13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Приказ Председателя Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30.07.2013 № 85
 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМ:

Целью программы-минимум является формирование у соискателей ученой степени кандидата наук объема углубленных теоретических знаний, необходимых для эффективной самостоятельной научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы по специальности по теории и методикемузыкального обучения и воспитания.

Достижение этой цели обеспечивают задачи программы-минимум:

  • Раскрыть основные понятия методологии музыкального образования и специфику методов исследования в области музыкальной педагогики.
  • Обеспечить систематизацию знаний в области истории общего музыкального обучения и воспитания.
  • Раскрыть специфику процесса преподавания музыкального искусства.
  • Обеспечить знание основных аспектов общей и частной (музыка) дидактики.
  • Обеспечить знание воспитательных аспектов общего музыкального образования.
  • Раскрыть сущность методической подготовки в области музыкального обучения и воспитания с учетом специфики основного и дополнительного образования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ СОИСКАТЕЛЯ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ:

Аспирант (соискатель) должен знать:

  • сущность методологии, ее уровни, функции, методологические подходы; критерии качества научной продукции в области теории и практики музыкального обучения и воспитания;
  • отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания, прогрессивные идеи и методики обучения музыке;
  • сущность художественной специфики процесса преподавания музыкального искусства, возможности воспитательного воздействия музыки на личность;
  • составляющие педагогического процесса, специфику содержания основных видов музыкальной деятельности; сущность и условия использования методов, форм и средств обучения и воспитания; современные образовательные технологии в теории и практике преподавания музыки;
  • системный характер воспитательного процесса в области музыкального искусства, сущность и методы воспитания нравственности, патриотизма, эстетических чувств, общей культуры личности;
  • проблемы реализации программ по предмету ”Музыка“, разнообразие форм и содержания дополнительного образования в области искусства, особенности образовательной среды и методики музыкального обучения и воспитания в различных видах музыкальной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Ключевые слова: методология, уровни и функции методологии, методологические подходы в музыкальном обучении и воспитании, типология и логика научных исследований, научный продукт, уровни научных исследований, методы исследования.

1.1.Понятие о методологии в области музыкального образования

Методология как учение о методах научного познания мира, принципах, формах, приемах и способах получения знаний в области теории и методики обучения и воспитания (музыка). Идеи и концепции как теоретические основания научного исследования. Уровни методологии музыкального обучения и воспитания: философский уровень, общенаучный уровень, частно-научный уровень, уровень практической деятельности. Функции методологии в музыкальной педагогике: гносеологическая (познавательная), логическая, аксиологическая, прогностическая, эвристическая, художественная, праксеологическая, рефлексивная.

1.2.Основные методологические подходы

Использование современных подходов в решении педагогических проблем: системный подход (И.А.Карлюк, Е.И.Соколова, М.Б.Чернова), синергетический (Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий, В.Д.Шадриков), аксиологический (А.И.Буров, О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, И.Б.Котова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов), культурологический подход (С.И.Гессен, М.М.Бахтин, А.С.Зубра и др.), средовой (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Н.Б.Крылова, Л.И.Уколова, В.А.Ясвин), личностно-ориентированный (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская), деятельностный (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов), компетентностный (И.А.Зимняя, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин), акмеологический подход (О.А.Анисимов, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, И.И.Цыркун). Специфические подходы в музыкальном образовании: интонационный, жанровый, стилевой и др.

1.3.Сущность научно-педагогического исследования в области преподавания музыкального искусства

Гуманистические аспекты музыкального искусства как сущностные характеристики педагогического исследования в области музыкальной педагогики. Признаки научности педагогического исследования (новизна научно-познавательной цели; выделение специального объекта и предмета исследования; применение методов научно-педагогического исследования; однозначность терминологии). Специфика научного аппарата педагогического исследования в области музыкального искусства и педагогики: особенности предмета деятельности и взаимодействия с ним субъектов образовательного процесса. Типология и логика педагогических исследований (фундаментальные, прикладные, методические разработки).

1.4.Уровни и методы педагогического исследования

Эмпирический уровень научного исследования, его методы (наблюдение, описание, измерение, эксперимент). Теоретический уровень научного исследования в музыкальной педагогике: проблема, гипотеза, концепция, модель, теория, закономерность. Теоретические методы педагогического исследования (компаративный анализ, логическое и историческое, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.). Методы историко-педагогического исследования. Статистические и математические методы педагогического исследования. Междисциплинарный характер педагогического исследования в области музыкального образования.

1.5.Критерии качества научной продукции

Научный продукт: тезисы, доклад, статья, квалификационная работа (диссертация). Вторичные научные тексты: аннотация, реферат, рецензия, комментарий, обзор. Система методологических характеристик педагогического исследования как интегрированный критерий его качества. Проблемное поле, тема, актуальность педагогического исследования. Теоретическая и практическая новизна, значимость результатов исследования. Уровни новизны результатов научно-педагогических исследований: уточнение, дополнение, конкретизация, усовершенствование, преобразование, изобретение, открытие. Теоретико-прикладные аспекты внедрения результатов педагогических исследований в практику. Условия включения результатов педагогических исследований в рынок информационных интеллектуальных услуг. Инновации в педагогике.

Раздел II. ИСТОРИЯ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова:идеи музыкально-эстетического воспитания, народное, религиозное и светское музыкальное обучение и воспитание, общее и профессиональное музыкальное образование,концепция музыкального воспитания, прогрессивные идеи организации всеобщего музыкального обучения, система музыкального воспитания.

