы. Свет, собственная тень, полутень, рефлекс, блик. Светотень геометрических тел. Линия и штрих в передаче формы, объема, материальности, пространственного расположения предметов.

3.3. Тоновые отношения в рисунке

Тональность. Тональный масштаб. Метод сравнения. Цельность восприятия. Обобщенность, цельность изображения в рисунке.

3.4. Рисунок головы и фигуры человека

Основные этапы изображения головы и фигуры человека: конструктивное построение живой формы; выявление движения и характерных пропорций; связь деталей и целого; обобщение; тоновое единство; пластическая выразительность. Рисунок головы: передача поворота, наклона; серединная и поперечная линии; построение общих пропорций; индивидуальные  особенности строения головы; конструктивная лепка объемной формы и деталей; определение тоновых соотношений объемов; тоновая проработка деталей; приведение изображения к целостности; создание выразительного образного изображения. Рисунок фигуры: композиционное решение изображения; определение высоты и направления основных осевых линий; пропорции фигуры; выявление характера формы; конструктивный рисунок; анатомический анализ фигуры; детальная проработка формы; уточнение рисунка в тоне; рисунок одетой фигуры; складки.

3.5. Линейная и воздушная перспектива в рисунке и живописи

Константность зрительного восприятия. Восприятие формы предмета. Элементы наблюдательной перспективы. Точка схода. Линия горизонта. Перспектива горизонтальных линий, угол наклона. Предметная плоскость, плоскость горизонта. Характер перспективных изменений на рисунке. Перспектива плоских предметов и геометрических тел (прямоугольник, куб, круг, цилиндр).

3.6. Основные понятия о цвете

Природа цвета. Спектр. Ахроматические и хроматические цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Группы теплых и холодных цветов. Основные и дополнительные цвета. Особенности психофизического восприятия цвета.

3.7. Цвет в живописи

Локальный (предметный) и обусловленный цвет. Зависимость локального цвета от расстояния, характера освещения, цвета окружающих поверхностей. Светотень и цвет в живописи. Тоновой и цветовой масштаб изображения. Цветовой строй изображения (колорит). Цветовая гамма: холодная, теплая, смешанная, нейтральная. Цвет освещения. Контрастное взаимодействие теплых и холодных оттенков. Приемы колористического объединения красок. Особенности пленэрной живописи.

3.8. Техника акварельной живописи

Материалы акварельной живописи. Краски. Бумага. Кисти. Палитра. Приемы работы акварелью. Лессировка. Живопись ”по сырому“, ”alla prima“. Специфика акварельной живописи. Методика работы акварелью.

3.9. Техника масляной живописи

Материалы и технология масляной живописи. Материалы для грунта, грунты, разбавители. Методика и приемы работы масляными красками. Живопись ”alla prima“. Подмалевок. Многослойная живопись. Лессировка. Лаки для живописи. Специфика масляной живописи.

3.10. Композиция как учебная дисциплина

Предмет, цели, задачи и содержание курса композиции. Определение понятий ”композиция“, ”структура“, ”конструкция“, ”компоновка“. Связь курса композиции со специальными учебными дисциплинами по изобразительному искусству.

3.10. Особенности создания, построения и восприятия художественного образа

Единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном образе. Способы художественного обобщения: типизация и идеализация, художественный образ и тип.

3.11. Различие композиций. Виды композиций.

Фронтальная, объемная, пространственная композиции. Место и количество сюжетно-тематических центров в картинной плоскости. Композиционные схемы: ромб, треугольник, круговая композиция, диагональная композиция, дугообразная и эллипсная композиция, ”Андреевский крест“. Ассоциативно-эмоциональное восприятие композиции: замкнутая и открытая, симметричная и ассиметричная, статичная и динамичная.

