13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь 26.06.2014 г. № 161
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание дисциплины «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» разработано для аспирантов и соискателей по специальности 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Программа отражает более широкое и углубленное содержание аналогичных профильных дисциплин высшего образования в отрасли «Физическая культура, спорт и туризм». Сложившаяся система знаний по этим учебным дисциплинам дополняется проблематикой, позволяющей выявить научную эрудицию соискателей ученой степени по вопросам дискуссионного плана, ответы на которые являются пока проблематичными и требуют творческого подхода к их осмыслению и поиска путей их вероятного решения. Соискатель ученой степени должен знать основные положения наук о физическом воспитании, спортивной тренировке, оздоровительной и адаптивной физической культуре, физической реабилитации и эрготерапии, туризму, педагогике, психологии, физиологии, биомеханике,  уметь творчески применять их в своей специальности.

Цель программы  – подготовка научных кадров высшей квалификации, обладающих современным уровнем фундаментальных теоретико-методических знаний в области физической культуры, спорта и туризма, психолого-педагогических и медико-биологических знаний, широкой эрудицией и культурой.

Задачи. Подготовить научные кадры высшей квалификации по  физической культуре,  спорту и туризму, которые способны:

  • сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовленность;
  • использовать знания фундаментального характера (отработанные, общепринятые, фактологические) о базовых алгоритмах (история создания, содержание, обоснование, условия реализации) физкультурной деятельности;
  • в совершенстве овладеть специальностью;
  • профессионально, творчески осмысливать наиболее значимые и актуальные идеи, теории, проблемы, явления физической культуры, спорта и туризма;
  • изучать теоретические основы моделирования (алгоритмизации) профессиональной деятельности, их вариативного использования в различных условиях;
  • формировать частно-предметные знания, связанные с расширением информационного поля базовых и дополнительных знаний по ранее пройденным дисциплинам в процессе получения высшего образования;
  • формировать мотивацию научной деятельности, профессиональной направленности, профессиональной самостоятельности, мобильности, профессионального творчества.
  • сознавать социальную ценность своей профессиональной деятельности;
  • непрерывно пополнять свои знания, расширять кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда.

Проблематика, составляющая содержание программы на основании общих требований к специалисту, его умениям и знаниям, сведена в пять разделов:

  1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.
  2. Теория и методика физического воспитания.
  3. Теория спорта.
  4. Теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры
  5. Теоретико-методические основы адаптивной физической культуры.

Первый раздел выделяет наиболее общий комплекс знаний в сфере специальности. Раскрываются общие закономерности формирования системы физической культуры, виды физической культуры, средства и методы, используемые для формирования физической культуры личности, общие закономерности направленного развития физических (двигательных) качеств, закономерности обучения двигательным действиям.

Во втором разделе представлены теоретико-методологические проблемы физического воспитания, закономерности обучения движениям, методические и специфические принципы физического воспитания, возрастные аспекты теории и методики физического воспитания, включая физическое воспитание в системе дошкольного, общего среднего, специального и высшего образования, физическое воспитание людей зрелого, пожилого и старческого возраста.

В третьем разделе программы рассматриваются научные проблемы, связанные с возрастающей социальной значимостью спорта. Представлена теория спортивной тренировки как часть теории спорта, дана общая характеристика специфических принципов спортивной подготовки, основные виды подготовки спортсменов, закономерности построения тренировочного процесса и его периодизация, подготовка спортивного резерва и квалифицированных спортсменов. История развития олимпийского движения, представительство белорусских спортсменов в современных Олимпийских Играх, вопросы олимпийского образования.

Четвертый раздел включает информацию о специфических закономерностях использования физической культуры с оздоровительной   направленностью в различные периоды жизни человека. Раскрываются предмет, содержание, виды и функции оздоровительной физической культуры, проблематика и перспективы развития оздоровительной физической культуры, массового спорта в современных условиях.

 Представлены роль и место физической реабилитации и эрготерапии в оздоровительно-реабилитационной направленности физической культуры, понятийный аппарат, структура и содержание, а также история развития в Республике Беларусь и за рубежом. Раскрываются концептуальные основы физической реабилитации; описывается круг профессиональных компетенций специалистов; правовая база, обеспечивающая подготовку данных специалистов для работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и ограничениями; анализ программ подготовки в соответствии с программами подготовки специалистов, утвержденных Международной Конфедерацией физиотерапевтов, представительством в Европейском регионе и Международной Конфедерацией эрготерапевтов; описываются новые специальности, расширяющие сферу физической культуры и спорта и обеспечивающие конкурентоспособность специалистов на рынке труда.

Пятый раздел программы раскрывает понятийный аппарат адаптивной физической культуры, ее виды, становление, научные проблемы, связанные с физической реабилитацией инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта и интеграцией лиц с ограниченными возможностями в общество; истоки зарождения адаптивной физической культуры в Российской Федерации и ее распространение в странах СНГ, опорные теоретические концепции методологии адаптивной физической культуры; участие белорусских спортсменов в летних и зимних Паралимпийских играх. Представлена спартианская система интегрированного участия здоровых людей и имеющих ограничения в культурно-спортивной работе; концептуальные основы спартианской системы.

По окончании изучения дисциплины предусмотрена сдача кандидатского экзамена. Программа экзамена по дисциплине определяет тот обязательный объем профессиональных знаний, каким должен располагать каждый завершающий аспирантуру и подготовивший на 75–80% диссертационную работу. Соискатель должен обладать знаниями отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам теории физической культуры, спортивной тренировки и другим смежным дисциплинам, уметь высказать свое аргументированное суждение по дискуссионным вопросам и проявить способность к творческому мышлению.

