13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (трудовое обучение)

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа-минимум «Методика трудового обучения» рассматривает особенности и закономерности процесса обучения. Она основывается на научных данных педагогики, психологии и на современных достижениях в области техники и технологии производства.

Методика трудового обучения – одна из основных дисциплин в системе трудовой подготовки учителя труда.

Трудовая подготовка включает в себя процессы обучения и воспитания, органически связанные между собой и направленные на формирование у школьников знаний, умений, навыков и качеств личности, характеризующих готовность выпускника школы к труду в общественном производстве.

Цели и задачи: Повысить уровень педагогической и научной культуры аспиранта, включая сформированность общих и специальных умений, опираясь на глубокие знания и навыки из вузовских курсов общей педагогики, возрастной психологии, методики трудового обучения.

Требования к уровню знаний аспиранта:

  • иметь представление об истории становления и развития трудового обучения в истории школы;
  • знать  о методологии, принципах, системах трудового обучения, формах организации учебного процесса;
  • иметь представление о психофизиологических основах трудового обучения, воспитательных функциях трудового обучения;
  • знать современные тенденции развития трудового обучения в Республике Беларусь;
  • владеть категорийно-понятийным аппаратом;
  • в совершенстве ориентироваться в выборе методов, приемов, формах организации обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностях учащихся, их подготовки, условий проведения занятий.

Содержание программы

1.Предмет и задачи курса «Методика трудового обучения»

Предмет «Методика трудового обучения». Задачи «Методики трудового обучения».

Ключевые слова: трудовое обучение, трудовое воспитание, технический труд, обслуживающий труд, техника, промышленность, технология, технология обработки, технологическое образование, творчество, техническое творчество, декоративно-прикладное творчество, моделирование, проектирование, техническое конструирование, художественное конструирование, творческое проектирование, природные материалы, конструкционные материалы, инструменты, приспособления, оборудование, техническое устройство, техническая задача, графическая документация, эскиз, технический рисунок, чертёж, технологическая документация, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта, маршрутная карта, объект труда, деталь, сборочная единица, изделие, творческий проект, пояснительная записка, профессия.

2.Становление и развитие трудового обучения в истории школы.

Сущность взглядов на трудовое обучение, воспитание и профориентацию. Идеи трудового обучения, выдвинутые Т.Мором, Ж.Ж.Руссо, Р.Оуэном, И.Г.Песталоцци. Политехническая направленность трудовой подготовки школьников, и история её развития. К.Д.Ушинский о воспитательной роли труда. Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский – основоположники трудового обучения в советское время. Соединение обучения с производительным трудом на различных этапах развития советской школы. Влияние политики государства на трудовую подготовку школьников в современных условиях.

3.Содержание трудового обучения в школе.

Общая характеристика процесса обучения: основные цели, закономерности. Важнейшие субъективные и объективные факторы, влияющие на содержание образования. Трудовое обучение – один из основных разделов образовательной области «Технологии». Содержание предмета «Трудовое обучение» в общеобразовательной школе. Цели и задачи предмета «Трудовое обучение». Учебная программа. Вариативная и инвариантная часть учебной программы по трудовому обучению. Содержание основных разделов «Технический труд», «Обслуживающий труд», «Сельскохозяйственный труд», «Культура дома» и т.д. в соответствующих классах. Обоснование значимости изучаемых разделов программы, с точки зрения культуросообразной школы. Взаимосвязь процесса обучения и воспитания при формировании знаний, умений и навыков и личности школьника, творческого отношения к труду. Новые подходы к трудовой и технологической подготовке школьников в современных условиях.

4.Психофизиологические основы трудового обучения.

Понятие умения и навыка. Формирование трудовых умений и навыков. Влияние возрастных особенностей учащихся на формирование трудовых учений и навыков. Особенности сенсорно-двигательного аппарата человека. Механизм формирования трудовых действий.

5.Современные концепции развития личности.

Социализация личности, стадии социализации. Психоаналитическая концепция развития Фрейда. Психосоциальная концепция развития личности (по Э.Эриксону). Гуманистический подход к развитию личности (А.Маслоу).

6.Проблема развития и воспитания личности в педагогике.