3.12. Основные категории композиции

Организационно-выразительные элементы композиции: картинная плоскость, геометрический центр, ось равновесия, линия горизонта,  точка схода, точка отдаления, линии направления, зрительное поле и т.п. Основные законы композиции. Закон целостности. Закон типизации. Закон контрастов. Закон подчиненности закономерностей и средств композиции идейному замыслу. Основные композиционные правила. Ритм. Сюжетно-композиционный центр. Симметрия и асимметрия. Главное и дополнительное. Равновесие. Динамика и статика. Основные композиционные приемы. Ритм форм, интервала, линий, тона, цвета и т.д. Контраст и нюанс. Масштабность. Прием изоляции, кадрирования, силуэта. Горизонтали и вертикали, диагональные направления. Линейная и воздушная перспектива. Композиционные средства. Линия, пятно, цвет, свет, тон, светотень, контур, силуэт, пластика, объем, фактура, колорит, формат.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа / А.Д. Алехин. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
  2. Алпатов, М.В. Немеркнущее наследие / М.В. Алпатов. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 303 с.
  3. Алпатов, М.В., Ростовцев, Н.Н. Искусство: Живопись: скульптура: архитектура: графика / М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. Кн. для учителя. В 3-х ч. – М.: Просвещение, 1987. – Ч. 1. – 288 с.
  4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М.: Архитектура-С, 2007. – 392 с.
  5. Барщ, А.О. Рисунок в средней художественной школе / А.О. Барщ. – М: Искусство, 1963. – 196 с.
  6. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
  7. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. Учебник по курсу “Эстетика”для студ.вузов. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.
  8. Булавко, В.И. Наглядные средства в обучении изобразительному искусству / В.И. Булавко. Пособие для учителей учреждений сред. общ. образования с белорус. и рус. языками обучения. М-во образования РБ, УО “ВГУ им. П. М. Машерова”, Каф. изобраз. искусства. – Витебск: УО “ВГУ им. П. М. Машерова”, 2011. – 240 с.
  9. Ванслов, В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории: сб. статей / В.В. Ванслов. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 439 с.
  10. Визер, В. В. Живописная грамота. Основы искусства изображения / В.В. Визер. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. – 187 с.
  11. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н.Волков. – М.: Искусство, 1977. – 263 c.
  12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /  Л.С. Выготский. Под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 671 с.
  13. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства / Ю.Я. Герчук. учеб. пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.
  14. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич. – М.: Современник, 1997. – 494 с.
  15. Грамыка, М.В. Беларускі пейзажны жывапіс першай паловы XX стагоддзя / М.В. Грамыка. НАН Беларусі, Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы. – Мінск: Беларуская навука, 2011. – 168 с.
  16. Гренберг, Ю.И. Технология станковой живописи. История и исследования / Ю.И. Гренберг. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 319 с.
  17. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001. – 128 с.
  18. Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя / С.М. Даниэль. – Л.: Искусство, 1990. – 223 с.
  19. Дробов, Л.Н. Живопись Белоруссии XIX- начала XX в. / Л.Н. Дробов. Под ред. А. И. Мальдиса. – Минск: Вышэйшая школа, 1974. – 334 с.
  20. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 304 с.
  21. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись / А.С. Зайцев. – М.: Искусство, 1986. – 158 с.
  22. Киплик, Д.И. Техника живописи / Д.И. Киплик. – М.: Сварог и Ко, 1998. – 503 с.
  23. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись / Ю.М. Кирцер. – М.: Высшая школа; Академия, 1998. – 271с.
  24. Климович, В.П. Методические рекомендации по изучению раздела ”Композиция портрета“ в курсе учебной композиции на художественно-графическом факультете / В.П. Климович. – Витебск: ВГПИ им. С.М. Кирова, 1983. – 30 с.
  25. Кодекс Республики Беларусь об образовании: [от 13 янв. 2011 г.: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобрен Советом Республики 22 дек. 2010 г.]. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 399 с.