Кроме знания материала в соответствии с настоящей программой, экзаменующийся должен продемонстрировать владение информацией по дополнительной программе, включающей в себя круг вопросов (в количестве 15-20), непосредственно связанных с темой диссертационной работы.

Условием допуска к кандидатскому экзамену является выполнение аспирантом реферата, соответствующего требованиям кафедры теории и методики физического воспитания и спорта.

Раздел 1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры

1.1.Общие закономерности формирования системы физической культуры

Ключевые слова: физическая культура, формы, функции, структура, физкультурно-спортивное образование, научное знание, методика, методология, педагогический эксперимент, физическая культура личности, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое развитие, физическое совершенство.

Физическая культура как один из аспектов культуры человека и общества, ее связь с общей культурой. Понятие физической культуры.

Институциональный подход к сфере физической культуры и спорта. Правовые, экономические и управленческие основы функционирования этого социального института.

Структура физической культуры и ее разновидности. Механизмы возникновения и развития физической культуры. Социальная природа, формы и функции физической культуры. Характеристика исторически сложившихся форм (компонентов) физической культуры, их соотношения друг с другом и связь с основными сферами жизнедеятельности человека. Специфические и общекультурные функции физической культуры. Современные проблемы разработки структуры и функций физической культуры.

Социальные аспекты функционирования сферы физической культуры и спорта. Особенности управления отраслью и собственно организационные аспекты индивидуализации педагогического процесса.

Общая характеристика системы физической культуры и спорта в Республике Беларусь. Исторические аспекты становления и формирования отечественной системы физической культуры. Научное, программно-методическое, финансовое, правовое, организационное, кадровое, материально-техническое обеспечение физической культуры.

Конституционно гарантированные (базовые, основные) и дополнительные и профессиональные формы физкультурно-спортивного образования. Требования к системам базового, дополнительного и профессионального физкультурно-спортивного образования.

Становление и основные этапы развития системы научных знаний о физической культуре. Возникновение и формирование общей теории физической культуры как тенденция развития современного научного знания о физической культуре. Предмет и содержание общей теории физической культуры в системе наук, изучающих физическую культуру. Проблематика и перспективы развития общей теории физической культуры и пути их совершенствования. Тенденции дальнейшего формирования обобщающих научных знаний в области теории и методики физического воспитания.

Структура и логика научного исследования в теории физической культуры. Понятия методология и методика научно-педагогических исследований. Требования к постановке и проведению научно-педагогического исследования в теории и практике физической культуры и спорта. Научно-педагогические исследования. Типология педагогических исследований (фундаментальные и прикладные исследования, методические разработки). Педагогические методы исследования в физическом воспитании. Педагогический эксперимент. Виды педагогических экспериментов. Основные требования к проведению педагогического эксперимента.

Система понятий как исходный компонент научной теории. Термин, определение (дефиниция) и система знаний в отрасли науки. Основные правила определения понятий. Тенденции развития понятийного аппарата теории и методики физической культуры и спорта. Основные понятия теории и методики физической культуры:

- Физическая культура как социокультурный феномен. Аспекты физической культуры: деятельностный, предметно-ценностный и результативный.

- Физическая культура личности. Аксиологический, образовательный и поведенческий компоненты физической культуры личности. Профессиональная физическая культура специалиста (врача, педагога общего профиля, социального работника).

- Физическое развитие, физическая подготовленность, физический статус, физическое состояние.

- Физическое воспитание как педагогический процесс. Педагогический характер и специфическая направленность физического воспитания. Факторы, обусловившие возникновение и развитие физического воспитания. Предмет и содержание физического воспитания.

- Физическая подготовка как процесс воспитания физических (двигательных) качеств и овладения базовыми (жизненно важными) движениями. Различия в трактовке физической подготовки в зависимости от вида деятельности. Понятие физическая подготовленность, критерии ее оценки.

- Физическое развитие человека как естественный процесс, его характеристики, а также критерии оценки. Факторы, влияющие на физическое развитие. Неравномерность физического развития. Понятие сенситивных периодов физического развития.

- Физическое совершенство как идеал и цель физического развития и физической подготовленности человека и его эстетический, этический, прикладной, социально-гигиенический аспекты. Физическое совершенство как цель и результат физического воспитания. Показатели физического совершенства человека: нормальное физическое развитие; способность полностью реализовать свои физические возможности в двигательных действиях; умение это делать эффективно. Они в качестве эмпирических показателей включают: крепкое здоровье, достаточно высокая физическая работоспособность, пропорционально развитое телосложение, всесторонне и гармонически развитые физические (двигательные) качества, владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия, физкультурная грамотность.

- Проблемы возрастной периодизации в теории и методике физической культуры. Подходы к возрастной периодизации: морфо-функциональный, статистический и социально-педагогический. Паспортный, биологический и социальный возраст.

- Социально-психологические аспекты физической культуры. Молодежные спортивная и околоспортивная (фан-движение) субкультуры. Роль молодежных субкультур в формировании установки молодежи на физкультурно-спортивную активность.

- Физкультурно-спортивная активность. Роль потребностно-мотивационной сферы в пролонгированности физкультурно-спортивной активности на последующие возрастные периоды. Роль инновационных (нетрадиционных) видов физкультурно-спортивной активности молодежи. Роль зрелищной активности  в формировании мотивации к физкультурно-спортивной активности.

- Физкультурное движение, универсальная, наиболее общая форма существования физической культуры в обществе.

- Спорт и физическая культура. Виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр.

1.2. Средства и методы, используемые для формирования физической культуры человека

Ключевые слова: физическое упражнение, тренирующий эффект, педагогическая технология, средства, принципы, методы.

