13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь 26.06.2014 г. № 161
 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы-минимум по специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности (педагогические науки) является формирование у соискателей ученой степени глубоких теоретических знаний, исследовательских умений и навыков, позволяющих продуктивно осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность в учреждениях социально-культурной сферы.

Задачами программы-минимум являются:

  1. становление специалиста высшей научной квалификации, владеющего широким спектром академических, социально-личностных, профессиональных и научно-исследовательских компетенций, позволяющих решать задачи теории, методики и организации социально-культурной деятельности;
  2. обогащение соискателей ученой степени знаниями теоретико-методологических основ педагогики и социально-культурной деятельности, истории становления и развития социально-культурной деятельности как науки, современных социокультурных технологий и менеджмента социально-культурной деятельности;
  3. глубокое погружение в проблемы методологии и методов исследования социокультурных процессов и явлений, культурно-досуговой деятельности, народной художественной культуры, любительского творчества, социокультурного проектирования и реабилитации;
  4. формирование у соискателей умений и навыков научного осмысления теоретических положений, концепций, современных парадигм социально-культурной деятельности и создания на их основе новых технологий социально-культурной деятельности, направленных на преобразование личности и общества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ СОИСКАТЕЛЯ

Соискатель ученой степени должен продемонстрировать высокий уровень профессиональной подготовки, а также должен знать:

  1. теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности как отрасли педагогики;
  2. современные научные парадигмы, теории, закономерности и принципы социально-культурной деятельности;
  3. основные направления развития научного поиска в области социально-культурной деятельности как отрасли педагогики;
  4. достижения зарубежных и отечественных научных школ социально-культурной деятельности;
  5. тенденции становления и развития социокультурной деятельности как научной области;
  6. организационно-методические основы социально-культурной деятельности, ее формы, методы, средства, технологии;
  7. сущность, специфику, функции, принципы, формы организации и содержание культурно-досуговой деятельности, направленной на духовное развитие личности и продуктивный досуг различных возрастных категорий граждан;
  8. специфику исследования, способы сохранения, трансляции и перспективные направления развития народной художественной культуры и любительского творчества различных возрастных категорий граждан;
  9. вопросы теории и технологию социокультурного менеджмента;
  10. методики исследования социально-культурной деятельности и создавать диагностический инструментарий для изучения различных социокультурных процессов и явлений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Ключевые слова: предмет и объект педагогики, проблема целеполагания, развитие, формирование, воспитание, образование, педагогический процесс, личность.

1.1. Предмет и задачи педагогики как науки и учебной дисциплины. Процесс становления научной педагогики в контексте анализа объективных предпосылок возникновения и развития педагогической теории. Современное понимание педагогики как междисциплинарной отрасли знаний, прикладной дисциплины и самостоятельной дисциплины.

Характеристика объекта и предмета педагогики. Задачи и функции педагогики в современном обществе.

Понятие о системе педагогических наук и основных отраслях педагогики. Связь педагогики с другими науками в контексте интеграции и дифференциации педагогических знаний. Педагогика как наука и мастерство воспитания.

1.2. Проблема целеполагания в педагогике. Понятие цели воспитания как общей направленности воспитательного процесса. Социально-экономическая обусловленность цели воспитания. Определение цели воспитания в разные исторические периоды развития общества.

Педагогические теории и цели воспитания в зарубежной педагогике. Практическая педагогика Д. Дьюи, гуманистическая педагогика А. Маслоу и К. Роджерса, педагогика экзистенциализма, неотомизма и др.

Формирование всесторонне и гармонически развитой личности как основная цель современного воспитания в Беларуси. Конкретизация цели воспитания в регламентирующих документах: Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.) и др.

Реализация цели воспитания в деятельности социокультурных учреждений.

1.3. Характеристика процесса развития человека как количественных и качественных изменений в физиологической, интеллектуальной, психологической сферах под воздействием различных факторов. Диалектика понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Филогенез и онтогенез развития человека. Биологические, социологические и биосоциальные концепции развития человека.