2.1.Накопление прогрессивных идей и методик музыкально-эстетического воспитания личности

Идеи музыкально-эстетического воспитания личности в трудах Аристотеля, Платона, Пифагора. Конфуций о государственном подходе к музыкальному воспитанию. Просветительские идеи Ж.-Ж.Руссо. Опыты Л.Н.Толстого по музыкальному воспитанию детей. С.И.Танеев о предметном насыщении общего музыкального образования.

Музыкальное образование народной, религиозной и светской ориентации. Общее и профессиональноемузыкальное образование.

2.2.Развитие теоретических основ музыкальной дидактики в советский и постсоветский период

Становление общего музыкального образования в России начала ХХ века. Музыкально-педагогическая концепция Б.В.Асафьева. Прогрессивные методические идеи выдающегося педагога Б.Л.Яворского. Тематическое построение факультативных занятий, исследование музыкального восприятия, интересов и вкусов (Н.Л.Гродзенская, В.Н.Шацкая). В.Н.Шацкая о музыке в повседневной жизни ребенка.

Понятие музыкальной дидиактики и ее составляющих. О.А.Апраксина о специфике урока музыки, о развитии певческого голоса. Направление и результаты деятельности лаборатори НИИ школ под руководством Д.Б.Кабалевского. Разработка проблем музыкальной психологии в трудах Б.М.Теплова, А.Л.Готсдинера, В.Г.Ражникова, Г.М.Цыпина и др. Система основных идей для организации музыкального воспитания и образования Л.А.Баренбойма. Теория развивающего обучения музыканта и педагога-музыканта в работах Г.М.Цыпина. Развитие интонационной теории в работах В.В.Медушевского. Вклад в разработку теории и практики общего музыкального образования в советский и постсоветский период коллектива НИИ Художественного образования (Ю.Б.Алиев, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская, М.С.Красильникова, В.О.Усачева и др.). Разработка проблем методологической, теоретической и практической подготовки учителя музыки кафедрой методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического государственного университета (Э.Б.Абдуллин и его научно-методическая школа). Современные концепции и подходы к музыкальному воспитанию школьников (Н.А.Бергер и др.). Интеграция и межпредметные связи в процессе обучения школьников. Художественное творчество детей. Творческий стиль преподавания современного учителя музыки.

2.3.Особенности содержания и организации музыкального воспитания в школах Беларуси

Определение научно-методических позиций и подбор музыкального репертуара для музыкального воспитания школьников в первые годы советской власти (А.Гриневич, М.Анцев, Ю.Дрейзин). Пение как основной вид работы на уроках музыки и пения в белорусских школах.Вторая половина ХХ века – период многогранного развития общего музыкального образования в Беларуси. Внедрение и адаптация системы музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского (80-е годы ХХ века).Разработка концепций и образовательных стандартов по эстетическому воспитанию и предмету “Музыка” (В.А.Салеев, Н.Н.Гришанович, Л.Е.Романенко, В.Д.Юркевич и др.).Концептуальные идеи музыкально-педагогического образования (В.Л.Яконюк).

Традиции составления программ, нотных хрестоматий,учебно-методических пособий и разработок творческими коллективами под руководством Н.Н.Гришанович и В.Д.Юркевич. Школы с музыкальным уклоном (направленностью). Разработка научно-методической и учебно-методической литературы в области общего музыкального и музыкально-педагогического образования учеными университетов Беларуси (Гродно, Витебск, Минск, Могилев и др.). Особенности учебно-методического комплекса по предмету “Музыка” для общеобразовательных школ в настоящее время.

2.4.Система музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского

Д.Б.Кабалевский – композитор, ученый, общественный деятель, музыкальный просветитель. Основные принципы и методы его авторской программы по музыке. Связь музыки и жизни как генеральная тема школьных занятий по музыке. Направленность программы на формирование духовного мира человека, его общей и музыкальной культуры. Логика изучения музыкального искусства, тематизм программы. Взаимосвязь композиторской, исполнительской и слушательской позиции в обучении музыке. Создание музыкального Атласа мира (известная музыка разных стран в музыкальном репертуаре). Воплощение интернациональной идеи в программе.Особенности методического комплекса и представленных методическиех моделей.Интерпретация системы Д.Б.Кабалевского в Беларуси.

2.5.Зарубежные системы музыкального воспитания в ХХ в.

Эмиль Жак-Далькроз (Швейцария) – создатель новой концепции ритмического воспитания и обучения музыке через движение. Взаимосвязь музыки, впечатления и движений, роль интуиции и исполнительской импровизации в системе Э. Жака-Далькроза. Педагогическая ценность музыкального движения в развитии эмоциональной сферы и образного мышления личности.

Карл Орф (Германия) – композитор, педагог, общественный деятель. Развитие творческих способностей личности как главная идея системы общего музыкального образования. Элементарное музицирование. Игровые приемы для обучения музыкальной грамоте и творчеству (ритмическое эхо, игра с ритмоблоками). Инструментальное музицирование, оркестр детских музыкальных инструментов, методика организации игры на инструментах. ”Шульверк“ – методическое пособие для учителя. Использование элементов системы К.Орфа в белорусских школах.

Золтан Кодаи (Венгрия) – композитор, исследователь национальной венгерской музыки, педагог, общественный деятель. Концептуальные идеи: музыка необходима всем, обучение ”родному языку“ через фольклор, приобщение к музыке через хоровое пение. Решение задачи всеобщей музыкальной грамотности (умение читать и записывать ноты). Воспитание музыкального слуха через постижение лада. Метод относительной сольмизации или релятивная система.