  26. Композиция: учебно-методическое пособие для студентов  І курса художественно-графического факультета / сост. Д.С. Сенько. – Витебск: Издательство УО ”ВГУ им. П.М Машерова“, 2008. – 62 с.
  27. Композиция. Программа дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 – Изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов – М.: Флинта, Наука, 2002. – 416 с.
  28. Кузин, B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1977. – 205 с.
  29. Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. 030800 ”Изобразительное искусство”/ В.С. Кузин. – М.: Академия, 2004. – 231 с.
  30. Лазука, Б.А. Гісторыя беларускага мастацтва: У 2 т. Т. 1: Першабытны лад - XVII стагоддзе / Б.А. Лазука. – Мінск: Беларусь, 2007. ­– 254 с.
  31. Лазука, Б.А. Гісторыя беларускага мастацтва: У 2 т. Т. 2: XVIII – пачатак XXI стагоддзя / Б.А. Лазука. – Мінск: Беларусь, 2007. ­– 254 с.
  32. Ли, Н.Т. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник / Н.Т. Ли. – М.: ЭКСМО, 2006. – 480 с.
  33. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
  34. Лойко, Г.В. Школа изобразительного искусства / Г.В. Лойко, В.М. Жабцев. – Мн.: ООО ”Харвест“, 2004. – 320 с., ил.
  35. Миронова, Л.И. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей / Л.И. Миронова. – 3-е изд. – Мн.: Беларусь, 2005. – 151 с.
  36. Молева, Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: кн. для учителя / Н.М. Молева. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 416 с.
  37. Неменский, Б.Н. Мудрость красоты / Б.Н. Неменский. – М.: Просвещение, 1987. – 268 с.
  38. Нестеренко, В.Е. Рисунок головы человека: учеб. пособие для студентов спец. “Живопись”, “Скульптура”, “Монументально-декоративное искусство”, “Дизайн”, “Изобразительное искусство и черчение”учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / В.Е. Нестеренко. – 2-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 208 с.
  39. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 576 с.
  40. Программы педагогических институтов. Рисунок. Живопись. Пленер. Композиция. Скульптура и пластическая анатомия. Для специальности №2109 ”Черчение, изобразительное искусство и труд“ – М.: Просвещение, 1988. – 152 с.
  41. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учеб. для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Агар, 1998. – 256 с.
  42. Ростовцев, Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: учеб.пособие / Н.Н. Ростовцев. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 288 с., ил.
  43. Рынкевіч, У. I. Акварэльны жывапiс: Вуч.-метадычны дапаможнік для студ.вышэйш.і навуч.сярэдніх спец.навуч.устаноў культуры і мастацтва / У.I. Рынкевіч. – Мн.: Беларускі ун-т культуры, 1998. – 54с.
  44. Рынкевіч, У.І. Станаўленне прафесійнай мастацкай адукацыі на Беларусі / У.І. Рынкевіч // Мастацкая адукацыя і культура. – 2005. – №3. – С. 36-42.
  45. Сапожников, А.П. Полный курс рисования / А.П. Сапожников. Под редакцией Ларионова. – 4-е изд. – М.: АЛЕВ-В: Творч. шк. “Мастер-класс”2003. – 160 с., ил.
  46. Сенько, Д.С. Основы композиции и цветоведения: учебник / Д.С. Сенько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Беларусь, 2010. – 189 с.
  47. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство / Н.М. Сокольникова. Учеб. для учащ.5-8 кл.: В 4-х ч. Ч.1: Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996. – 96с.
  48. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство / Н.М. Сокольникова. Учеб. для учащ.5-8 кл.: В 4-х ч. Ч.2: Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996. – 80с.
  49. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство / Н.М. Сокольникова. Учеб. для учащ.5-8 кл.:В 4-х ч. Ч.3: Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80с.
  50. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство / Н.М. Сокольникова. Учеб. для учащ.5-8 кл.:В 4-х ч. Ч.3: Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. – 80с.
  51. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 1998. – 288 с.
  52. Терентьев, А.Н. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства / А.Н. Терентьев. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с.
  53. Товстик В.А. Рисунок: учебно-методическое пособие / В.А. Товстик. – Минск: БелИПК, 2000. – 55 с.
  54. Фаворский, В.А. Литературно-теоретическое наследие / В.А. Фаворский. – М.: Советский художник, 1988. – 588 с., ил.
  55. Фейнберг, Л.Е. Секреты живописи старых мастеров / Л.Е. Фейнберг. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – 373 с.