Движущие силы и основные закономерности развития личности. Условия и факторы развития личности. Наследственность и среда как детерминанты развития личности. Деятельность и активность как факторы развития личности.

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. Возрастные периодизации развития человека. Особенности психофизического развития детей в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

1.4. Понятие целостного педагогического процесса как управляемого взаимодействия преподавателей и обучаемых, учителей и учеников, воспитателей и воспитанников с целью достижения определенных результатов, где социальный опыт педагогов трансформируется в качества личности воспитанников. Сущность целостности педагогического процесса. Содержательные компоненты целостного педагогического процесса.

Диалектика и этапы педагогического процесса. Закономерности, принципы и технологии педагогического процесса.

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: социально-культурная деятельность; методология, теория, объект и предмет социально-культурной деятельности; аксиология социально-культурной деятельности; цель и задачи социально-культурной деятельности; функции и принципы социально-культурной деятельности; категории социально-культурной деятельности; культурно-досуговая деятельность; научные школы социально-культурной деятельности.

2.1. Проблемное поле социально-культурной деятельности как отрасли педагогической науки. Сущность социально-культурной деятельности как науки об освоении, сохранении, создании и трансляции культурных ценностей, идеалов, обрядов, обычаев, характерных для определенных социальных групп и направленных на воспитание, образование и развитие творческого потенциала личности.

Объект социально-культурной деятельности как целенаправленный процесс воспитания и обучения человека в интересах его самого и общества в условиях специально организованного социокультурного пространства. Предмет социально-культурной деятельности как система закономерностей, принципов, методов и технологий воспитания и обучения детей и взрослых в условиях управляемого педагогического процесса в социокультурных учреждениях.

Цель, задачи и функции социально-культурной деятельности как науки. Связь социально-культурной деятельности с другими науками (социальными, психологическими, биологическими).

2.2. Сущность методологии социально-культурной деятельности как учения о методах, принципах и способах научного познания социокультурной действительности. Строение и функции методологии социально-культурной деятельности. Уров­ни методологии социально-культурной деятельности как отрасли педагогической науки: философский, общенаучный, конкретно научный и технологический. Диалектика как общая методология на­учного познания.

Методологические требования к проведению педа­гогического исследования в рамках предметной области теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Методологические требования к результатам исследования: объективность, достоверность, надежность, доказатель­ность и др.

2.3. Теория социально-культурной деятельности как научно-образовательное направление гуманитарных знаний. Основные источники формирования теоретических знаний: историография и современное состояние отечественной и зарубежной социокультурной практики, результаты исследований в смежных предметных областях, педагогическая опытно-экспериментальная работа, инновационная социально-культурная деятельность и др.

Сущность теории социально-культурной деятельности как систематизированного знания о закономерностях, принципах, содержании педагогического процесса, технологиях его осуществления, методах, приемах и формах его организации в учреждениях социокультурной сферы в условиях свободного времени.

Структура теории социально-культурной деятельности. Использование современных достижений педагогической мысли в теории социально-культурной деятельности. Воспитание как фактор формирования и развития личности. Социально-культурная деятельность как объект исследования.

Аксиологическая парадигма социально-культурной деятельности. Сущность и специфика аксиологического анализа и ценностно-смыслового содержания социально-культурной деятельности.

Основные категории теории социально-культурной деятельности. Сущность понятия «социально-культурная деятельность». Диалектика содержания понятий «просвещение», «внешкольное воспитание», «культурно-просветительная работа», «культурно-досуговая деятельность», «дополнительное образование».

Теория социально-культурной деятельности как учебная дисциплина и обязательный компонент образовательного стандарта подготовки специалистов для социокультурной сферы.