Понятие развитие личности. Физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие личности. Соотношение обучения и развиия. Взгляды на проблему развития и обучения Ст.Холла, В.Штерна, Л.С.Выготского. Развитие познавательной среды и интеллекта. Развитие деятельности ребенка.

7.Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.

Сущность трудового воспитания в трудовом обучении школьников. Цели и задачи трудового воспитания. Основы трудового воспитания учащихся. Общие принципы трудового воспитание в условиях коллектива; единство и целостность воспитания и обучения; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям; уважение к личности ребенка; активность и самодеятельность в сочетании с педагогическим руководством. Связь между трудовым воспитанием и самовоспитанием учащихся.

8.Взаимосвязь трудового обучения и основ наук.

Связь трудового обучения с другими науками. Профориентация в трудовом обучении во взаимосвязи с изучением основ наук. Реализация межпредметных связей на уроках трудового обучения.

9.Политехническое обучение.

Система политехнического обучения в школе на современном этапе. Политехническая и научная направленность трудового обучения, связь трудового обучения с производительным трудом.

10.Методология трудового обучения школьников.

Понятие метода. Методы научного исследования: наблюдение, метод анкетного опроса, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

11.Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.

Понятие о методах трудового обучения. Разнообразие методов, используемых в трудовом обучении, их классификация и характеристика, особенность использования на различных этапах урока. Методы, применяемые для формирования и закрепления технико-технологических знаний. Методы демонстрации. Методы формирования трудовых умений и навыков. Объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивные методы; инструктаж как метод, используемый в трудовом обучении; метод проектов; проблемный метод; частично-поисковый и исследовательский метод. Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации, их характеристика (словесные методы, наглядные, практические) и особенности их использования. Выбор методов обучения в зависимости от степени активности и самостоятельности учащихся. Понятие приема. Требования к показу приемов работы.

12.Учебное проектирование как метод организации деятельности учащихся.

Учебное проектирование, как метод организации деятельности учащихся на уроке. Метод творческих проектов. Понятие о проекте, как методе. Структурная модель творческой деятельности учителя и учащихся. Метод проектов, особенности организации и структура проектной деятельности школьников. Методика выполнения творческих проектов. Варианты творческих заданий в различных классах. Основные формы работы с учащимися на уроке, их характеристика, организационные особенности использования.

13.Дидактические системы трудового обучения.

Понятие дидактической системы трудового обучения. История развития систем трудовой подготовки. Характеристика основных систем трудовой подготовки. Дидактические системы трудового обучения. Системы трудового обучения, используемые для подготовки школьников в рамках школьной программы по трудовому обучению. Сущность основных систем трудового обучения: предметной, операционной, моторно-тренировочной, операционно-предметной, операционно-комплексной, конструкторско-технологической.. Положительные и отрицательные стороны различных систем трудовой подготовки Критерии выбора системы трудовой подготовки, при изменяющихся функциях труда.

14.Основные принципы трудового обучения, их реализация в ходе изучения учебного предмета.

Принципы трудового обучения. Классификация принципов трудового обучения. Характеристика основных принципов трудового обучения. Педагогические задачи, решаемые дидактическими принципами трудового обучения. Пути реализации каждого из дидактических принципов.

15.Политехнический принцип трудового обучения.

Сущность политехнического принципа трудового обучения. Компоненты системы политехнической подготовки учащихся. Пути реализации политехнического принципа трудового обучения.

16.Организационные формы трудового обучения.

Формы организации обучения школьников трудовому обучению. Классификация форм организации учебной работы школьников, их достоинства и недостатки. Выбор форм организации деятельности учащихся на уроке. Характеристика урока, экскурсии, производственной практики, зачета, факультатива, дополнительного занятия, консультации и др. Планирование и достижение учебно-воспитательных и развивающих целей на занятиях технологии.

17.Формы организации занятий по трудовому обучению в учебных мастерских.

Урок – основная форма учебной работы в мастерских. Типы уроков по трудовому обучению, их характеристика и особенности. Характеристика основных этапов урока. Содержание организационной части урока, вводного, текущего и заключительного инструктажа. Специальные формы уроков по технологии. Лабораторно-практические занятия и экскурсии, особенность их организации и проведения. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках трудового обучения.

18.Урок трудового обучения, его типы, структурные элементы.

