13.00.03 – коррекционная педагогика

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 3 мая 2014 г. № 119
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Научная работа в области коррекционной педагогики требует от аспиранта углубленной методологической подготовки, глубоких системных  знаний истории и современных тенденций развития теории и практики специального образования, ориентировки в библиографических источниках. Программа-минимум кандидатского экзамена по коррекционной педагогике отражает современный уровень состояния коррекционной педагогики в контексте эволюции ее развития, основные актуальные научно-теоретические и методические проблемы, а также перспективы совершенствования образования лиц с особенностями психофизического развития.

Цель программы-минимум – определить требования к содержанию научно-теоретической и научно-методической подготовки кадров высшей квалификации в области педагогических наук.

Задачи программы-минимум:

  • сформировать готовность к системному анализу современного состояния и приоритетных направлений развития коррекционной педагогики;
  • повысить профессиональную компетентность педагога-исследователя, сформировать исследовательскую культуру соискателя ученой степени кандидата педагогических наук;
  • обеспечить подготовку специалиста образовательной сферы к проектированию и реализации программы непрерывного личностного и профессионального саморазвития.

Цель и задачи программы определяют логику и структуру курса. Содержание программы-минимум включает три раздела: «Актуальные проблемы коррекционной педагогики», «Коррекционная педагогика и проблемы развития специального образования», «Отрасли коррекционной педагогики: научно-теоретические и методические аспекты обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Третий раздел отражает современный уровень развития отдельных отраслей коррекционной педагогики: тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии, каждая из которых представлена самостоятельным подразделом. Содержание программы ориентирует аспиранта на интеграцию знаний по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика.

Требования к уровню знаний и профессионально-педагогическим компетенциям специалиста высшей квалификации по специальности13.00.03 – коррекционная педагогика.

В области коррекционной педагогики специалист должен иметь глубокие знания о:

  • роли коррекционной педагогики в системе антропологических знаний развитии отношения общества и государства к лицам с особенностями психофизического развития;
  • тенденциях и закономерностях развития коррекционной педагогики в контексте исторического знания, а также современных образовательных и воспитательных преобразований и реформ;
  • субъектах целостного педагогического процесса в системе философского, культурно-исторического, национального и мирового контекстов развития образования;
  • структуре инновационной деятельности педагога в условиях развития инклюзивных форм образования лиц с особенностями психофизического развития;
  • стратегиях развития педагогического профессионализма и мобильности, саморазвития и самовоспитания;

знать и уметь использовать:

  • первоисточники по педагогике, коррекционной педагогике, философии и социологии образования; библиографические источники с применением информационно-коммуникационных технологий;
  • научные методы организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития;
  • умения проектно-конструктивной, диагностической и прогностической деятельности в системе современного образования;
  • основные критерии и показатели оценки качества учебно-воспитательного процесса, в том числе с лицами с особенностями психофизического развития;
  • методы и формы самообразования и повышения своей квалификации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Актуальные проблемы коррекционной педагогики

Ключевые слова: коррекционная педагогика, ребенок с особенностями психофизического развития, коррекционно-педагогический процесс, особые образовательные потребности, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность.

Становление и развитие коррекционной педагогики как науки. Переодизация коррекционной педагогики как отрасли научно-педагогического знания (Н.М. Назарова). Формирование научных оснований коррекционной педагогики в классической науке эпохи Просвещения. Влияние неклассической науки на формирование коррекционной педагогики как самостоятельной отрасли знания. Развитие коррекционной педагогики на базе достижений технологической и информационной революций ХХ века, в контексте интеграции естественного и гуманитарного знания постнеклассической науки. Демократические и гуманистические тенденции в современной коррекционной педагогике.

Методологические основы коррекционной педагогики. Переход к постнеклассической модели научности: внимание к субъекту, практической направленности знания, его полезности. Стратегии развития современной педагогической науки: интериоризация, экстериоризация, проблематизация, рефлексия (И.И. Цыркун). Актуализация проблем и тем исследования в коррекционной педагогике: культурологический, социальный и субъективный контекст, оптимизация междисциплинарных связей и кроскультурных исследований. Основные уровни методологии коррекционной педагогики: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Развитие коррекционной педагогики в контексте современных педагогических парадигм: когнитивно-информационной, личностной, культурологической, компетентностной. Гармонизация педагогических парадигм – одна из основных стратегий развития современного образования.

Ребенок с особенностями психофизического развития как субъект коррекционно-педагогического процесса. Аспекты исследования детей с особенностями психофизического развития: клинический, психологический, педагогический, социологический. Проблема классификации лиц с особенностями психофизического развития: нозологический и функциональный подходы. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ICIDH). Концепция нормализации жизнедеятельности (Б. Нирье, Н.Э. Банк-Миккельсон, В. Вольфенсберг). Особые образовательные потребности. Проблема реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Основные ориентиры успешности их образовательной деятельности. Проблема социальной зависимости, инвалидизации личности, пути профилактики и преодоления.