  56. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. Учеб. для вузов. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2001. – 536 с.
  57. Шаура, Р.Ф. Малюнак у навучальным працэсе / Р.Ф. Шаура. – Мінск: Беларусь, 2003. – 120 с.
  58. Шорохов, Е.В. Композиция: учебник для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов /  Е.В. Шорохов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 285 с.
  59. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1971. – 85 с.
  60. Яшухин, А.П. Живопись / А.Г. Яшухин. Учеб. для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Агар; Рандеву-АМ, 1999. – 232 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Авсиян, О.А. Натура и рисование по представлению / О.А. Авсиян: учеб. пособие для сред. худож. учеб. заведений. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 151 с.
  2. Барщ, А.О. Наброски и зарисовки / А.О. Барщ. учеб.-метод. пособие для худож. училищ и училищ прикладного искусства. – М.: Искусство, 1970. – 166 с.
  3. Визер, В.В. Система цвета в живописи / В.В. Визер. учеб. пособие. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2004. – 190 с.
  4. Виноградов, В.Н. Витебское художественно-графическое педагогическое училище / В.Н. Виноградов. – Витебск: Изд-во УО “ВГУ им. П.М. Машерова”, 2005. – 47 с.
  5. Витебск: Классика и Авангард. История Витебского художественного училища в документах Государственного архива Витебской области (1918–1923) / Состав.: М.В. Пищуленок, Т.М. Свистунова, Т.В. Буевич и др. – Витебск: УПП ”Витебская областная типография“, 2004. – 336 с.
  6. Волков, Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя / Н.Н.Волков. – М.: Просвещение, 1976. – 32 с.
  7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /  Л.С Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
  8. Герасімаў, В.А. Кампазіцыя: вучэб.-метад. дапаможнік / В.А. Герасімаў; БДАМ. – Мінск, 2000. – 63 с.
  9. Горяева, Н.А., Островская, О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева, О.В. Островская. Учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, 2003. – 176 с.
  10. Лушников, Б.В. Искусство рисунка. Изобразительно-выразительные возможности рисунка: монография / Б.В. Лушников, В.В.Перцов; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т печати. – М.: МГУП, 2004. – 171 с.
  11. Константинова, С.С. Техники изобразительного искусства. Конспект лекций / С.С. Константинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 176 с.
  12. Масленікаў, У.П. Алейны жывапіс: вучэб.-метад. дапаможнік / У.П. Масленікаў; БДАМ. – Мінск, 2006. – 80 с.
  13. Методика преподавания изобразительного искусства: Программа для студентов III-IV курсов художественно-графического факультета / Сост. С.А. Волканова. – Витебск, Изд-во ВГУ им. П.М Машерова, 2000. – 23 с.
  14. Миронова, Л.И. Учение о цвете / Л.И. Миронова. – Минск: Вышэйшая школа, 1993. – 463 с.
  15. Молева, Н.М. Школа Антона Ашбе: к вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX-XX веков / Н.М. Молева. – М.: Искусство, 1958. – 116 с.
  16. Одноралов, Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве / Н.В. Одноралов. –  М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
  17. Паранюшкин, Р.В. Композиция / Р.В. Паранюшкин. Серия ”Школа изобразительных искусств“. Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 80 с.
  18. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Раушенбах. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 320 с.
  19. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок: учеб. для студ. худож.-граф. фак. пединститутов / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 239 с.
  20. Рынкевіч, У.I. Мастацтва акварэлі: 9-12 класы: вучэб. дапам. для агульнаадукац. шк. з мастацкім ухілам / У.I. Рынкевіч. –  Мінск: Беларусь, 2001. – 119 с.
  21. Рынкевіч, У.I. Віленская мастацкая школа / У.І. Рынкевіч // Адукацыя і выхаванне. – 2002. – №6. – С.53-59.
  22. Учебный рисунок в Белорусской государственной академии искусств: альбом. – Минск: БГАИ, 2005. – 136 с.
  23. Чистяков, П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832 - 1919 / П.П. Чистяков. Примеч. Э. Белютина, Н. Молевой. – М.: Искусство, 1953. – 592 с.
  24. Шаура, Р.Ф. Перспектыва ў малюнку і жывапісе / Р.Ф. Шаура. – Мінск: Беларусь, 1999. – 112 с.
  25. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1977 – 118 с.