Раздел III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Ключевые слова: музыка, интонация, музыкальный образ, средства музыкальной выразительности, народная музыка, классическая музыка, национальное и интернациональное в музыкальной культуре, композиторская, исполнительская и слушательская деятельность, виды исполнительской деятельности, интерпретация музыкальных произведений.

3.1.Музыка как отражение жизни и человеческого сознания

Содержание и форма в музыке. Интонационная природа музыки и речи. Жанровая основа музыки. Национальное и интернациональное в музыкальной культуре. Народное и профессиональное музыкальное творчество. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Роль средств музыкальной выразительности в создании художественного образа (звуковысотность, ритм, тембр, динамика, гармония и др.). Специфика композиторской, исполнительской и слушательской деятельности.

3.2.Народная музыка

Народная музыка, как носитель, выразитель и отражение духа народа.Народная музыка – основной фактор возрождения национальной культуры и сохранения своеобразия национального менталитета. Воспитание национального музыкального и интонационного вкуса, развитие качеств, присущих своему народу.Изучение и возвышение своей родной культуры. Носители народной музыкальной культуры. Незаменимость образовательного материала народной музыки в укреплении духа подрастающего поколения и школьном воспитании и.

3.3.Классическая музыка в содержании общего музыкального образования

Классика – сокровищница культуры, вместилище опыта: национального, исторического, всечеловеческого. Духовно-эстетическая ценность классических произведений. Место и значение классики в масштабах исторического опыта народа, национального и мирового искусства. Представление о сущности классической музыки как ориентира в образовании. Назначение классической музыки.

3.4. Интерпретация музыкальных произведений

Художественное направление в искусстве и его особенности. Интерпретация музыкального произведения как озвучивание и истолкование (пересоздание, осмысливание, преобразование). Точность, яркость, многогранность в исполнительской трактовке. Объективное и субъективное в создании художественного образа. Психологические аспекты исполнительства: субъективное отношение исполнителя к музыкальному произведению (индивидуальная интерпретация) и психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, волевые качества, особенности проявления аффективной сферы, жизненный и музыкальный опыт и др.). Социальные аспекты исполнительства: факторы места, времени, социальный состав слушательской аудитории и т.д.

Исследовательский поиск в обосновании содержательных акцентов музыкального произведения (изучение эпохи, внутреннего мира композитора, нотного текста). Индивидуальный стиль исполнителя.

Раздел IV. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова:музыкально-познавательная деятельность, познавательные возможности учащихся, возрастные особенности, принципы обучения, педагогический процесс, виды учебной музыкальной деятельности, методика обучения, классификации методов, методы обучения, педагогические технологии, формы обучения, стимулирование интереса к музыке, учебные темы (модули); система ”ключевых“ (ориентировочных) и частных музыкальных знаний; ведущие и частные музыкальные умения,, средства обучения, учебно-методический комплекс.

4.1.Музыкально-познавательная деятельность

Психические процессы и музыкально-познавательная деятельность.

Воспитание, обучение и развитие как составные компоненты музыкального образования. Виды учебно-познавательной деятельности в области музыки. Мотивация и стимулирования интереса к музыкальному обучению. Алгоритмы организации самостоятельной музыкально-познавательной деятельности школьника.

4.2.Принципы музыкального обучения в условиях общего школьного образования

Дидактические принципы как система теоретических обобщений, призванных организовать цели, содержание, формы и методы обучения. Интерпретация общедидактических принципов сообразно музыкально-педагогической деятельности. Принцип дифференцированного подхода в музыкальном обучении. Принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического как отражение закономерностей и специфики художественной педагогики. Принципы художественности и ассоциативности.

4.3.Педагогический процесс и его компоненты

Педагогический процесс как целостное явление. Основные компоненты педагогического процесса: цель и задачи, ценности, содержание, условия, субъекты образовательного процесса, принципы и методы, формы и средства. Проектирование и осуществление педагогического процесса. Специфика процессов обучения и воспитания в области музыкального искусства. Педагогический процесс как диалог, сотрудничество, сотворчество его участников.

4.4.Виды учебной музыкальной деятельности

Взаимосвязь и взаимодействие различных видов музыкально-познавательной деятельности. Музыкально-слушательская деятельность. Вокально-хоровая деятельность. Инструментальное музицирование. Музыкально-композиционная деятельность (импровизация и сочинение музыки). Музыкально-теортетическая подготовка учащихся. Полихудожественная деятельность учащихся (подготовка и исполнение литературно-музыкальных композиций, рисование под музыку, театрализация, пластическое интонирование и т. д.).

4.5.Урок как форма музыкального обучения

Урок как основная форма обучения музыке. Типология уроков музыки. Характерные особенности и взаимосвязь уроков различного типа. Целостная структура современного урока музыки. Построение урока –творческая деятельность учителя. Сценарий и драматургия урока. Педагогическая импровизация на этапе реализации замысла урока. Основные требования к современному уроку музыки. Перспективное и поурочное планирование музыкальной работы. Этапы подготовки учителя к уроку. Методика анализа урока.