Урок трудового обучения. Типы, структурные элементы урока. Формы организации работы учащихся на уроке. Виды уроков трудового обучения. Анализ урока – объективное оценивание уровня профессиональной подготовки учителя. Анализ уроков, как способ обобщения передового опыта учителя. Схема анализа и самоанализа урока технологии, их цели и задачи. Требования к современному уроку трудового обучения. Особенности современного урока.

19.Традиционные и нетрадиционные формы трудового обучения.

Урок, как традиционная форма трудового обучения. Технология урока. Нетрадиционные уроки, их классификация. Развитие у учеников познавательных интересов и творческих способностей.

20.Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к личности учащегося.

Сущность дифференцированного обучения. Критерии эффективности дифференцированного обучения. Пути повышения эффективности обучения посредством дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Типы дифференциации обучения.

21.Проблемный подход в обучении и его место в учебном процессе.

Особенности методики проблемного обучения. Последовательность организации проблемного урока или задания (постановка проблемного задания, организация проблемной ситуации, формирование проблемы, ее решение, проверка результатов, вывод, закрепление).

22.Сущность развивающего обучения.

Сущность развивающего обучения. Связь развивающего обучения с зоной ближайшего развития ребенка. Основные характеристики развивающего обучения.

23.Современные образовательные технологии на уроках трудового обучения.

Классификация современных образовательных технологий. Сущность технологии уровневого обучения, модульного, проектного обучения. Информационные технологии как важное средство технологической подготовки школьников. Применение информационных технологий на уроках трудового обучения.

24.Особенности обучения и воспитания учащихся подросткового возраста.

Психологические особенности подросткового возраста. Самооценка подростка. Мотивация и учебные мотивы. Организация трудовой деятельности учащихся подросткового возраста.

25.Особенности трудового обучения и воспитания старших школьников.

Психологические особенности юношеского возраста Особенности трудового обучения старшеклассников. Основные задачи трудового обучения и воспитания старшеклассников. Направления (профессии), по которым осуществляется подготовка старшеклассников, требования к ним. Формы организации трудового обучения старшеклассников. Типы занятий при трудовом обучении старших школьников. Перспективные направления и средства развития творческой деятельности старшеклассников в процессе технологической подготовки (техническое и технологическое творчество, художественное творчество в процессе художественно-технологической обработки материалов).

26.Профильная трудовая подготовка учащихся.

Виды общественно-полезного труда. Организация производственного обучения в учебных мастерских. Формы и методы производственного обучения. Организационные основы обучения в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК). Основные задачи, решаемые УПК. Выбор профессий и направлений обучения в УПК. Основные задачи и порядок организации производственной практики в УПК.

27.Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения

Содержание и задачи профориентационной работы с учетом возрастных особенностей школьников. Задачи профессиональной ориентации. Факторы, влияющие на выбор профессии. Основные формы и методы профессиональной ориентации в процессе трудового обучения. Этапы профессиональной ориентации во внеклассной работе. Особенности применения различных методов и приёмов профориентационной работы в различных типах уроков

28.Развитие профессиональных способностей и интересов учащихся.

Профессиональное самоопределение и классификация профессий. Факторы, определяющие профессиональный выбор. Профессиональная пригодность, профотбор. Формирование профессиональны умений и навыков. Факультативы и курсы по выбору, направленные на развитие профессионального самосознания и способствующие формированию профессиональных способностей и интересов.

29.Учебно-материальная база трудового обучения. Санитарно-гигиенические требования и режим работы в школьных мастерских.

Помещения учебных мастерских и кабинетов трудового обучения. Оборудование мастерских. Санитарно-гигиенические условия труда в учебных мастерских. Правила техники безопасности при работе в мастерских. Организация рабочих мест учащихся, рабочего места учителя; оснащение инструментами и принадлежностями, дидактическими материалами, ТСО; оформление кабинета трудового обучения.

30.Подготовка учителя к занятиям. Виды и особенности планирования учебного процесса

Подготовка учителя к новому учебному году. Проверка оснащения мастерской, определение направленности основных, кружковых и внеклассных занятий по предмету. Методика разработки календарно-тематического плана (анализ программ, учебных пособий, учебников, содержание календарно-тематического плана). Особенности поурочного планирования, его этапы и методика

31.Общая характеристика педагогической деятельности и требования к личности учителя трудового обучения. Оценка эффективности его деятельности.