Профессиональная компетентность и профессиональная деятельность учителя-дефектолога. Профессиональные ценности современного учителя-дефектолога. Профессиональная компетентность учителя-дефектолога в контексте современных тенденций развития специального образования. Проблема профессионально личностных качеств и профессиональной культуры учителя-дефектолога. Исследовательская и инновационная деятельность учителя-дефектолога. Деятельность профессионального педагогического сообщества как основной ресурс развития инклюзивного образования.

2. Коррекционная педагогика и актуальные проблемы развития специального образования

Ключевые слова: абилитация, коррекция, компенсация, реабилитация, нормальное развитие, нарушение, депривация, ранняя комплексная помощь, специальное образование, содержание специального образования, интегрированное обучение и воспитание, инклюзивное образование, безбарьерная среда.

Современные тенденции развития системы специального образования. Ценности современного специального образования. Государственная политика Республики Беларусь в сфере специального образования. Организационно-структурные преобразования в системе специального образования. Оптимизация сети учреждений специального образования. Развитие ранней коррекционно-педагогической помощи. Приближение коррекционной помощи по месту жительства. Внедрение дистанционного образования. Развитие интегрированного и инклюзивного образования. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в Республике Беларусь, его основные индикаторы. Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учреждениях образования, реализующих программы специального образования.

Проблема разработки содержания и методики обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Развитие содержания образования лиц с особенностями психофизического развития на компетентностной основе. Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса на всех этапах обучения. Разработка и внедрение учебно-методических комплексов (в том числе электронных) для детей с особенностями психофизического развития. Концепция учебника для специального образования. Национальные учебники и учебные пособия для специального образования. Сущность коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, система принципов, обеспечивающих ее реализацию. Современное технологическое и ресурсное обеспечение специального образования. Проблема применения педагогических технологий, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс образования лиц с особенностями психофизического развития. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития, моделирование моно и полифункциональных средовых комплексов. Проблема организации межличностной коммуникации в условиях интегрированного и инклюзивного образования. Проблема качества специального образования, ее интерпретация в зарубежных и отечественных научных исследованиях.

Проблема разработки содержания и методики коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития. Проблема сущности и цели коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития с позиций социальной модели реабилитации. Знания и умения компенсаторного характера. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития. Методы, технологии, традиционные и альтернативные средства коррекционно-развивающей работы. Профилактика и коррекция нарушений психофизического развития, ограничений жизнедеятельности, ограничений социального включения. Интеграция обучения, воспитания и коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе. Проблема осознания детьми с особенностями психофизического развития своих компенсаторных возможностей. Проблема самокоррекции и самореабилитации. Партнерство учреждения образования и родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Ребенок с особенностями психофизического развития в открытом социуме. Структура социальных контактов ребенка с особенностями психофизического развития. Дети с особенностями психофизического развития в системе дополнительного образования. Профориентационная работа в учреждениях образования, реализующих программы специального образования. Перспективы трудовой и профессиональной занятости людей с особенностями психофизического развития. Проблема независимого проживания людей с особенностями психофизического развития. Проблема взаимоотношения полов и создания семьи людьми с особенностями психофизического развития. Социальное партнерство учреждений образования, семьи и общественных организаций в решении проблем включения людей с особенностями психофизического развития в открытый социум. Информационно-просветительская работа в открытом социуме.

3. Отрасли коррекционной педагогики: научно-теоретические и методические аспекты обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

Ключевые слова: тифлопедагогика, дети с нарушениями зрения, незрячие и слабовидящие дети, сурдопедагогика, дети с нарушением слуха, неслышащие и слабослышащие дети, дети с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, олигофренопедагогика, дети с интеллектуальной недостаточностью, логопедия, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с общим недоразвитием речи.

3.1. Тифлопедагогика

Цель и задачи тифлопедагогики на современном этапе развития общества. История развития научных взглядов на проблемы обучения и воспитания слепых в странах Западной Европы, в России и Беларуси. Актуальные направления развития современной тифлопедагогики.

Теоретические основы тифлопедагогики: научные положения о психофизиологических принципах развития процессов компенсации при нарушениях зрения и педагогических путях их реализации (П.К. Анохин, 
А.М. Зимкина, М.И. Земцова); научные положения о принципах и методических основах коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения (Л.П. Григорьева, З.Г. Ермолович, И.С. Моргулис, Г.В. Никулина, 
Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова); научные положения о психолого-педагогических основах обучения и трудовой подготовки детей с нарушениями зрения (В.З. Денискина, В.П. Ермаков, Б.И. Коваленко,
Ю.А. Кулагин, Л.И. Моргайлик, В.С. Сверлов, Б.К. Тупоногов); научные положения о дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения (Ю.С. Ганжий, Н.Г. Крачковская, Н.Б. Коваленко, С.С. Калинер, Н.В. Серпокрыл).

Педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Соотношение понятий «нарушение психофизического развития» и «ограничение жизнедеятельности». Характеристика типичных ограничений, возникающих при нарушениях зрения на уровне отдельных видов деятельности и социального взаимодействия. Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения. Особенности социального прогноза лиц с разной степенью потери зрения. Самостоятельность, независимость и самореализация – основные ориентиры успешности образования детей с нарушениями зрения. Проблема профессиональной ориентации и профессионального самоопределения лиц с нарушениями зрения.

Система непрерывного образования лиц с нарушениями зрения, современные тенденции ее развития. Ранняя комплексная помощь детям с нарушениями зрения: опыт, проблемы, перспективы развития. Развитие интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения на уровне дошкольного и школьного образования. Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения. Актуальные проблемы интеграции незрячих и слабовидящих в систему среднего специального и высшего образования.

Коррекционная направленность обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Основные положения принципа коррекционной направленности обучения, их творческое развитие в современной тифлопедагогике. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения на диагностической основе. Развитие содержания образования детей с нарушениями зрения. Современные подходы к определению специфического блока содержания образования незрячих м слабовидящих на различных этапах обучения. Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Особенности методики обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: наглядно-действенный характер обучения, интеллектуализация учебно-познавательной деятельности, усиление педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью. Технологии обучения и воспитания в образовании детей с нарушениями зрения. Оценка и самооценка учебно-познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. Социально-нормативные и индивидуально-нормативные ориентиры оценивания учебно-познавательной деятельности. Критерии дифференциации педагогического взаимодействия. Реализация дифференцированного подхода к обучению и воспитанию незрячих слабовидящих детей на различных этапах обучения. Средства обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: историческая ретроспектива и современность. Специальные средства обучения детей с нарушениями зрения: тифлотехника учебного и бытового назначения. Проблема адаптации средств обучения для детей с нарушениями зрения. Использование информационных технологий в обучении и воспитании незрячих и слабовидящих. Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения. Проектирование средовых комплексов для детей с нарушениями зрения.

Коррекционно-развивающая работа с незрячими и слабовидящими на уровне дошкольного и школьного образования. Проблема остаточного зрения, подходы к ее решению в истории тифлопедагогической теории и практики. Научные и организационно-методические аспекты обеспечения охраны и развития остаточного зрения в процессе обучения и воспитания. Научно-методические основы формирования способов восприятия на полисенсорной основе. Проблема физической и социальной мобильности лиц с нарушениями зрения в контексте реализации идеи «независимого образа жизни». Особенности формирования у детей с нарушениями зрения базовых навыков в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, рекреации. Особенности коммуникативной культуры детей с нарушениями зрения. Теоретические и прикладные аспекты формирования и обогащения коммуникативного опыта в условиях зрительной депривации.

Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения. Проблема формирования адекватной позиции родителей по отношению к ребенку. Педагогические условия формирования активной жизненной позиции ребенка с нарушениями зрения в семье. Участие общественных организаций в решении проблем обучения, воспитания, социализации незрячих и слабовидящих детей.

3.2 Сурдопедагогика

Цель и задачи сурдопедагогики на современном этапе. История развития научных взглядов на проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха в странах Западной Европы, в России и Беларуси.

Теоретические основы сурдопедагогики: научные положения о психофизиологических принципах развития процессов компенсации при нарушении слуха и педагогических путях их реализации (В.И. Бельтюков, Л.В. Нейман, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау), научные положения о принципах и методических основах коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха (В.И. Бельтюков, Е.П. Кузьмичева, Л.П. Назарова, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, Н.Д. Шматков, Е.З. Яхнина); научные положения о психолого-педагогических основах обучения и воспитания детей с нарушением слуха (Р.М. Боскис, Т.А. Григорьева, А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Т.И. Обухова, Е.Г. Речицкая, В.Б. Сухова), научные положения о дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха (Р.М. Боскис, Т.И. Обухова, Е.З. Яхнина), принципы коммуникативной системы обучения языку детей с нарушением слуха (С.А. Зыков), решение ключевых вопросов коррекционной работы при использовании верботональной системы обучения детей с нарушением слуха (П. Губерина, Л.И. Руленкова), научные положения о билингвистическом обучении глухих (Г.Л. Зайцева), система “Кью- спич” (“Q-speech”).

Педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Современные подходы к классификации нарушений слуха. Соотношение понятий «нарушение психофизического развития» и «ограничение жизнедеятельности». Характеристика типичных ограничений, возникающих при нарушении слуха на уровне отдельных видов деятельности и социального взаимодействия. Особые образовательные потребности детей с нарушением слуха. Особенности социального прогноза лиц с разной степенью потери слуха. Проблема профессиональной ориентации и профессионального самоопределения лиц с нарушением слуха.

Система непрерывного образования лиц с нарушением слуха, современные тенденции ее развития. Проблемы раннего аудиологического скрининга новорожденных. Ранняя комплексная помощь детям с нарушением слуха: опыт, проблемы, перспективы развития. Развитие интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания детей с нарушением слуха на уровне дошкольного и школьного образования. Профессиональное образование лиц с нарушением слуха. Актуальные проблемы интеграции неслышащих и слабослышащих в систему среднего специального и высшего образования.

Коррекционная направленность обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Основные положения принципа коррекционной направленности обучения, их творческое развитие в современной сурдопедагогике. Обучение и воспитание детей с нарушением слуха на диагностической основе. Современные подходы к определению содержания образования детей с нарушение слуха на различных этапах обучения. Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Особенности методики обучения и воспитания детей с нарушением слуха: наглядно-действенный характер обучения, соотношение различных форм речи в процессе обучения и воспитания детей с нарушением слуха, речевая направленность образовательного процесса, усиление педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью. Технологии обучения и воспитания в образовании детей с нарушением слуха. Оценка и самооценка учебно-познавательной деятельности детей с нарушением слуха. Социально-нормативные и индивидуально-нормативные ориентиры оценивания учебно-познавательной деятельности. Реализация дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха на различных этапах обучения. Средства обучения и воспитания детей с нарушением слуха: историческая ретроспектива и современность. Современные подходы к слухопротезированию детей с нарушением слуха. Кохлеарная имплантация как средство слухопротезирования и реабилитации детей с нарушением слуха. Использование информационных технологий в обучении и воспитании детей с нарушением слуха. Организация образовательной среды для детей с нарушением слуха.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха на уровне дошкольного и школьного образования. Современные подходы к диагностике и коррекции нарушений слуховой функции. Научные и организационно-методические аспекты развития слухового восприятия детей с нарушением слуха. Развитие устной речи как ведущего фактора социализации лиц с нарушением слуха. Дифференцированный подход к формированию и развитию устной речи детей с нарушением слуха. Развитие жестовой речи неслышащих учащихся. Социально-бытовая ориентировка и социальное ориентирование учащихся с нарушением слуха. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.

Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушением слуха. Проблема формирования адекватной позиции родителей по отношению к ребенку с нарушением слуха. Педагогические условия формирования активной жизненной позиции ребенка с нарушением слуха в семье. Участие общественных организаций в решении проблем обучения, воспитания, социализации детей с нарушением слуха.

3.3. Олигофренопедагогика

Цель и задачи олигофренопедагогики на современном этапе развития общества. История развития научных взглядов на проблемы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Актуальные направления научных исследований в отечественной и зарубежной олигофренопедагогике.

Теоретические основы олигофренопедагогики (А.Н. Граборов, Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, М.И. Кузьмицкая, Б.И. Пинский, Б.П. Пузанов, О. Шпек и др.). Научно-теоретические положения о коррекционно-педагогических основах обучения, воспитания и трудовой подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью.

Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности психического развития учащихся с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (особенности познавательной, эмоциональной сферы и личности в целом) и их учет в осуществлении учебно-воспитательного процесса. Педагогическая характеристика учащихся. Возможности их общеобразовательной, трудовой подготовки и социальной интеграции. Педагогическая дифференциация учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

 Проблемы организации специального образования лиц с интеллектуальной недостаточностью. Перспективы совершенствования системы учреждений, обеспечивающих получение специального образования. Современный подход к ранней коррекции развития детей. Междисциплинарное взаимодействие специалистов и родителей по оказанию помощи ребенку. Развитие интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью на уровне дошкольного и школьного образования. Взаимодействие специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Коррекционная направленность педагогического процесса в учреждениях образования для детей с интеллектуальной недостаточностью. Основные положения принципа коррекционной направленности обучения, их творческое развитие в современной олигофренопедагогике. Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью на диагностической основе. Современные подходы к определению содержания образования детей с интеллектуальной недостаточностью. Трансформация содержания специального образования в контексте компетентностного подхода. Ключевые компетенции специального образования: коммуникативная, информационно-познавательная, социально-бытовая. Развитие содержания образования детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Концепция нового учебника и учебных пособий для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Особенности методики обучения и воспитания данной категории детей, проблема разработки и внедрения современных педагогических технологий. Оценка и самооценка учебно-познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности организации образовательной среды для учащихся с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования: отбор средовых ресурсов и моделирование средовых комплексов.