4.6.Понятие о методах, приемах и средствах музыкального обучения

Понятие о методах музыкального обучения. Метод как память культуры о наиболее рациональных способах деятельности в музыкальной области. Разнообразие методов, используемых в музыкальном обучении, их характеристики и особенности использования на различных этапах урока. Классификации методов обучения, отражающие разные аспекты учебно-воспитательного процесса: по логике мышления, по источнику познания, по способу деятельности, по основным педагогическим функциям, по степени занимательности. Принципы выбора методов обучения в зависимости от цели урока и педагогической ситуации. Характеристика отдельных методов, описание эффективности их использования для решения практических задач. Средства обучения как педагогическое условие оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 

4.7. Современные образовательные технологии преподавания музыки в школе

Педагогические технологии в преподавании предмета ”Музыка“, признаки технологичности (концептуальность, системность, этапность, управляемость, эффективность, воспроизводимость). Образовательные технологии, основанные на современном уровне развития технического прогресса (музыкальный инструментарий, аудиотехника, видеотехника, компьютерная техника).

Использование на музыкальных занятиях общепедагогических технологий (личностно-ориентированной, проблемного обучения, развивающего обучения, модульного обучения, педагогических мастерских, педагогики сотрудничества, проектного обучения, мониторинга, уровневой дифференциации и др.). Уровень общепредметных образовательных технологий по предмету ”Музыка“ в известных системах музыкального воспитания.

Частные, локальные технологии преподавания в области музыкального искусства (по развитию чувства ритма, по развитию ладового слуха, по изучению нотной грамоты, по развитию исполнительской техники учащихся, по аранжировке музыкального произведения и т.д.).

4.8.Факультативные и внеклассные формы работы как резерв повышения качества образования

Массовые и кружковые формы внеклассной работы. Перспективные модели взаимосвязи урочной и внеклассной работы в школе. Система дополнительного образования. Школьный факультатив. Клубы по музыкальным направлениям и интересам. Группы, ансамбли, музыкальный театр, конкурсы и другие организационные формы в решении задач по оптимизации музыкально-исполнительской деятельности.

4.9.Контроль успеваемости учащихся

Текущий, периодический и итоговый контроль результатов музыкальной работы учащихся, егозначение как средства ”обратной связи“ и стимула обучения. Организация контроля интенсивности музыкального развития школьников. Методы контроля индивидуальнойи коллективнойуспеваемости школьников в различных видах музыкальной деятельности (по всем компонентам содержания музыкального обучения). Игровые технологии для стимулирования успешности обучения. Методы и приемы реализации безотметочной технологии для определения успеваемости учащихся на уроках музыки.

Раздел V. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: воздействие музыки, воспитание нравственности, сопереживание, милосердие, чувство патриотизма, духовные силы, сотрудничество в музыкальном коллективе, артистизм, музыкальная психотерапия, идея художественного произведения, конкретизация в художественном образе смысла, интенсификация воспитательного процесса, культура, духовность, становление личности, нравственные и эстетические ценности, социализация, воспитательные и образовательные возможности художественной культуры.

5.1.Сущность воспитания, его соотношение и связь с обучением

Системный характер процесса воспитания и его целостность. Воспитание как процесс формирования личности. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Эстетическое воспитание и духовная культура.

5.2.Воздействие музыки на человека

Преобразующая сила музыки. Стимулирующее влияние музыкального искусства на деятельность и общение человека. Формирование духовных потребностей человека в процессе музыкального воспитания,влияние настановление его духовных сил. Особенности использования музыки как арт-терапии. Участие в исполнении музыки как вид психотерапии. Жизненный путь и творчество выдающихся музыкантов как вдохновляющий пример служения человеку и обществу. Музыка как заряд энергии. Роль средств музыкальной выразительности в активизации чувств и эмоций (пробуждение любви красотой мелодий, ритм и темп как стимул к активности, медитация с использованием музыки разных тембров для достижения эмоциональной уравновешенности и т.д.). Формирование способности к эстетической оценке жизненных явлений.

5.3.Многоступенчатая система использования музыкального искусства как средства интенсификации воспитательного процесса

Особенности музыкального воспитания детей разных возрастных групп. Обогащение ребёнка новыми представлениями. Потенциал музицирования в эмоциональном, психологическом и социальном воздействии. Формирование аффективной сферы человека, таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, способность к взаимодействию и сотрудничеству, невербальному общению. Становление моделей поведения в процессе музыкальной деятельности.

5.4.Воспитание нравственности

Нравственные и эстетические ценности. Идеалы в жизни и искусстве.Формирование нравственного сознания. Совесть как один из сильнейших источников духовности. Нравственный выбор на основе устойчивых убеждений. Развитие нравственных чувств, способности к сопереживанию, адекватному восприятию эмоционального состояния музыки и человека. Художественный образ музыкального произведения и его нравственное значение. Противостояние образов добра и зла в симфонической музыке. Нравственный пример на основе личности и действия героев музыкальных спектаклей (опера, балет). Школьные традиции в воспитании нравственности.

5.5.Воспитание чувства патриотизма на основе национальной музыки

Понимание Отечества как непреходящей ценности. Формирование гражданского отношения к Отечеству, сопричастности к его истории. Воспитание верности духовным традициям. Роль песни в воспитании патриотизма, творческого отношения к действительности. Идея музыкального (художественного) произведения как мотив развития личности. Воспитание любви к народной и профессиональной музыке своей Родины.

5.6.Решение воспитательных задач в условиях музыкального коллектива

Особенности формирования межличностных отношений в музыкальном коллективе (хор, оркестр, вокальная группа, вокально-инструментальный ансамбль).Развитие духовных сил в концертной деятельности. Формирование артистизма, влияние на формирование имиджа учащегося. Развитие исполнительской воли.