Современные требования к учителю технологии, как к духовно-нравственной личности, высоко профессиональному специалисту в области технологических и психолого-педагогических дисциплин. Возможности самовоспитания и самообразования учителей трудового обучения. Личностно-профессиональные качества современного учителя технологии. Обязанности учителя трудового обучения в школе. Содержание учебной деятельности учителя трудового обучения. Содержание внеклассной работы учителя технологии.

32.Подготовка к уроку трудового обучения и его проведение. Значение планирования учебного процесса.

Этапы подготовки учителя к уроку .Основные задачи планирования учебного процесса. Виды планирования учебного процесса. Содержание предварительной подготовки учебного процесса. Вопросы, решаемые при подготовке материальной базы. Структура календарно-тематического плана.Перспективное планирование деятельности учителя трудового обучения. Поурочное планирование.

33.Организация контроля знаний, умений и навыков трудового обучения. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Цели, задачи и принципы проверки ЗУНов. Функции проверки и оценки знаний и умений. Виды контроля знаний и умений по форме и способам их проведения. Критерии, которыми руководствуются при проведении проверки и оценки знаний и умений. Различные методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков школьников. Формы проверки и особенности их проведения. Положительные и отрицательные стороны оценки. Количественные и качественные показатели оценки в трудовом обучении. 10-балльная система оценки учебных достижений учащихся: ее достоинства и недостатки. Современные требования к оценке. Технические средства обучения, для осуществления самопроверки.

34.Формы организации внеурочной работы.

Цели и задачи внеурочной работы по трудовому обучению. Формы организации внеурочной работы: индивидуальные, групповые, массовые, их отличительные особенности.

35.Организация внеклассной работы по трудовому обучению.

Основная цель и задачи организации внеклассной работы по трудовому обучению. Кружок – одна из форм организации внеклассной работы. Типы кружков: предметно-технические, творческо-конструкторские, учебно-технические. Экскурсии и методика их организации. Другие формы внеклассных и массовых форм работы по трудовому обучению, методика их проведения.

36.Экологическое воспитание учащихся на уроках трудового обучения.

Роль экологического воспитания в трудовом обучении. Изучение технологий, предоставляющих возможность экологического воспитания. Способы, применяемые учителем труда для экологического воспитания школьников.