Коррекционно-развивающая работа в системе специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью. Содержание и организация коррекционно-развивающей работы (учебно-воспитательный процесс, система коррекционных занятий). Пути реализации коррекционной направленности обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода.

Состояние и пути повышения эффективности профессиональной подготовки выпускников с интеллектуальной недостаточностью. Проблема подготовки учащихся к самостоятельной жизни в условиях обучения в классах углубленной социальной и профессиональной подготовки. Психолого-педагогические аспекты социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью. Возможности и пути социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Организация и содержание работы по осуществлению патроната лиц с интеллектуальной недостаточностью. Организационный и содержательный аспекты сопровождения взрослых лиц с интеллектуальной недостаточностью: образование, трудовая деятельность, досуг, семья и др.

Проблема комплексной социокультурной и психолого-педагогической поддержки семьи. Социально-демографическая и экономическая характеристика семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью. Способы организации и содержание отношений партнёрства с родителями. Воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью в семье.

3.4. Логопедия

Цель и задачи логопедии на современном этапе развития общества. История развития научных взглядов на проблемы предупреждения, выявления и преодоления речевых нарушений у детей и взрослых, обучения и воспитания детей с нарушениями речи в странах дальнего и ближнего зарубежья и в Беларуси. Проблема дифференциации и интеграции отраслей коррекционной педагогики, изучающих лиц с нарушениями речи (логопедии, логопедагогики). Актуальные направления развития современной логопедии.

Теоретико-методологические основы логопедии. Значение для логопедии положения о диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного (Г. Гегель); культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л.С. Выготский); концепции единства психики и деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Давыдов и др.), единства мышления, языка, речи (П.К. Анохин, В.И. Бельтюков, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.М. Шахнарович); учения о соотношении общих и специфических закономерностей в развитии нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский и др.); концепции речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); концепции усвоения языка как средства общения, коммуникативных теорий речи (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.Н. Ушакова). Естественнонаучная психофизиологическая основа логопедии (П.К. Анохин, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, И.М. Сеченов). Научные положения о роли двигательно-кинестетической импульсации (И.П. Павлов, Т.Н. Ушакова), роли двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления (И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Н.И. Жинкин). Нейропсихологический и психолингвистический аспекты речевой деятельности (Т.Б. Ахутина, Э.С. Бейн, Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.) и их учет в логопедической теории и практике. Научные положения о закономерностях развития речи в онтогенезе и дизонтогенезе (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин), о сензитивных сроках созревания функциональной речевой системы (Н.М. Аксарина, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, С.Н. Цейтлин). Дискуссионные вопросы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. Современные тенденции исследования речевой коммуникации и языковой способности у детей с недоразвитием речи. Научные положения о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями речи (Е.Ф. Архипова, О.Е. Громова, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова и др.); о соотношении первичных и вторичных симптомов в структуре нарушений речи (Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, К.Г. Ермилова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Б. Лопатина, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.); о системном и дифференцированном подходах к диагностике и коррекции нарушений речи (Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Проблемы модификации и стандартизации используемого в логопедии терминологического аппарата. Принципы построения системы логопедической терминологии.

Педагогическая характеристика лиц с нарушениями речи. Этиология нарушений речи в свете современных достижений медицины, генетики, нейропсихолингвистики и других наук. Проблема систематизации речевых нарушений. Отечественные и зарубежные классификации нарушений речи. Психологические особенности лиц с нарушениями речи и их учет при построении коррекционной работы. Характеристика типичных ограничений, возникающих при различных нарушениях речи на уровне отдельных видов деятельности и социального взаимодействия. Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, заиканием). Проблема повышения познавательной и речевой активности детей с тяжёлыми нарушениями речи. Профилактика и коррекция социальной дезадаптации детей с тяжелыми нарушениями речи. Проблема профессиональной ориентации и профессионального самоопределения лиц с нарушениями речи.

Современные системы психолого-педагогического обследования лиц с речевыми нарушениями. Концептуальные основы логопедической диагностики. Технология обследования речи. Значение нейропсихологической диагностики при определении стратегии логопедической работы. Проблемы диагностики речевых нарушений и профессиональная компетенция учителя-логопеда.

Система непрерывного образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции ее развития. Ранняя комплексная помощь детям с фактором риска в речевом развитии: опыт, проблемы, перспективы развития. Развитие интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи на уровне дошкольного и школьного образования. Коррекционная направленность обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи на диагностической основе. Современные подходы к определению специфического блока содержания образования детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи; заиканием) на различных этапах обучения. Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи; заиканием). Особенности языковой подготовки детей с тяжелыми нарушениями речи. Компетентностный подход в обучении русскому (белорусскому) языку и литературе детей с тяжелыми нарушениями речи. Реализация дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи. Проблема адаптации средств обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи. Использование информационных технологий в обучении и воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи. Средовые ресурсы обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Современные подходы к профилактике и коррекции речевых нарушений у детей и взрослых. Основные принципы и стратегии оказания логопедической помощи лицам с нарушениями речи. Пропедевтическая направленность логопедической работы. Основные модели оказания логопедической помощи, использующиеся в мировой практике. Методические поиски в отечественной и зарубежной логопедии. Использование компьютерных технологий в логопедической работе. Невербальные средства общения и их использование в работе по формированию навыков коммуникации у детей с I уровнем речевого развития. Продуктивные виды деятельности в логопедической практике.