Понятие о средствах формирования физической культуры человека, их классификационная характеристика. Современные представления о совокупности эффективных средств физического воспитания. Физическое упражнение как основное специфическое средство физического воспитания.  Гигиенические и оздоровительные факторы окружающей  среды как средства физического воспитания.

Важнейшие характеристики физического упражнения, определяющие его тренирующий эффект. Классификации физических упражнений и их значение. Проблемы изучения и оптимального нормирования физических нагрузок. Параметры нагрузок как факторы, определяющие разнообразие методов физического воспитания.

Тренажеры в физическом воспитании. Потенциал инновационных педагогических технологий в физическом воспитании.

Определение понятий «методология», «метод» и «метод физического воспитания», «методика». Проблема классификации методов в теории физической культуры. Основные подходы к классификации методов. Специфические и неспецифические методы (общепедагогические) методы, используемые в физическом воспитании.

Новейшие разработки в области средств и методов физического воспитания: средства и методы регулирования нагрузки, контроля состояния занимающихся, повышения эффективности восстановления.

Формирование физической культуры личности с использованием современных педагогических технологий.

Характеристика современных принципов физического воспитания и проблемы отражения в них основных закономерностей обучения движениям и направленного развития двигательных способностей человека.

1.3. Закономерности обучения движениям

Ключевые слова: техника, двигательные умения, навыки, вариативность, стабильность, помехоустойчивость, биомеханические закономерности, анализ, синтез.

Дидактические проблемы физического воспитания (состояние и проблематика теории и методики обучения двигательным действиям).

Представление об основных теориях управления произвольными движениями человека. Сущность и специфика обучения двигательным действиям. Структура двигательного действия. Двигательные умения и навыки, автоматизированность двигательных навыков. Динамика формирования двигательных навыков, устойчивость, сохраняемость навыков.

Основные подходы к проблеме структуры процесса обучения двигательному действию. Особенности целей, задач, используемых средств и методов на различных этапах обучения двигательному действию.

Системно-структурный анализ техники движений. Оптимизация соотношения вариативности и стабильности техники. Помехоустойчивость техники. Различные подходы к определению понятия «техника упражнения». Многообразие требований к технике физического упражнения. Биомеханические аспекты обучения  физическим упражнениям. Основные этапы биомеханического исследования двигательного действия. Понятие об элементах осанки и управляющих движениях. Главные и вспомогательные управляющие движения. Биомеханические закономерности формирования двигательного действия в процессе его освоения.  Биомеханическая классификация двигательных ошибок. Биомеханический анализ и синтез как методологическая основа  определения элементов осанки и управляющих движений, выяснения их  роли в достижении цели двигательного действия.

1.4. Общие закономерности направленного развития физических (двигательных) качеств (способностей)

Ключевые слова: физические качества, средства, методы, нагрузка, отдых, сенситивные периоды.

Физические (двигательные) качества (способности). Классификация физических (двигательных) качеств, основные закономерности и принципы их направленного развития.

Сила и методика ее воспитания. Задачи, средства и основные методы воспитания силы. Особенности методики воспитания отдельных видов силовых способностей.

Выносливость как физическое качество. Методики воспитания общей и специальной выносливости. Основные компоненты нагрузок при воспитании выносливости.

Быстрота (скоростные способности) и методика их воспитания. Понятие о скоростных способностях как физическом качестве быстрота. Задачи, средства и методы воспитания скоростных способностей. Пути профилактики и разрушения скоростного барьера.

Гибкость как физическое качество. Методика развития и совершенствования гибкости.

Ловкость (координационные способности) как физическое качество. Методика совершенствования координационных способностей.

Сущность и специфическое содержание процесса развития физических (двигательных) качеств. Нагрузка и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. Проблема типологии методов развития физических качеств, их специфические особенности.

Возможности направленного воздействия на физическое развитие человека и закономерности оптимизации воздействующих факторов физических упражнений, технических средств и тренажеров и др. в процессе физического воспитания при обеспечении морфофункциональной адаптации, связанной с развитием  физических (двигательных)  качеств. Сопряженное развитие физических качеств. Ускоренное развитие физических качеств с использованием  тренажеров.

Современные тенденции в методике направленного развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Проблема «критических» или «чувственных» (сенситивных) периодов их развития в онтогенезе.

Раздел  2. Теория и методика физического воспитания

2.1. Теоретико-методологические проблемы физического воспитания

Ключевые слова: организация, планирование, построение, контроль.

Характеристика современных концептуальных подходов к построению и организации физического воспитания. Проблемы организации физического воспитания в учебных образовательных учреждениях. Состояние и пути совершенствования физического воспитания школьников, учащихся средних специальных заведений и студентов.

Современные тенденции физического воспитания взрослого населения. Проблематика исследований различного контингента взрослого населения.

Проблема оптимального построения занятий физическими упражнениями. Современная теория структуры урока. Проблема изучения и оптимального нормирования физических нагрузок и отдыха в физическом воспитании.

Научно-методическая проблематика планирования и комплексного контроля в физическом воспитании.

2.2. Физическое воспитание в системе дошкольного, общего среднего, среднего специального и высшего образования

Ключевые слова: Возрастная классификация, профессиональное образование, нормативное обеспечение, физическая культура, здоровье, дошкольники.

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников.

Возрастная классификация детей дошкольного возраста. Особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста.

Программно-нормативное обеспечение физического воспитания дошкольников. Цель, задачи, средства, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях и в семье. Оценка здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

Физическое воспитание как реализация общеподготовительного направления в системе обязательного физкультурного образования детей школьного возраста. Проблематика физического воспитания детей школьного возраста. Основы дифференциации задач, средств и методов занятий физической культурой детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Формы занятий физической культурой в системе физического воспитания школьников.

Содержание и особенности преподавания предмета «Физическая культура и здоровье» в общеобразовательной школе. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.