РазделVI. МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Ключевые слова:реформирование образования, цели и задачи музыкального обучения, программы по музыке, содержание предмета ”Музыка“, методика формирования ключевых и частных знаний и умений, методика изучения учебной темы, музыкальные способности и их структура, методики развития музыкальных способностей, методы вокально-хоровой работы,организация инструментального музицирования, проблемы реализации программы в практике начального обучения, принципы отбора содержания для обучения, образовательная среда, применение компьютерных технологий.

6.1.Тенденци реформирования общего музыкального образования в Беларуси

Концепции эстетического, художественного, музыкально-эстетического и музыкально-педагогического образования в Беларуси (В.А.Салеев, Л.Е.Романенко, Н.Н.Гришанович, В.Л.Яконюк и др.). Особенности общего музыкального образования на современном этапе.Цели и задачи музыкального воспитания личности школьника. Решение задач по музыкальному обучению и воспитанию в процессе взаимодействия основного и дополнительного музыкального образования.

6.2.Характеристика программ и методического обеспечения по музыке для учреждений общего среднего образования Беларуси

Краткая характеристика сущности изменений в учебных планах и построении школьных программ эстетического цикла. Логика построения содержания программы по музыке. Взаимосвязь композиторской, исполнительской и слушательской позиции в обучении музыке. Раскрытие многосторонних связей музыки и жизни –сверхзадача программы, её методологическая основа. Национальная основа музыкального образования. Творчество учителя в подборе и интерпретации музыкального репертуара. Учебно-методический комплекс по предмету ”Музыка“ и его функции.

6.3.Музыкальные способности и их структура

Музыкально-воспитательный процесс как регулируемая педагогом система развития музыкальных способностей учащихся. Способности как индивидуальный комплекс свойств и качеств личности, обеспечивающий успешность в работе в определенной сфере. Характеристика общих и специальных способностей человека в работах С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского. К.К.Платонова, В.Д.Шадрикова, В.А.Крутецкого, Э.А.Голубевой, и др., понятие о музыкальных способностях в работах Б.В.Асафьва, Б.М.Теплова, Г.М.Цыпина, А.Л.Готсдинера, Д.К.Кирнарской, А.Г.Каузовой, Л.Л.Бочкарева, К.В.Тарасовой, В.И.Петрушина и др. Б.М.Теплов о музыкальности и ее структуре. Педагогические условия формирования музыкальных способностей.

 

 

6.4.Методика формирования у школьников ключевых и частных знаний и умений

Тема (проблема) – ключ к пониманию важнейших элементов музыкальной культуры. Выражение в обобщенных музыкальных знаниях (модулях) алгоритмов познания музыки. Педагогическая технология проблемного обучения в методике изучения темы четвертей и полугодий (методика изучения ключевых понятий). Формирование умений и навыков оперирования теоретическими знаниями о музыке в процессе общения с музыкой и размышлении о ней. Закрепление ключевых и частных знаний и умений в музицировании (сольное, ансамблевое и хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация и сочинение музыки, движение под музыку, пластическое интонирование).

6.5.Взаимосвязь видов музыкальной деятельности на уроках музыки

Музыкально-теоретическая деятельность учащихся. Методы интонационно-смыслового и сравнительного анализа музыкальных произведений. Целостный анализ как завершающий этап работы над художественным произведением.Методы импровизации и сочинения на уроке музыки.

Методика организации вокально-хоровой работы на уроках музыки и внеклассных занятиях.Методы и приемы работы над чистотой интонирования, дикцией и артикуляцией, расширением диапазона и красотой тембра голоса, в разных методиках (В.Емельянов, Д.Огороднов, Г.Стулова и др.), над строем и ансамблем в хоровом пении. Методика разучивания песни. Организация концертной деятельности как путь стимулирования интереса к музыке. Методы организации инструментального музицирования на уроках музыки и внеклассных занятиях. Организация работы оркестра детских музыкальных инструментов в школе. Обучение приемам игры на доступных инструментах (маракасы, румбы, ксилофоны, металлофоны, блокфлейты и др.). Организация познавательной деятельности учащихся в процессе слушания музыки. Методы взаимосвязи различных видов искусства для раскрытия художественного содержания музыкального произведения. Литературно-музыкальная композиция, презентация, технология педагогического проектирования, творческие задания в ходе исследования вопросов истории и теории музыкального искусства.