Литература

  1. Актуальные вопросы совершенствования подготовки учителей трудового обучения: тез. докл. и выступлений на Всесоюз. совещ. зав. каф. общетехн. фак. пед. ин-в. – Мозырь, 1986.
  2. Базовый компонент трудового образования школьников к окончанию IX Кл. общеобразовательной школы. / Чечель И.Д., Горский В.Д., Рыкова Е.А. и др.; Авт. концепции и отв. ред. Чечель И.Д.; Ин-т развития образования Москва; Ставрополь: ИРО, 1994.
  3. Бабкин, Н.И. Политехническое образование школьников: Учеб. метод. пособие./ МГПИ им. А.М.Горького. – Минск, 1980.
  4. Бычков, А.В. Технология игры в трудовом обучении и профессиональной подготовке.--М.: Из-во Ассоц. инженеров-педагогов г. Москвы, 1994 —с. 38
  5. Гигиеническая оценка трудового обучения школьников: учебн. метод. разраб. /Мин. гос. мед. ин-т., Каф. гигиены детей и подростков; [Сост. Ж.П.Лободаева].-- Минск: МГПИ, 1995 – c.11
  6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения./ В.В.Давыдов. — М., 1986.
  7. Давыдов, В.В. Формирование учебой деятельности школьника / Давыдов, В.В., Ломшер Й., Маркова А.К.-- М., 1982.
  8. Дзюбенко, А.А. Новые информационные технологии в образовании / А.А.Дзюбенко – Москва: Б.и., 2000 – с.102
  9. Залеская, С.Е. Особенности проявления профессиональной направленности старшеклассников в условиях трудового обучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. (19.00.07) / Мин. гос. пед. ин-т им А.М.Горького. – Минск, 1990. – с.18
  10. Иванов, С.Н. Индивидуализация трудового обучения в общеобразовательной советской школе (1917 – 1931 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степени. канд. пед. наук.(13.00.01) Мин. гос. пед. ин-т им А.М.Горького. -- Минск. 1991. -- с.20
  11. Изучение состояния и перспектив обучения учащихся реальных классов / Мин-во обр. Респуб. Беларусь. Научн. ин-т образования, Гор. упр. нар. обр. г.Минска; / А.Ф.Журба, Н.И.Шульга, М.В.Ильин/. – Минск, 1993.—Ксерокопия.
  12. Карабанов, І.А. Методыка працоўнага навучання. Курс лекцый: У 2 ч. / Пад. рэд. І.А.Карабанова; Мазыр. дзярж. пед. ін-т ім Н.К.Крупскай – Мазыр: МазДПІ, 1998. Мозырь
  13. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Уч. пособ. для высш. пед. уч. завед. по спец. 030600 «Технология и предпринимательство» / Г.И.Кругликов. –  М.: Академия 2002.—с. 445
  14. Куцанов, В.Е. Обучение школьников планированию трудовых требований: 4—6 кл. / Мин-во просвещ. БССР, Науч.-исслед. ин-т. педагогики.. Минск: Народная асвета,1978. – с.110
  15. Лында, А.С. Методика трудового обучения: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд». - М.: Просвещение, 1977 – с. 232
  16. Малышева, А.В. Технология активизации познавательной деятельности старшеклассников в процессе трудовой подготовки: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. 13.00.01 / Сарат. гос. пед. ин-т им Н.Г.Чернышевского. --  Саратов, 2000.
  17. Малашенков, С.И. Подготовка будущих учителей черчения и трудового обучения к оспитанию у школьников творческого отношения к труду: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.: 13.00.01 / Малашенков Сергей Иванович; Мин. гос. пед. ин-т им А.М.Горького, -- Минск, 1987. – С.18
  18. Массовые формы внеклассной работы по трудовому обучению: Метод. рекоменд. / Отд. научн. образов. Гродненск. облисполкома, Гродн. обл. ин-т  учоверш. учителей, Гродн. обл.совет пед. образ. БССР; / Сост. А.А.Деркачев/.—Гродно, 1980.
  19. Махмутов, М.И. Проблемное обучение .– М., 1975.
  20. Мельникова, Л.В. Методика трудового обучения: (Обслуж. труд). Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. 2008 «Преподавание труда и черчения в 4—8 кл. сред. общеобразоват. шк.» / Мельникова, Л.В., Осипова Л.В. Фридман Т.Б, /Под ред. Л.В. Мельниковой. – М.: Просвещение, 1985 – С.224
  21. Методология и методика исследования трудового воспитания в процессе обучения и производственного труда учащихся: Метод. рекомендации участникам респ. комплекс. исслед. на 1986 – 1990 гг. /Мин. гос. пед.ин-т им. А.М.Горького; /Сост. А.И.Кочетов. – Минск, 1987.
  22. Норенков, Н.П. Информационные технологии в образовании /Н.П.Норенков, А.М.Зимин. – Москва: издательство МГПУ, 2004.—С.346