Профессионально-прикладная подготовка школьников в физическом воспитании.

Теоретико-методологические проблемы совершенствования военно-прикладной физической подготовки допризывников.

Физическое воспитание учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, колледжей и гимназий. Специфические цели и задачи, особенности планирования и организации учебной работы по физическому воспитанию учащихся ПТУ И ССУЗов.

Обязательный курс физического воспитания в вузе. Содержание программы по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов. Цель, задачи и формы организации физического воспитания студентов. Нормативное обеспечение физического воспитания студентов основного, подготовительного, специального и спортивного учебных отделений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Система контрольных и зачетных требований к студентам по семестрам и годам обучения. Неакадемические формы направленного использования физической культуры и спорта в режиме учебного дня, быта и отдыха студентов.

Проблематика исследования физического воспитания студентов в высших учебных заведениях. Пути повышения роли физической культуры в системе высшего профессионального образования.

2.3. Физическое воспитание людей зрелого, пожилого и старческого возраста

Ключевые слова: возрастная периодизация, трудовая деятельность, физическая культура, контроль, самоконтроль.

Физическое воспитание людей молодого и зрелого возраста. Возрастная периодизация. Особенности физического развития и физической подготовленности людей зрелого возраста. Направленное использование физической культуры в основной период трудовой деятельности. Факторы, влияющие на содержание и формы физического воспитания людей зрелого возраста. Значение, задачи, формы направленного использования физической культуры на производстве. Характеристика основных направлений использования физической культуры в основной период трудовой деятельности. Контроль и самоконтроль состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности в основной период трудовой деятельности.

Физическое воспитание людей пожилого и старческого возраста. Цель, задачи, формы и содержание направленного использования физической культуры с данным контингентом. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями лиц пожилого и старческого возраста.

Раздел 3. Теория спорта

3.1. Теория спортивной тренировки как часть теории спорта

Ключевые слова: спорт, структура, содержание, факторы, тенденции, соревнования, спортивная тренировка, управление, нагрузка, утомление, восстановление, адаптация.

Спорт как род культурной деятельности. Характеристика спорта в зависимости от особенностей соревновательной деятельности.

Общая характеристика структуры и содержания теории спорта. Теория спортивной тренировки как часть теории спорта; ее специфическая проблематика, этапы становления и перспективы развития. Основные понятия теории спортивной тренировки. Науковедческие проблемы развития теории спорта (историко-логическое и теоретическое исследование тенденций формирования, эволюции и преобразования научных знаний в области спорта).

Спорт как общественное и педагогическое явление. Социальная сущность спорта и основные  направления спортивного движения.

Факторы высших спортивных достижений, современные тенденции их развития. Отличительные черты отечественной школы спорта; перспективы ее развития. Массовый (базовый) спорт и спорт высших достижений, их специфические черты и единство.

Анализ основных возможностей, предоставляемых спортивной деятельностью для физического, интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового воспитания и образования. Место и специфические функции спорта в системе физического воспитания.

Сущность спортивных соревнований. Анализ основных факторов и условий, влияющих на построение системы спортивных соревнований.

Спортивная тренировка в системе подготовки спортсмена. Современные представления о содержании и формах подготовки спортсмена. Проблемы оптимального сочетания спортивной тренировки с внетренировочными факторами и условиями подготовки спортсмена.

Управление в спортивной тренировке. Нагрузка, утомление и восстановление, адаптация в спортивной тренировке.

3.2. Общая характеристика специфических принципов спортивной подготовки.

Ключевые слова: спортивная деятельность, спортсмен, принципы.

Характеристика основных закономерностей спортивной деятельности. Система принципов спортивной подготовки. Особенности практической реализации принципа направленности к высшим достижениям, принципа индивидуального максимального достижения, принципа углубленной специализации, принципа углубленной индивидуализации, принципа единства общей и специальной подготовки спортсмена, принципа непрерывности тренировочного процесса, принципа единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам, принципа волнообразности динамики нагрузок, принципа цикличности тренировочного процесса. Причины и характер взаимосвязи принципов спортивной подготовки.

3.3. Основные виды подготовки спортсмена

Ключевые слова: спортсмен, виды подготовки, сбивающие факторы.

Общая характеристика видов (разделов) подготовки спортсмена, их общая и специальная стороны, теоретическое и практическое направления реализации.

Физическая подготовка. Разновидности физических (двигательных) качеств, физиологические, биохимические и биомеханические механизмы их развития и совершенствования. Современные средства и методы направленного развития физических (двигательных) качеств как единого процесса. Соотношения общей и специальной физической подготовки в зависимости от этапов и периодов  подготовки спортсменов.

Техническая подготовка. Критерии оценки эффективности спортивной техники, их обусловленность спецификой вида спорта и соревновательной деятельности. Начальное и углубленное разучивание техники. Проблема закрепления и совершенствования техники. Типология ошибок и технология их исправления в зависимости от этапа подготовки спортсмена и вида спортивной деятельности.

Тактическая подготовка. Теоретические основы принятия правильных решений по ходу соревнования. Современные подходы к оптимизации спортивной тактики. Методика тактической подготовки в различных группах видов спорта. Проблема нивелирования «сбивающих» факторов в процессе соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка. Задачи, средства и методы психологической подготовки на различных этапах. Общая и специальная психологическая подготовка в различных видах спорта. Особенности развития психомоторной, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сфер личности спортсмена в процессе психологической подготовки. Проблема надежности спортивной деятельности. Направления психологического обеспечения спортивной деятельности: психодиагностика, психорегуляция, психолого-педагогические рекомендации, психогигиена.

Теоретическая подготовка. Средства и методы теоретической подготовки спортсменов на различных этапах. Обеспечение оптимального сочетания видов подготовки; концепция интегральной подготовки.