6.6.Высокотехнологическая образовательная среда

Оборудование кабинета музыки в школе. Музыкальный инструментарий. Применение компьютерных технологий на уроке музыки. Демонстрационная наглядность в таблицах, графиках, моделях. Музыкальные программы для записи, воспроизведения, систематизации музыки. Использование банка музыкальных видеоматериалов. Разработка и составление презентаций, подготовка учителем проектов. Учебно-методический комплекс по предмету ”Музыка“.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр ”Академия“, 2004. – 336 с.
  2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., Музыка, 2006. – 326 с.
  3. Абдуллин, Э.Б. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки : учеб. пособие / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Прометей, 2005. – 232 с.
  4. Абдуллин, Э.Б. Содержание и организация занятий в различных формах общего музыкального образования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева; Липец. гос. пед. ун-т. – Липецк : ЛПГУ, 2006. – 115 с.
  5. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., Владос, 2000. – 336 с.
  6. Алиев И.Ю. Методологические и методические основы вокально-педагогического творчества. Москва, 1993. – 49 с.
  7. Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Материалы Х международной научно-практической конференции. – М.: РИТМ, 2012. – 340 с.
  8. Анисимов, В.П. Арт-педагогика нравственности: монография. / В.П. Анисимов. – Тверь: Изд-во ТвГУ, 2010. – 320 с.
  9. Бахтин М.М. как философ / Отв. ред. Л.А.Гогогтишвили, П.С.Гуревич. – М: Наука, 1992. – 256 с.
  10. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А. Баренбойм. – 2-е изд., доп. – Л. : Совет. композитор, Ленингр. отд-ние, 1979. – 352 с.
  11. Баренбойм, Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. — М.: Сов. композитор, 1978. — 367 с.
  12. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бондаревская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
  13. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студентов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М. : Academia, 2002. – 413 с.
  14. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке / Н.А. Бергер. – СПб. : Каро, 2004. – 358 с.
  15. Берков, В.Ф. Методология науки. Общие вопросы: учеб. пособие / В.Ф.Берков. – Минск: РИВШ, 2009. – 396 с.
  16. Вопросы методологии в педагогике и педагогическом образовании: Сборник научных статей. – СПб.–Тюмень: Учреждение РАО ИПО – ТОГИРРО, 2011. – 140 с.
  17. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. – 208 с.
  18. Вишнякова, Н.Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества : пособие для учителя музыки / Н.Ф. Вишнякова; Белорус. науч.-исслед. ин-т образования. – Минск, 1992. – 76 с.
  19. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – Минск : Соврем. слово, 1998. – 474 с.
  20. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер ; Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманитар. актер. лицей. – М. : NВ Магистр, 1993. – 190 с.
  21. Гришанович, Н. Н. Теоретические основы музыкальной педагогики: [монография] / Н. Н. Гришанович. – М. : ИРИС ГРУПП, 2010. – 512 с.
  22. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 283 с.
  23. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. – М., Просвещение, 2004.
  24. Кеериг, О.П. Обзор современных систем массового музыкального воспитания подрастающего поколения : учеб. пособие / О.П. Кеериг ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : СПбГУКИ, 2006. – 52 с.
  25. Клюев, А.С. Философия музыки / А.С.Клюев. – 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Астерион, 2010. – 227 с.
  26. Ковалив, В.В. Методика развития ладовысотного слуха / В.В. Ковалив // Методика музыкального воспитания в школе: учеб.пособие. – Минск: БГПУ им. М. Танка. – 1998. – С. 81-94.
  27. Концепцияучебного предмета ”Музыка“ / Пачатковая школа. Электронный адрес: http://p-shkola.by/ru/reklama?id=286 Режим доступа 21.01.2012.
  28. Королева, Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование: Монография. – Минск: УП ”Технопринт“, 2003. – 216 с.
  29. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П.Королева. – Минск: БГПУ, 2010. – 216 с.
  30. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
  31. Кузьмiнiч, М.Л. Музычная адукацыя ХIХ - пачатку ХХ ст./ М.Л. Кузьмiнiч. – Мiнск: Бел.дзяржаўны ун-т культуры імастацтваў, 2008. – 271 с.
  32. Кузьмініч, М.Л. Термінасістэма педагагічнай навукі: трасфармацыя асноўных паняццяў і іх узаемасувязей // Веснік БДУКМ. – Мiнск: БДУКМ, 2005. – № 5. – С. 89 – 94.
  33. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г.Левитес. – М., 1998. – 352 с.
  34. Медушевский, В.В. Концепция. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства: (Для общеобразовательных учебных заведений). — Минск: Православное братство во имя Архистратига Михаила, 2001. — 52 с.
  35. Методология педагогики музыкального образования. – М.: Граф-Пресс, 2009. – 256 с.
  36. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Э.Б.Абдуллин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова и др.; Под ред. Э.Б.Абдуллина. – М.: Издательский центр ”Академия“, 2002. – 272 с.
  37. Методологические проблемы современного музыкального образования: Материалы международной научно-практической конференции 11-13 апреля 2011 года. – СПб.: Мзд-во Политехн. ун-та, 2012 . – 212 с.
  38. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. — М.: Изд. центр ”Академия“, 2001. — 232 с.
  39. Научные школы в педагогике искусства. / Под ред. Л.Г.Савенковой. Издательский Дом РАО, М.: 2008. – 166 с.
  40. Наследие О.А. Апраксиной и музыкальное образование в ХХIвеке. Материалы межрегиональной научной конференции с международным участием. – М., 2006. – 398 с.
  41. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – М., 1986. – 158 с.
  42. Осеннева, М.С., Безбородова, Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. — М.: Издательский центр ”Академия“, 2001. — 368 с.