  23. Организация дифференцированного обучения в средней школе: мат-лы по итогам I-го этапа исследов. /Мин-во нар. обр. БССР, Мин. гос. пед ин-т им А.М.Горького, Мин. гор. совет пед. общ. БССР. – Минск, 1999.
  24. Организация непрерывного повышения квалификации педагогических кадров трудового обучения на диагностической основе: метод рекомендации / Мин-во просвещ БССР, Респ. ин-т усоверш. учителей. /Сост. В.В.Абрамов и др./. --  Минск, 1987.
  25. Печкурэнка, А.І. З вопыту правядзення практычных заняткаў у школьных вучэбных майстэрнях /А.І.Печкурэнка; Навук.-даслед. ін-т педагогікі Мін-ва асветы БССР. -- Мінск; Дзярж. вуч. пед. выд-ва, 1959.
  26. Печкуренко, А.И. Техника безопасности и приемы работы в школьных мастерских: Пособ. для уч-ся 5—8 кл. / А.И.Печкуренко. -- Минск: Народная асвета, 1966.
  27. Пискунов, М.У. Обучение и труд учащихся: Пед. основы связи /М.У.Пискунов; / Под ред.С.А.Умрейко. – Минск: Из-во БГУ, 1975.
  28. Подготовка школьников к труду в народном хозяйстве: Сб. научн. труд./Науч.-исслед. ин-т педагогики; /под ред. О.Т.Мороз. – Минск, 1984.
  29. Профессиональное самовоспитание учащихся УПК: Метод. рекоменд / Мин-во просв. БССР, Науч.-исслед. ин-т педагогики. – М., 1997.
  30. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: Методы активизации. – Мозырь: Реклам.-изд. Фирма «Белый ветер», 1998.
  31. Психология личности: [Сб.ст. /Сост. А.Б.Орлов. – М.: Вопр. психологии, 2001.
  32. Рапацевич, Е.С. Условия, пути и средства формирования творческих способностей учащихся: Дидактич. мат-лы для опытн. эксперим. проверки / Е.С.Рапацевич, В.И.Увирко; Республ. станция юных техников Мин-ва нар.обр.БССР. – Минск, 1989.
  33. Рябцев, П.А. Психологическая подготовка школьников к трудовой деятеольности: Монография / П.А.Рябцев. Упр-е образов. «Моз. гос. пед. ин-т». – Мозырь: МГПУ, 2003.
  34. Славинская, О.В. Методика производственного обучения: Учеб. пособие для студ. спец. 1-08 01 01 «Професс. обучение» /О.В.Славинская.— Минск: МГВРК, 2004.— С.150
  35. Сборник комплектов учебно-программной документации, определяющей содержание професс. технич. образов. нач. уровня в X—XI кл. технологического профиля (Упр. орбаз. Мингорисполкома, Гор. ин-т усоверш. учителей), /Разраб. М.В.Ильин и др. – Минск, 1995.
  36. Сборник научных и методических материалов по межшкольному комплексно-техническому центру (Мин-во образования Респуб. Беларусь; /Редкол: М.В.Ильин (отв.ред.) и др.. – Минск, 1993.
  37. Совершенствование трудовой подготовки и профориентации учащейся молодежи /Л.Ю.Емельянова. – Минск: БелНИИНТИ, 1981.
  38. Современные тенденции трудового обучения и воспитания молодежи: Мат-лы. рес. научно-практич. конф. 1дек.1999: К 75-летию со дня рожд. заслуж. раб. высш. шк. БССР, д-ра пед. наук, проф. И.Д.Чернышенко /Редкол.: С.И.Малашенков (гл.ред.) и др.. – Витебск: Из-во ВГУ, 2000.
  39. Столярова, С.И. Подготовка учащихся IV – VIII кл. к творческой деятельности в процессе трудового обучения: Автореф. дис. на соиск.  учен. степ. канд. пед. наук.: 13.00.01 / Столярова Светлана Иосифовна. Мин. гор. пед. ин-т им А.М.Горького. – Минск, 1982. – С.21
  40. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». -- Ростов н/Дону: «Феникс», 2000. – С.554
  41. Трубников, В.Е. Трудовая подготовка и профессиональная ориентация учащихся старших классов в новых социокультурных условиях: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Бийс. гос. пед. ин-т, -- Барнаул, 1999.
  42. Трудовое обучение и воспитание учащихся средних школ: Техн. сб. науч. тр./ Науч.-исслед. ин-т педагогики; / Под ред. О.Т.Мороз, В.В.Чечета/.— Минск, 1981.
  43. Трудовое обучение и профессиональная ориентация учащихся в учебно-производственных комбинатах: Тематич. сб. научн. тр. /М-во просвещения БССР, Науч.-исслед. ин-т педагогики /под ред. В.Е.Куцакова и др./.—Минск, 1977.
  44. Тхоржевский, Д.А. Проблемное обучение на уроках труда: Кн.для учителя /Д.А.Тхоржевский , В.Г.Гетта. – Минск: Народная асвета, 1986.
  45. Юдицкий, В.А. Методика трудового обучения в вопросах и ответах: Уч. метод. пособие /под ред. И.А.Карабанова; Мозыр. гос. пед. ин-т им. Н.К.Крупской, Каф. методики трудового обучения.— Мозырь: Моз.ГПИ, 1999.—С.48
  46. Яворскі, А.Н. Пытанні методыкі палітэхнічнага працоўнага навучання ў школьных майстэрнях /А.Н.Яворскі.— Мінск: Дзяржвыд Беларусі. Вучпедсектар, 1935.