Принцип направленного сопряжения (сопряженной направленности). Использование принципа направленного сопряжения как средства повышения эффективности тренировочного процесса. Роль ориентации на этот принцип при восстановлении спортсмена.

3.4. Закономерности построения тренировочного процесса. Периодизация спортивной тренировки.

Ключевые слова: тренировочный процесс, структура, содержание, технология, отбор.

Общая характеристика структурных основ тренировочного процесса. Зависимость структуры тренировки от ее содержания и влияние структуры на содержание.

Микроструктура тренировки, проблемы ее совершенствования. Особенности структуры отдельного тренировочного занятия, закономерная последовательность и соотношение его частей. Микроциклы тренировки, их типы и закономерности построения.

Мезоструктура тренировки, проблемы ее совершенствования. Основные факторы, определяющие структуру мезоциклов учебно-тренировочного процесса.  Типы мезоциклов в структуре годичного цикла подготовки спортсменов.

Макроструктура тренировки, проблемы ее совершенствования. Научные основы периодизации больших тренировочных циклов. Современные представления о спортивной форме, ее критериях и закономерностях развития. Периодизация тренировки и календарь спортивных состязаний. Особенности тренировочного процесса в различных периодах макроцикла. Варианты периодизации тренировки. Понятие многоциклового планирования. Особенности организации учебно-тренировочного процесса женщин-спортсменок с учетом овариально-менструального цикла.

Спортивная тренировка как многолетний процесс. Общая характеристика основных этапов многолетней подготовки спортсмена; отличительные черты ее построения по мере смены этапов. Проблемы и перспективы оптимизации структуры многолетней подготовки с использованием тренировочных и внетренировочных средств в годичном цикле подготовки, стимулирующих и восстанавливающих физическую работоспособность спортсменов. Использование технических средств и тренажеров в специализированной подготовке спортсменов на различных этапах. Научно-методическое сопровождение резервного спорта и спорта высших достижений. Использование информационных образовательных технологий в подготовке спортсменов высокого класса. Вопросы комплектования команд для участия в крупных международных соревнованиях.

Научно-методические основы детско-юношеского спорта. Проблемы спортивного отбора и совершенствования системы подготовки одаренных спортсменов. Проблемы прологированного спортивного отбора. Спортивный отбор и вопросы переориентации юного спортсмена на более перспективный для него вид спорта. Здоровьесберегающие технологии подготовки спортсменов.

Раздел 4. Теория и методика оздоровительной,  оздоровительно-реабилитационной и профессионально-прикладной физической культуры

4.1. Предмет, содержание, виды и функции оздоровительной физической культуры

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, функции, виды.

Предмет и содержание оздоровительной физической культуры, социальная обусловленность возникновения и развития оздоровительной физической культуры, основные функции и виды оздоровительной физической культуры, связь оздоровительной физической культуры с физическим воспитанием, спортивной тренировкой. Проблемы и перспективы развития теории и методики оздоровительной физической культуры как научной и учебной дисциплины. Основные направления оздоровительной физической культуры: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

Основные понятия теории оздоровительной физической культуры. Методы исследования, применяемые в изучении проблем оздоровительной физической культуры.

Физкультурная активность личности, агитационно-пропагандистская работа, цель, средства, формы агитационно-пропагандистской работы, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение оздоровительной физической культуры, менеджмент и маркетинг в оздоровительной физической культуре.

Организационно-управленческие аспекты оздоровительной физической культуры, их общая характеристика. Планирование, учет и отчетность. Агитационно-пропагандистская работа в сфере оздоровительной физической культуры. Формирование мотивации физкультурной активности населения.

4.2. Проблематика и перспективы развития оздоровительной физической культуры и массового спорта в современных условиях

Ключевые слова: контроль, самоконтроль, дозирование, физическая нагрузка.

Принципы и пути усиления действенности оздоровительной физической культуры и спорта для всех в современных условиях развития общества. Научно-методические проблемы направленного использования физической культуры, как фактора оптимизации научной организации труда, повышения работоспособности и активного долголетия (проблемы оздоровительной двигательной рекреации).

Теоретико-методические аспекты организации и внедрения производственной физической культуры, как составной части оздоровительной физической культуры в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного производства. Физкультурно-оздоровительные центры предприятий. Организация и методика проведения работы в физкультурно-оздоровительных центрах предприятий.

Особенности дозирования нагрузок при занятиях с физкультурно-оздоровительной направленностью. Методы исследования и контроля в оздоровительной физической культуре. Самоконтроль физического состояния занимающегося. Методика организации проведения физкультурно-оздоровительных занятий с различным контингентом занимающихся.   Разработка и методика применения технических средств и тренажеров в занятиях с оздоровительной и реабилитационной направленностью. Физкультурно-оздоровительные системы. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем: аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг, калланетика, гидроаэробика, дыхательная гимнастика, бодифлэш, фиконтре, йога, ушу и др.

Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства и отдыха населения, физическая культура в семье, в общежитии, учреждениях отдыха.

Содержание, организация и методика проведения физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства и отдыха населения.

Характеристика, структура и содержание работы культурно-спортивных комплексов. Физкультурно-спортивные клубы по интересам, физкультурно-оздоровительная работа в семье и общежитиях. Физкультурно-оздоровительная работа в местах и учреждениях отдыха населения. Туризм как средство оздоровления, организованного досуга и физической реабилитации. Методическое обеспечение занятий различными видами туризма.

Оценка оздоровительной, социальной и экономической эффективности физкультурно-оздоровительной работы с различными контингентами населения.

4.3 Физическая реабилитация и эрготерапия

Ключевые слова: структура, содержание, физическая реабилитация, эрготерапия, кинезотерапия, физиотерапия.