  43. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
  44. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И.Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1999.– 384 с.
  45. Полякова, Е.С. Психологические основы музыкально-педагогической деятельности: монография / Е.С.Полякова. – 2-е изд. испр. – Минск: БГПУ, 2005. – 195 с.
  46. Полякова, Е.С. Педагогические закономерности становления и развития личностно-профессиональных качеств учителя музыки: монография / Е.С.Полякова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 542 с.
  47. Пракапцова, В.П. Спасцiжэнне майстэрства: станаўленне мастацкай адукацыі ў Беларусі / В.П. Пракапцова. – Мінск : Мін. ф-ка каляр. друку, 2006. – 163 с.
  48. Рева, В.П. Культура музыкального восприятия школьников: механизмы становления: монография /В.П.Рева. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2005. – 204 с.
  49. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб.пособие /А.И. Савенков . – М.: Издательский центр ”Академия“, 2000. – 232 с.
  50. Салееў, В.А. Музыка ў эстэтычным развiццiасобы // Музычнае і тэатральнае мастацтва. – № 2. – 2003. – С. 4–6.
  51. Салеев, В.А. Концепция эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь // Асновы мастацтва. — 2000. — № 4. — С. 9–30.
  52. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  53. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М., Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. – 335 с.
  54. Технология оценки образовательной среды школы: учеб.-методич.пособие для школьных психологов / под ред. В.В.Рубцова, И.М.Улановской. – М.: Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 256 с.
  55. Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования: Материалы международной научно-практической конференции (11-13 апреля 2011 года) / Ред.-сост. Б.С.Рачина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 338 с.
  56. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской [и др.]. – СПб.: Питер, 2001. – 536 с.
  57. Цыпин, Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля): монография /Г.М.Цыпин. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Изд-во ”Нобелистика“, 2008. – 246 с.
  58. Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг. - М., 1970. – 544 с.
  59. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. — М., 1992. — 175 с.
  60. Яконюк, В.Л. Музыкальная педагогика и психология: вопросы теории и практики : сборник / Белорус. гос. акад. музыки ; редкол.: В.Л. Яконюк (ред.), К.И. Степанцевич (сост.) [и др.]. – Минск, 2002. – 285 с.
  61. Яконюк, В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность / В.Л.Яконюк. – Минск: Белорусская академия музыки, 1993. – 147 с.
  62. Яконюк, В.Л. Проблемы глобализации музыкального образования: взгляд в ХХIвек / В.Л.Яконюк // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2002. – № 1. – С. 22-27.
  63. Campbell, D. The Mozart effect: tapping the power of music to heal the body, strengthen the mind, and unlock the creative spirit / D. Campbell. – New York : Avon Books, 1997. – 332 p.
  64. Davies, J.B. The psychology of music / J.B. Davies. – London, 1980.
  65. Jaques-Dalcroze, E., Rhythm, Music & Education / E. Jaques-Dalcroze. — London, 1980.
  66. Serafine, M.L. Music as coqnition. The development of thouqht in sound / M.L. Serafine. – New-York, 1988.
  67. Keetman, G. Elementaria. Erster Umgang mit dem Orff-Schulwerk / G. Keetman. – Stuttg., 1970.
  68. Lissa, Zofia. Aufsätze zur Musikästetik / Zofia Lissa. – Berlin: Henschelverlag Kunst und Geselschaft, 1969. – 301 s.
  69. Orff, Carl. Ein Bericht in Wort und Bild, 2 Aufl. / Carl Orff. – Mainz, 1960.
  70. Wellek, A. Musikpsychologie und Musikästhetik / A. Wellek. – Fr./M., 1963.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманистической педагогике /Ш.А.Амонашвили. – М.: ”Изд. дом Ш.Амонашвили“, 1995. – 496 с.
  2. Апраксина О. А.: Избранное/ Ответственные редакторы: Э.Б Абдуллин, П. Г. Бугаков. – Москва – Липецк: ЛПГУ, 2006.
  3. Белунцов, В. Музыкальные возможности компьютера : справочник / В. Белунцов. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с.
  4. Библер, В.С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога) / В.С.Библер. – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
  5. Безбородова, Л.А., Алиев, Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
  6. Боровик, Т.А. Осенняя гамма: Методические рекомендации к экспериментальной программе ”Искусство“ (1 класс). — М., 2000. — 166 с.
  7. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. – Минск, 1995. – 238 с.
  8. В помощь учителям и студентам. Валентин Ковалив. Электронный адрес: http://www.valentin-kovaliv.com/pomosch. Режим доступа 01.06. 2012.
  9. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В.Гавриловец. – Минск: Полымя, 2000. – 128 с.
  10. Гессе, Г. Игра в бисер. – СПб, Азбука-классика, 2004. – 496 с.
  11. Глазырина, Е.Ю. Музыка в четвертом измерении. Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников / Е.Ю.Глазырина. – М.: Искусство в школе, 2001. – 372 с.
  12. Голешевич, Б.О. Эвристические основы педагогики общего музыкального образования: монография / Б.О. Голешевич. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2009. – 272 с.
  13. Гришанович, Н.Н. Концепция художественно-эстетического образования школьников Беларуси. Минск, 2004. – 24 с.
  14. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и про многое другое. — М., 1976. — 244 с.
  15. Кавалiў, В.В. Спецкурс ”Методыка элементарнага музіцыравання“ як сродак удасканалення прафесiйнай падрыхтоўкiбудучага настаўнiка музыкi// Актуальныя праблемы падрыхтоўкiнастаўнiка музыкi: Матэрыялы навукова-метадыч. канф. — Мiнск, 1996. — С. 71–73.
  16. Канцэпцыя прафесiйнай адукацыiў галiне мастацтва ў Рэспублiцы Беларусь / Бел. дзярж. акад. музыкi; Рэд.-склад. В.Л. Яканюк. — Мiнск, 1999. — 70 с.