Феноменология фонетико-фонематического недоразвития речи. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи. Содержательные и организационно-методические аспекты построения дифференцированной логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме дислалии, ринолалии, дизартрии.

Актуальные проблемы фонопедии. Влияние патологии голоса детей на развитие коммуникативной функции. Современные системы логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у лиц голосовых профессий.

Заикание, его феноменология и современные концепции. Межполушарная асимметрия мозга и проблема заикания. Влияние билингвизма на речевое развитие детей с заиканием. Комплексная система реабилитации лиц с заиканием (лечебно-оздоровительная и коррекционно-педагогическая работа). Современные технологии формирования плавной речи у лиц с заиканием. Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме нарушений темпо-ритмической организации высказывания, перспективы дальнейшего их изучения.

Концепция «общего недоразвития речи». Проблемы дифференциальной диагностики общего недоразвития речи. Организационно-методические требования к построению обучения детей с общим недоразвитием речи. Современные тенденции в изучении алалии как системного недоразвития речи (анатомо-физиологический, неврологический, психолингвистический аспекты). Проблема развития и коррекции речи у детей с моторной и сенсорной алалией. Специфика формирования коммуникативной функции речи при моторной алалии. Дифференцированное логопедическое воздействие при алалии. Дискуссионные и нерешенные вопросы, направления исследования алалии в настоящее время.

Современные концепции проблемы афазии. Нейролингвистический подход в понимании афазии на современном этапе. Комплексная нейрореабилитация и восстановительное обучение при разных формах афазии. Нейропсихологический анализ форм алексии (дислексии) и аграфии (дисграфии) при афазии, методы их преодоления. Направления исследования афазии в настоящее время, дискуссионные и нерешенные вопросы.

Современные теоретические представления о природе дислексии, дисграфии, дизорфографии. Психолингвистический аспект коррекции нарушений письменной речи. Проблема готовности к овладению грамотой и письменной речью детей с нарушениями речи. Формирование самостоятельной письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Психолого-педагогический анализ ошибок письма билингвов. Компетенция учителя-логопеда в вопросах организации коррекционных занятий с детьми-билингвами, имеющими нарушения письма. Проблемные вопросы в изучении нарушений чтения и письма.

Дискуссионные и нерешенные вопросы диагностики и коррекции нарушений речи у детей с сенсорной, двигательной и интеллектуальной недостаточностью.

Специфика организации логопедической помощи в системе образования, здравоохранения; проблемы преемственности в логопедической работе. Особенности воспитания детей с нарушениями речи в семье. Типология отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии. Проблема формирования адекватной позиции родителей по отношению к ребенку. Организация и содержание взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекции речевых нарушений у детей.