Теоретико-методическое обоснование актуальности вопроса о новых специальностях в сфере физической культуры, спорта и туризма.

Основные понятия в подготовке специалистов по физической реабилитации, эрготерапии. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность инструктора-методиста по физической реабилитации, эрготерапии. Активные, активно-пассивные и пассивные виды физической реабилитации. Средства и методы физической реабилитации и эрготерапии. Критерии дозирования физических нагрузок, сочетанное применение различных видов физической реабилитации при различных нозологиях. Комплексная программа физической реабилитации. Двигательный потенциал  пациента. Программа эрготерапевтической помощи. Критерии выбора эрготерапевтических средств.  Роль и место  физической реабилитации и  эрготерапии в направлении оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Понятийный аппарат, структура и содержание, концептуальные основы физической реабилитации. Понятия кинезотерапия, физиотерапия, эрготерапия. История развития физической реабилитации и эрготерапии в Республике Беларусь и за рубежом. Профессиональные  компетенции специалистов; нормативно-правовая база, обеспечивающая подготовку данных специалистов для работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и ограничениями. Соответствие программ подготовки  специалистов в Республике Беларусь программам, утвержденным  Международной Конфедерацией физиотерапевтов, представительством в Европейском регионе и Международной Конфедерацией эрготерапевтов.  Новые специальности, расширяющие  сферу физической культуры и спорта и обеспечивающие конкурентоспособность специалистов на рынке труда.

4.4 Профессионально-прикладная физическая подготовка

Ключевые слова: структура, содержание, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Предмет, цель, задачи профессионально-прикладной физической подготовки, ее роль и место  в системе физического воспитания. Структура, содержание и направленность физической подготовки на будущую профессиональную деятельность.  Средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки, организационные формы. Развитие профессионально-значимых физических (двигательных) качеств. Формы организации профессионально-прикладной физической подготовки.

Раздел 5. Теория и методика  адаптивной физической культуры

5.1. Предмет и содержание адаптивной физической культуры

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, виды, инвалид, реабилитация инвалида, здоровье инвалида, качество жизни.

Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Адаптивная физическая культура как интегративная наука. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики. Связь адаптивной физической культуры с другими учебными дисциплинами.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры. Адаптивное физическое воспитание (образование), адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная двигательная реабилитация, креативные телесно-двигательные ориентированные практики, экстремальные виды двигательной активности. Проблемное поле, обозначенное понятиями «инвалид» и «инвалидность», «реабилитация инвалида», «здоровье инвалида», «здоровый образ жизни», «качество жизни»,  «адаптивное физическое воспитание», «адаптивная двигательная рекреация», «адаптивная двигательная реабилитация», «адаптивный спорт».

Становление адаптивной физической культуры  в Российской Федерации и ее распространение в странах СНГ. Опорные теоретические концепции методологии адаптивной физической культуры. Физическая реабилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта и  интеграция лиц с ограниченными возможностями в общество. Участие белорусских спортсменов в летних  и зимних Паралимпийских играх. Спартианская система интегрированного участия в    культурно-спортивной работе здоровых людей и имеющих ограничения. Концепция спартианской системы.

Опорные теоретические концепции методологии адаптивной физической культуры. Основные причины недостаточного развития физической культуры и спорта среди инвалидов. «Адаптивная физическая активность» – новая дисциплина в перечне спортивных наук.

Методические принципы организации работы с лицами с ограниченными возможностями: общее и особенное.

5.2. Адаптивная физическая активность, спартианская система культурно-спортивной работы, Паралимпийские игры

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, средства, методы, контроль, соревнования, инвалид.

Педагогические задачи адаптивной физической культуры. Средства и методы адаптивной физической культуры. Формы организации адаптивной физической культуры.

Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Факторы, определяющие стратегию процесса обучения. Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок. Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров.

Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре. Развитие двигательных способностей  у лиц с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической помощи и страховки.

Организационные основы врачебно-медицинского контроля лиц с ограниченными функциональными возможностями. Педагогический контроль состояния занимающихся адаптивным спортом. Применение психодиагностических методик для лиц с ограниченными функциональными возможностями. Показания и противопоказания для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными функциональными возможностями.

Спартианская система культурно-спортивной работы. Спартианские игры, спартианские клубы, школы, игротеки, летние игровые лагеря для лиц с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями Спартианская концепция интегративного подхода к организации спортивной работы. Средства и методы спортивной подготовки инвалидов.

Совершенствование организации, средств и методов спортивной подготовки инвалидов (адаптивный спорт). Паралимпийское движение в мировой практике. История развития адаптивной физической культуры в Республике Беларусь.