2.4. Содержание теории социально-культурной деятельности как многоаспектного явления, объединяющего сферы культуры, образования, искусства, досуга, народного творчества, социальной реабилитации, туризма. Этапы становления и развития теории социально-культурной деятельности как объекта научных исследований.

Научные подходы к изучению социально-культурной деятельности. Научные школы в современной теории социально-культурной деятельности. Основные направления изучения социально-культурной деятельности российскими исследователями: педагогическое (социально-педагогические концепции), досуговое (культурно-досуговые концепции), организационно-технологическое (культурологические концепции).

Особенности развития отечественной научной мысли в предметной области социально-культурной деятельности. Основные направления изучения социально-культурной деятельности белорусскими исследователями: социокультурное, социально-педагогическое, социо-медико-психологическое.

Этапы становления и направления исследований в белорусской научно-педагогической школе социально-культурной деятельности.

2.5. Социально-культурная деятельность как вид педагогической практики. Социально-культурная деятельность как процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов – носителей культуры, искусства, образования, досуга.

Педагогическая детерминанта социально-культурной деятельности. Закономерности, принципы, методы и средства воспитания в современной педагогической науке как теоретическая основа практической организации социально-культурной деятельности.

Виды социально-культурной деятельности относительно различных критериев: индивидуальная и коллективная, профессиональная и любительская, духовная и материально-преобразующая, а также познавательная, ценностно-ориентационная, творческая, проектная, коммуникативная, художественная, техническая и др. – в соответствии с интересами и потребностями личности.

2.6. Понятие о педагогической системе социально-культурной деятельности как устойчивом объединении элементов: цель, содержание, процессы, субъекты воспитания, объекты воспитания, организационные формы, результаты, управление, технологии.

Понятие объекта социально-культурной деятельности. Социально-демографические, возрастные и индивидуальные параметры участников социально-культурной деятельности.

Понятие субъекта социально-культурной деятельности. Человек как субъект этой деятельности. Характеристика социокультурных учреждений как обобщенного субъекта социально-культурной деятельности. Создатели и потребители культурных ценностей как субъекты социально-культурной деятельности.

2.7. Принципы социально-культурной деятельности как исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению социокультурных процессов в учреждениях социокультурной сферы. Эволюция взглядов ученых на принципы социально-культурной деятельности.

Построение современной парадигмы социокультурной деятельности на принципах приоритета общечеловеческих интересов; всеобщего массового культуротворчества; самоорганизации и самоутверждения личности; гуманизации содержания и воспитательного потенциала этой деятельности; подчинения этой деятельности интересам, потребностям и установкам личности; диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и новаций; общественно-государственного соуправления этой деятельностью и др.

Характеристика изменений в идеологии культурной деятельности, обусловленность обращения социокультурных учреждений к запросам конкретной личности, гуманизации производственных отношений, проявлению терпимости, уважения к мнению меньшинства, умению слышать других и быть услышанными ими.

2.8. Характеристика основных функций социально-культурной деятельности как формы социальной практики, которые обеспечивают реализацию воспитательных целей и задач, механизмов освоения и создания культурных ценностей: адаптационная; развивающая; образовательная; культуроориентационная; культуротворческая; рекреационно-оздоровительная; коммуникативная.

Ориентация социально-культурной деятельности как процесса на активное освоение, распространение и создание культурных ценностей, на формирование культурной среды жизнедеятельности человека, разработку механизма его социализации, инкультурации и самореализации.

2.9. Культурно-досуговая деятельность: сущность и концепции в современной теории социально-культурной деятельности. Специфика культурно-досуговой деятельности как пространства социализации и инкультурации личности. Характеристика функций культурно-досуговой деятельности.

Основные принципы культурно-досуговой деятельности: творческо-преобразующий характер ее воздействия; направленность на развитие креативности ее субъектов; учет возрастных и индивидуальных характеристик ее субъектов и различных социальных групп; связь с жизнью и практикой ее субъектов; опора на инициативу, интересы и потребности людей; индивидуализация содержательных механизмов воздействия; последовательность организационных составляющих; системность решения культурно-досуговых задач; добровольный характер участия широких слоев населения.