Литература

Основная

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни: Монография / Е.Ф. Архипова. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – 215с.
  2. Басилова, Т.А. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического развития / Т.А. Басилова [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2010. – №2. – С. 82 – 90.
  3. Гайдукевич, С.Е. Направления совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития / С.Е. Гайдукевич // Спецыяльная адукация. – № 5. – 2009. – С. 19 – 25.
  4. Гайдукевич, С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич [и др.]; под ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск: БГПУ, 2006. – 98 с.
  5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
  6. Змушко, А.М. Специальное образование в Республике Беларусь: от интеграции к инклюзии / А.М. Змушко // Кiраванне у адукацыi. – 2012. – № 5. – С. 4– 9.
  7. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 янв. 2011 г., № 243-3 //  Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 13. – 2/1795.
  8. Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития: Монография / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. – Минск: НИО, 2003. – 111 с.
  9. Коноплева, А.Н. Методика проведения уроков на компетентностной основе / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 1.– С. 23–30.
  10. Коррекционно-образовательные технологии: пособие для педагогов / А.Н. Коноплева, Е.М. Калинина и др.; науч. ред. А.Н. Коноплева. – Минск: НИО, 2004. – 141 с.
  11. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.
  12. Королева, И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2012. – 400 с.
  13. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.
  14. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектолог. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия. – 224 с.
  15. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектолог. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2: Ринолалия. Дизартрия. – 304 с.
  16. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектолог. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.
  17. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектолог. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. – 312 с.
  18. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектолог. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
  19. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектолог. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 408 с.
  20. Лопатина, Л.В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией: Монография / Л.В. Лопатина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 259 с.
  21. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушением слуха / Т.В. Николаева. – М.: Экзамен, 2006. – 112 с.
  22. Никулина, Г.В. Система работы по развитии зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Замашник. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 192 с.
  23. Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения в условиях образовательного и реабилитационного процесса: Монография / Г.В. Никулина. – СПб. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 245 с.
  24. Малофеев, Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня завтра (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке): учеб. пособие для системы повышения квалификации специалистов системы специального образования и органов управления образованием / Н.Н. Малофеев, В.С. Лазарев, А.Г. Зикеев. –– М.: ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007. – 145 с.
  25. Моргулис, И.С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых / И.С. Моргулис. – Киев, 1991. – 112 с.
  26. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров: Монография / Н.М. Назарова. – М.: Издательство «Спутник+», 2009. – 159 с.
  27. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для детей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: теоретические основы и практический опыт / пер. со шведск. А. Львовского; сост., ред. и автор предисл. К. Грюневальд. – СПб.: СПИРВ, 2003. – 144 с.
  28. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2004. – 344 с.
  29. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева; науч. ред. Т.Л. Лещинская. – Минск: НИО, 2005. – 260 с.
  30. Обухова, Т.И. Коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2010. – 60 с.
  31. Обухова, Т.И. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха: учеб-метод. пособие / Т.И. Обухова, Е.Н. Сороко. – Минск: БГПУ, 2013. – 91 с.
  32. Особенности интегрированного обучения детей с нарушением зрения: учеб.-метод. пособие для учителей спец. и общеобразоват. шк. / С.Е. Гайдукевич и др.; Науч. ред. З.Г. Ермолович. – Минск: НИО, 2004. – 159 с.
  33.  Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 5: науч.-практ. сб. – М.: Тенериф, 2006. – 208 с.
  34. Психология воспитания детей с нарушениями зрения / Под общ. ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 214 с.
  35. Приходько, О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: Монография / О.Г. Приходько. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 г. – 208 с.
  36. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: Медицина, психология, педагогика / Под ред. В.И. Селеверстова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 386 с.
  37. Разенкова, Ю.А. Европейская система ранней помощи / Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 2013. – №1. – С. 14 – 22.
  38. Речицкая, Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: Монография / Е.Г. Речицкая. – М.: МПГУ, 2011. – 188 с.
  39. Русецкая, М.Н. Дислексия в контексте когнитивно–коммуникативного развития учащихся с речевыми нарушениями: Монография / М.Н. Русецкая. – М.: МГПУ, 2009. – 240 с.
  40. Солнцева, Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: практическое пособие для родителей, тифлопедагогов, воспитателей / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М.: Экзамен, 2006. – 126 с.
  41. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 312 с.
  42. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: «Академия», 2007. – 352 с.
  43. Сурдопедагогика / под. ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2004. – 655.
  44. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография / Т.В. Туманова. – М.: РИЦ «Альфа», 2002. – 114 с.
  45. Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики [Текст]: учебное пособие / Б.К. Тупоногов. – М.: АПК и ПРО, 2001. – 68 с.
  46. Условия и механизмы повышения качества специального образования / Под ред. Коноплевой А.Н. и др. – Минск: НИО, 2006. – 98 с.
  47. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха: учеб.-метод. пособие / С.Н. Феклистова, Т.И. Обухова, Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
  48. Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира: учеб.-метод. пособие: с приложением СD / С.Е. Гайдукевич, В.В. Радыгина, С.Н. Феклистова и др. – Минск: БГПУ, 2011. – 312 с.
  49. Яковлева, И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: Монография / И.М. Яковлева. – М.: Спутник, 2009. – 220 с.