Основная литература

  1. Бегидова, Т.П. Организация и развитие адаптивной физической культуры и спорта : метод. рекомендации / Т.П. Бегидова, Л.Н. Степанищева, И.В. Бондаренко. – Воронеж, 2010. – 159 с.
  2. Введение в теорию физической культуры : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Л.П. Матвеева. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.
  3. Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 марта 2011 г., № 372 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 38. – 5/33537.
  4. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н.А. Гросс. – М., 2000. – 224 с.
  5. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М. : Советский спорт, 2000. – 240 с.
  6. О физической культуре и спорте : Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2014 г. № 125–З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2014. – № 2/2123.
  7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – 3-е изд. – М. : Советский спорт, 2009. – 200 с.
  8. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта : учеб. пособие : в 3 ч. / Е.И. Иванченко. – Минск : Четыре четверти, 1997. – Ч. 3. – 240 с.
  9. Иванченко, Е.И. Основы системы спортивной подготовки: учеб.-метод. пособие / Е.И. Иванченко ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2012. – 278 с.
  10. Иванченко, Е.И. Виды подготовки в спорте : учеб.-метод. пособие / Е.И. Иванченко ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2014. – 261 с.
  11. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : РИВШ, 2011. – 352 с.
  12. Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» // Фiзiчная культура i здароýе. – 2009. – № 3. – С. 3–8.
  13. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры : учебник / А.М. Максименко. – М. : Физическая культура, 2009. – 496 с.
  14. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие для
    ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.
  15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. для
    ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. –544 с.
  17. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник / Л.П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2010. – 340 с.
  18. Новицкий, П.И. Подвижные игры адаптивной физической культуры : пособие для учителей адаптив. физ. культуры / П.И. Новицкий ; М-во образования Респ. Беларусь [и др.]. – Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2011. – 147 с.
  19. Новицкий, П.И. Спешиал олимпикс : Специальная Олимпиада : курс лекций / П.И. Новицкий ; Витеб. гос. ун-т им. П.М. Машерова. – Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2006. – 156 с.
  20. Физическая культура и здоровье: образовательный стандарт учебного предмета (I–XI классы) // Фiзiчная культура i здароўе. – 2009. – № 3. – С. 9–26.
  21. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. – М. : АСТ : Астрель, 2004. – 864 с.
  22. Основы теории и методики физической культуры : учеб. для техникумов физ. культуры / В.М. Выдрин [и др.] ; под ред. А.А. Гужаловского. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 387 с.
  23. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – Киев : Олимпийская литература, 2004. – 809 с.
  24. Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к олимпийским играм / В.Н. Платонов. – М. : Советский спорт. 2010. – 310 с.
  25. Полякова, Т.Д. Адаптивная физическая культура : учеб.-метод. пособие / Т.Д. Полякова ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2010. – 170 с.
  26. Сотский, Н.Б. Биомеханика : учеб. пособие / Н.Б. Сотский. – Минск, 2001. – 204 с.
  27. Теория и методика физического воспитания : учеб. для вузов физ. воспитания и спорта / под ред. Т.Ю. Круцевич : в 2 т. – Киев : Олимпийская литература, 2003. – Т. 1. – 422 с.; Т. 2. – 391 с.
  28. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М. : Советский спорт, 2003. – 464 с.
  29. Физическая культура : типовая учеб. программа для высш. учеб. заведений / сост. В.А. Коледа [и др.] ; под ред. В.А. Коледы. – Минск : РИВШ, 2008. – 60 с.
  30. Физическая культура : типовая учеб. программа для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования / под общ. ред. В.С. Овчарова. – Минск : РИВШ, 2010. – 39 с.
  31. Физическая культура и здоровье. I–IV классы // Учебные программы для учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. I–IV классы / Нац. ин-т образования. – Минск : НИО, 2012. – С. 198-238.
  32. Физическая культура и здоровье. V-XI классы : учеб. программа для учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 115 с.
  33. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
  34. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2007. – 480 с.