  17. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В.Кларин. – Рига, 1995. – 176 с.
  18. Кодай, З. Избранные статьи / Ред. И.И. Мартынова. — М.: Сов. композитор, 1982. — 288 с.
  19. Конаржевский, Ю.К. Анализ урока. М.: Центр ”Педагогический поиск“, 2000. – 336 с.
  20. Леонтьева, О.Т. Карл Орф. — М.: Музыка, 1984. — 334 с.
  21. Малюков, А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна: Феникс. 1999. — 254 с.
  22. Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления: Московская школа политических исследований / М.К.Мамардашвили. – М., 2000.
  23. Методика развития музыкального слуха: Г.И. Шатковский Электронный адрес: http://www.shatkovsky.ru/ Режим доступа: 27. 05 2012.
  24. Методика преподавания музыки. Электронный адрес: http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html режим доступа: 30.05 2012.
  25. Николаева, Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. – Москва, ”Прометей“, 2002. – 345 с.
  26. Осеннева, М.С., Самарин, В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. — М.: Изд. центр ”Академия“, 2003. — 192 с.
  27. Познавательные психические процессы / Сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2001. – 480 с.
  28. Проблемы фортепианной педагогики в современном аспекте. – М.: РИО РАМ имени Гнесиных, 2011. – 154 с.
  29. Программы средней общеобразовательной школы: Музыка, 1–3-й кл. трехлетней начальной шк. / Научн. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
  30. Ройтерштейн, М.И. Основы музыкального анализа. – М.: Владос, 2001. – 112 с.
  31. Светлов, Б.В. Мультимедийная культура общества: потребность в эстетической информации и художественная коммуникация // Асновы мастацтва. – 2002. – № 2. – С. 47–55.
  32. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Владос, 2002. – 173 с.
  33. Струве, Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  34. Судзуки, С. Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов / C. Судзуки; пер. с англ. С.Э. Борич. – Минск : Попурри, 2005. – 192 с.
  35. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методич. пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 336 с.
  36. Тютюнникова, Т.Э. Музицирование как педагогическая стратегия. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании // Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития: Материалы междунар. конф. / Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. – М.: Флинта, 1999. – С. 152–156.
  37. Усачева, В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Авторский подход к методике музыкального образования. // Музыкальное искусство: метод. пособие для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2002.
  38. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности / Г.М.Цыпин. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 384 с.
  39. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  40. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. ― Минск: Тэхналогія, 2000.― 326 с.
  41. Шмырина, Ф.А. Основные тенденции развития музыкального образования в США. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании // Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития: Материалы междунар. конф. / Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. – М.: Флинта, 1999. – С. 167–173.
  42. Юланова Д. М. Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2009 №98 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-na-urokah-muzyki-v-obscheobrazovatelnoy-shkole(дата обращения: 24.03.2013).
  43. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественногомышления учителя образовательной области ”Искусство“. –М.: Компания Спутник, 2004. –253 с.
  44. Юркевiч, В.Д. Музычныя дыдактычныя гульнi i практыкаваннi. – Мiнск, 1997. – 112 с.
  45. Яконюк, В.Л. Музыка в современном мире: традиции или инновации / В.Л.Яконюк // Актуальные проблемы педагогики музыкального искусства: Материалы международной научно-практической конференции (2-3 декабря 2004 г.). – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2005. – 174 с. – С. 3–9.
  46. Мистецтво у розвитку особистостi: Монографiя/ За ред., передмова та пiслямова Н.Г.Ничкало. – Чернiвцi: Зелена Буковина, 2006. –224 с.
  47. Нiколаï, Г.Ю. Музично-педагогiчна освiта в Польщi:iсторiя та сучаснiсть: Монографiя / Г.Ю. Нiколаï. – Суми: СумДПУ iм. А.С.Макаренка, 2007. – 396 с.
  48. Рейзенкiнд, Т.Й. Дидактичнi основипрофесiйноï пiдготовкивчителямузикивпедунiверситетi / Т.Й. Рейзенкiнд. – КривийРiг: Видавничийдiм, 2006. –638 с.
  49. Izard, C.E. The psychology of emotions / C.E. Izard. – New York : Plenum Press, 1991. – 451 p.
  50. Ryans, D.B. Characteristics of teachers, their description, comparison, and appraisal : a research study / D.B. Ryans. – Washington : Amer. Council on Education, 1960. – 416 p.
  51. Shuter-Dyson, R. The psychology of musical ability / R. Shuter-Dyson, C. Gabriel. – New York ; London : Methuen, 1981. – 354 p.
  52. Shuter-Dyson, R. The psychology of musical ability / R. Shuter-Dyson. – London: Methuen, 1968. – 347 p.
  53. Michel P. Uber Musikalische Fahigkeiten und Fertigkeiten / P.Michel. – Leipzig, 1962.
  54. Orff, K. Schülwerk. Einführung in Musik für Kinder /K. Orff. – Jahrburch: Orff–Institut, 1963.
  55. Dokształcanie i doskonalenie zawodowe nauczycieli przedmiotów estetycznych. – Łódź: Wydawnictwo Uniwersytetu Łódzkiego, 2004. – 181 s.
  56. Husmann, H. Wstęp do muzikologii /H. Husmann. – Warszawa : Państ. Wydaw. Naukowe, 1968. – 310 s.
  57. Read, H. Wychowanie przez sztukę / H. Read. – Wrocław : Zakł. Nar., 1976. – 431 s.
  58. Werszylowski, J. Psychologia muzyki /J.Werszylowski. – Warszawa : Państ. Wydaw. Naukowe, 1970. - 338 s.
  59. Werschyłowski, J. Zarys psychologii muzyki / J. Werschyłowski. – Warszawa : Państ. Wydaw. Naukowe, 1966. – 126 s.
  60. Rinkevičius, Zenonas. Muzikinis mąstymas ir jo ugdymas mokykloje: mokslinė monografija/ Zenonas Rinkevičius. – Klaipėda: Klaipėdos universitetas, 2002. – 432 p.