Дополнительная

  1. Баль, Н.Н. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с особенностями психофизического развития / Н.Н. Баль // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 5. – С. 18 – 23.
  2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c.
  3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-пресс, 1994. – 416 с.
  4.  Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012 – 2016 годы [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://pravo.by. – Дата доступа: 26. 11. 2013.
  5.  Григорьева, Т.А. Жестовый язык как предмет изучения: эксперимент в специальной школе / Т.А. Григорьева, И.К. Русакович // Весцi БДПУ. – 2007. – № 3. – С. 3 – 7.
  6. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В.З. Денискина // Дефектология. – 2012. – №5. – С. 3 – 13.
  7. Денискина, В.З. Зрительные возможности учащихся с остаточным форменным зрением / В.З. Денискина // Дефектология. – 2011. – №6. – С. 61 – 72.
  8. Денискина, В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В.З. Денискина // Дефектология. – 2011. – №5. – С. 56 – 65.
  9. Дрягина, И.С. Создание профессионального педагогического сообщества как основной ресурс развития инклюзивного образования / И.С. Дрягина // Дефектология. – 2013. – №1. – С. 34 – 42.
  10. Зайцева, Л.А. Основы обучения второму языку в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.А. Зайцева, Н.Г. Еленский, Н.Н. Баль. – Минск: Харвест, 2006. – 128 с.
  11. Зайцева, Л.А. Современная классификация и диагностика речевых нарушений: дискуссионные и нерешенные проблемы / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев // Специальная адукацыя. – 2009. – № 1. – С. 38 – 41.
  12. Змушко, А.М. Коррекционная работа в образовании лиц с особенносями психофизического развития / А.М. Змушко // Кiраванне у адукацыi. – 2011. – № 6. – С. 5 – 10.
  13. Клочкова, Е.В. Использование Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в практике реабилитационной помощи / Е.В. Клочкова // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 6-7: науч.-практ. сб. – М.: Теревинф, 2009.
  14. Клопота, Е.А. Роль взаимодействия зрячих и успешных незрячих в трансформации представлений о возможностях лиц с глубокими нарушениями зрения / Е.А. Клопота // Дефектология. – 2012. – №1. – С. 69 – 77.
  15. Коноплева, А.Н. Стандартизация специального образования на компетентностной основе / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская // Веснiк адукацыi. – 2009. – № 6.– С. 12 – 18.
  16. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
  17. Костючек, Н.С. Использование остаточного зрения учащимися 1-ого класса школ слепых на уроках обучения грамоте / Н.С. Костючек // Коррекционная педагогика. – 2010. – №5. – С. 48 – 71.
  18. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред.
    С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 336 с.
  19. Лубовский, В.И. Современное понимание проблемы общих и специфических закономерностей нарушенного психического развития / В.И. Лубовский // Специальная педагогика и специальная психология. Сб. научных статей IV международного теоретико-методологического семинара 04 апреля 2012 г. В 2-х томах. Том 1. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – С. 3 – 7.
  20.  Любимов, А.А. Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А.А. Любимов // Дефектология. – 2012. – №3. – С. 33 – 45.
  21. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / М. Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск: БГПУ, 2009. – 276 с.
  22. Мухина, А.Я. Инновационные подходы к формированию письменной речи дошкольников с нарушениями слуха: Монография / А.Я. Мухина. – Нижний Новгород, 2012. – 149 с.
  23. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н.М. Назарова // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 4. – С. 8 – 17.
  24. Немова, А.Н. Использование компьютерных инструментов в развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Н. Немова // Коррекционная педагогика. – 2013. – №2. – С. 58 – 61.
  25. Никольская, И.А. Роль дистанционного образования в преодолении барьеров в обучении детей с особыми потребностями / И.А. Никольская // Коррекционная педагогика. – 2013. – №1. – С. 62 – 89.
  26. Обухова, Т.И. Воображение и особенности его развития у детей c нарушением слуха / Т.И. Обухова, А.В. Киселева // Весці Беларус. дзярж. пед. ун-та. Сер. 1, Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. – 2007. – № 2. – С. 23 – 27.
  27. Обухова, Т.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т.И. Обухова. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2011. – 184 с.
  28. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник; редкол.: Л.И. Белякова [и др.]. – М.: МПГУ, 2005. – 500 с.
  29. Педагогические технологии в специальном образовании / Под ред. А.М. Змушко. – Минск: НИО, 2006. – 110 с.
  30. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью / Под ред. М. Пишчек. – СПб.: Речь, 2006. – 276 с.
  31. Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода / Л.И. Руленкова. – М.: Парадигма, 2011. – 191 с.
  32. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.
  33. Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты: междунар. сб. науч. тр.; под ред. С.М. Валявко. – М.: Изд-во «Спутник+», 2011. – 122 с.
  34. Соловьева, Т.А. Включение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03 / Т.А. Соловьева. – М.: Ин-т коррекц. педагогики РАО. – 2009. – 182 с. 
  35. Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы / В.А. Шинкаренко. – Минск: «Университетское», 1990. – 144 с.
  36. Шипицина, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицина. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.
  37. Шипицина, Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л.М. Шипицина. – СПб.: Речь, 2009. – 268 с.
  38. Штюрце, Д. Принцип нормализации жизнедеятельности лиц с ограничениями / Д. Штюрце // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск: БГПУ, 2007. – 144 с.
  39. Хохлова, А.Ю. Эффективность детско-родительского общения и интеллектуальное развитие глухих детей / А.Ю. Хохлова // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 3. – С. 86 – 91.
  40. Грыгор’ева, Т.А. Агульныя падыходы да вывучэння беларускай мовы ў школе для дзяцей з парушэннем слыху / Т.А. Грыгор’ева // Дэфекталогія. – 2007. – № 2. – С. 22 – 31.