Дополнительная литература

  1.  Алабин, В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов: (на примере скоростно-силовых видов) / В.Г. Алабин. – Минск : Высшая школа, 1981. – 207 с.
  2. Александров, С.Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры / С.Э. Александров // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 11. – С. 51–54.
  3. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости : учеб. пособие / М. Дж. Алтер; пер. с англ. Г. Гончаренко. – Киев : Олимпийская литература, 2001. – 424 с.
  4. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. – М. : Наука, 1986. – 196 с.
  5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.
  6. Бегидова, Т.П. Спортивная гимнастика в программе Специальной Олимпиады : учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2005. – 152 с.
  7. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М. : Медгиз, 1947. – 214 с.
  8. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
  9. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия / С.Д. Бойченко, И.В. Бельский. – Минск : Лазурак, 2002. – 312 с.
  10. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
  11. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 192 с.
  12. Бунин, В.Я. Основы теории соревновательной деятельности : учеб.-метод. пособие / В.Я. Бунин. – Минск, 1986. – 31 с.
  13. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.
  14. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 1977. – 215 с.
  15. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.
  16. Войнар, Ю. Методология программирования спортивной тренировки : монография / Ю. Войнар, С.Д. Бойченко. – Минск : АФВиС, 2000. – 202 с.
  17. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
  18. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – Киев : Олимпийская литература, 2002. – 294 с.
  19. Выдрин, В.М. Физическая культура и ее теория / В.М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 5. – С. 24–27.
  20. Годик, М.А. Контроль тренировочных соревновательных нагрузок / М.А. Годик. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – 136 с.
  21. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Респ. учеб.-метод. центр физ. воспитания населения. – Минск : РУМЦ, 2008. – 54 с.
  22. Губа, В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта / В.П. Губа. – М. : Терра-Спорт, 2003. – 208 с.
  23. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств школьников / А.А. Гужаловский. – Минск : Народная асвета, 1978. – 88 с.
  24. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе : метод. пособие / А.А. Гужаловский, Е.Н. Ворсин. – Минск : Полымя, 1988. – 95 с.
  25. Дубровский, В.И. Реабилитация в спорте / В.И. Дубровский. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 204 с.
  26. Единая спортивная классификация Республики Беларусь / Респ. учеб.-метод. центр физ. восп. населения. – Минск, 2013. – 334 с.
  27. Иванченко, Е.И. Основы планирования спортивной подготовки : пособие / Е.И. Иванченко ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2008. – 59 с.
  28. Иванченко, Е.И. Контроль и учет в спортивной подготовке : пособие / Е.И. Иванченко ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2008. – 62 с.
  29. Иванченко, Е.И. Спортивная одаренность и ее диагностика : пособие / Е.И. Иванченко ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2009. – 59 с.
  30. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. – Новосибирск : Наука, 1980. – 540 с.
  31. Кобринский, М.Е. Белорусский олимпийский учебник : учеб. пособие / М.Е. Кобринский, Л.Г. Тригубович. – Минск : БОА, 2005. – 240 с.
  32. Ковтун, А.О. Общие основы адаптивной физической культуры : метод. рекомендации / А.О. Ковтун. – Днепропетровск : Инновация, 2012. – 42 с.
  33. Кряж, В.Н. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I–IV ступени, возраст – 7–21 год). Программа молодежного физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды Беларуси» / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь [и др.]. – Минск, 1999. – 106 с. : табл.
  34. Кряж, В.Н. Гуманизация физического воспитания / В.Н. Кряж, З.С. Кряж. – Минск : НИО, 2001. – 179 с.
  35. Кряж, В.Н. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (V–VIII ступени, возраст – 22–59 лет) / В.Н. Кряж, З.С. Кряж / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь. – Минск:, 2001. – 24 с.
  36. Куликов, В.М. Здоровый образ жизни: основные термины, понятия и определения / В.М. Куликов. – Гродно : ГГАУ, 2006. – 80 с.
  37. Купчинов, Р.И. Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах : учеб.-метод. пособие / Р.И. Купчинов. – Минск : БНТУ, 2006. – 279 с.
  38. Курдыбайло, С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре : учеб. пособие / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Е.Г. Герасимова. – М. : Советский спорт, 2003. – 184 с.
  39. Лапутин, А.Н. Обучение спортивным движениям / А.Н. Лапутин. – Киев : Здоровья, 1986. – 216 с.
  40. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М. : ГЦОЛИФК., 1992. – 120 с.
  41. Лукьяненко, В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе : монография / В.П. Лукьяненко. – М. : Советский спорт, 2008. – 168 с.
  42. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний : учеб. пособие / В.П. Лукьяненко. – М. : Советский спорт, 2003. – 224 с.
  43. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития / В.И. Лях. – М. : Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
  44. Новицкий, П.И. Физическое воспитание учащихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью : пособие для учителей и воспитателей / П.И. Новицкий. – Витебск : ВЦ ВОУС, 2007. – 132 с.
  45. Новицкий, П.И. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди населения с особенностями психофизического развития и инвалидов : метод. рекомендации / П.И. Новицкий, А.В. Матвеева. – Витебск, 2008. – 134 с.
  46. Овчаров, В.С. Настольная книга учителя физической культуры : метод. пособие / В.С. Овчаров. – Минск : Сэр-Вит, 2008. – 200 с.
  47. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов / А.Л. Зиновчик [и др.] ; под общ. ред. А.Н. Герасевича, А.Л. Зиновчика. – Брест : Брестская типография, 2008. – 176 с.
  48. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. – Киев : Вища школа, 1984. – 240 с.
  49. Полякова, Т.Д. Нормативно-правовая база подготовки инструктора-методиста физической реабилитации / Т.Д. Полякова, М.Д. Рудина // Ученые записки : сб. науч. тр. – Минск : АФВиС, 2000. – Вып. 3. – С. 213–221.
  50. Полякова, Т.Д. Перечень специальностей для работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в Республике Беларусь и за рубежом / Т.Д. Полякова, М.Д. Панкова // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: современные проблемы физической реабилитации и эрготерапии : материалы XIII Междунар. науч. сес. по итогам НИР за 2004 г. / сост.: Т.Д. Полякова, М.Д. Панкова ; редкол.: М.Е. Кобринский [и др.]. – Минск : БГУФК, 2005. – С. 3–7.
  51. Пономарев, Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев. – М. : Физкультура и спорт, 1974. – 310 с.
  52. Программа воспитания и обучения в детском саду. – 3-е изд. – Минск : НМЦ, 2000. – 471 с.
  53. Ростомашвили, Л.Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией (начальная школа) : учеб.-метод. пособие. – СПб., 1997. – 21 с.
  54. Смотрицкий, Л.А. Словарь-справочник по теории физической культуры / Л.А. Смотрицкий. – Могилев : МОИПК и ПРР и СО, 2004. – 227 с.
  55. Столяров, В.И. Концепция спартианского движения / В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. – № 1. – С. 4–11.
  56. Ступень, М.П. Скоростно-силовая подготовка в спорте : учеб.-метод. пособие. – Минск : АФВиС, 1994. – 25 с.
  57. Учение о тренировке. Введение в общую методику тренировки / под. общ. ред. Д. Харре ; пер. с нем. Л.М. Мирского. – М. : Физкультура и спорт. 1971. – 326 с.
  58. Физическая культура и здоровье: контроль за учебной деятельностью учащихся: 5–11 классы : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В.А. Барков [и др.] ; под ред. В.А. Баркова. – Минск : Аверсэв, 2013. – 160 с.
  59. Физическая культура : учеб. программа для непрофильных специальностей вузов (для групп основного, подготовительного и спортивного отделений) / сост. С.В. Макаревич [и др.]. – Минск : РИВШ БГУ, 2002. – 38 с.
  60. Физическое воспитание студентов основного отделения : учеб. для студентов вузов / под ред. Н.Я. Петрова, А.В. Медведя. – Минск : БГУиР, 1997. – 711 с.
  61. Хартманн, Ю. Современная силовая тренировка. Теория и практика / Ю. Хартман, Х. Тюннеманн. – Берлин : Шпортферлаг, 1988. – 355 с.
  62. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников : учеб. пособие / В.Н. Шебеко. – М. : Академия. 1998. – 192 с.
  63. Шолих, М. Круговая тренировка / М. Шолих. – М. : Физкультура и спорт, 1966. – 174 с.
  64. Юшкевич, Т.П. Тренажеры в спорте / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 320 с.