Культурно-досуговая деятельность в социокультурных учреждениях: содержание, формы, технологии.

РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: обрядовые традиции, досуг сельской общины, городская развлекательная культура, скоморошество, батлейка, кирмаш, белорусские просветители, народные гуляния, посиделки, музыкальные бурсы, хоровые православные братства, городские и поместные театры, изба-читальня, клуб, культурная революция, внешкольное образование, реформа социокультурной деятельности, социокультурная сфера, учреждения социокультурной сферы.

3.1. Зарождение и развитие форм досуга в догосударственный период.

Система повседневного досуга в условиях сельской общины. Традиционная народная культура как общий фундамент различных форм досуга. Социально-педагогическая ценность традиционных форм деревенского досуга.

Обрядовые традиции и формы праздничной деятельности. Становление праздничного календаря.

3.2. Истоки становления социально-культурной деятельности в Беларуси (IX – XIII вв.). Культура белорусских земель в IX – XIII вв. Церковь как своеобразный культурный центр. Религиозно-просветительский характер деятельности первых библиотек. Устное народное творчество, героический былинный эпос. Певческие школы. Становление городской развлекательной культуры. Первое упоминание о скоморохах как о первых профессиональных музыкантах и актерах в XII в. на территории Беларуси.

Батлейка – древний театр кукол: особенности репертуара, организация деятельности и осуществление театральных постановок. Социально-культурная направленность деятельности белорусских просветителей Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского.

3.3. Развитие социально-культурных инициатив в Великом Княжестве Литовском (ХІІІ – XVІ вв.). Особенности формирования белорусской народности. Рост городов и развитие городской развлекательной культуры.

Храмы и монастыри как центры развития белорусской культуры. Ярмарка как разновидность гулянья и народного праздника. Сморгонская академия скоморохов и основные направления ее деятельности. «Вождение медведя». Народные драмы и театральные игрища.

Сословные формы досуга. Княжеские имения как первые центры развития музыкальной и театральной культуры.

Зарождение книгопечатания в Беларуси. Просветительская и издательская деятельность Ф. Скорины.

3.4. Структура социально-культурной деятельности и формы ее организации в Речи Посполитой (XVI – XVIII вв.). Храмы и монастыри как центры культурного просветительства. Музыкальные бурсы иезуитов и хоровые православные братства.

Социально-культурная жизнь белорусских городов и особенности форм организации праздничной и развлекательно-зрелищной деятельности. Школьный театр в Беларуси.

Особенности социально-культурной жизни магнатско-шляхетской среды. Светско-религиозный характер содержания и организации досуга. Придворная музыкально-театральная культура. Городские и поместные театры. Театры Радзивиллов, Тизенгауза, Огинского, Зорича и др.

3.5. Основные тенденции развития социально-культурной деятельности на белорусских землях во время вхождения в состав Российской империи (XVIII – нач. ХХ в.). Народные гуляния. Посиделки. Белорусская корчма как прообраз деревенского клуба. Праздники и обряды в жизни белорусского села. Белорусский кирмаш.

Любительские объединения второй половины XIX в. (литературные, музыкальные, драматические общества). Деятельность народных домов, народных университетов, школ выходного дня, публичных библиотек и др. Благотворительные и добровольные общества, сословные и сословно-профессиональные клубы. Общественно-политическая и культурно-просветительская деятельность «беларускіх хатак». Культура Беларуси второй половины XIX – начала ХХ в.

3.6. Политико-просветительная и агитационно-пропагандистская работа в контексте революционных событий в начале ХХ в. Программа национально-культурного возрождения. Первые декреты Советской власти о национализации музеев, театров, библиотек, клубов, народных домов и др. Организация внешкольной и культурно-просветительской работы. Создание сети государственных культурно-просветительных учреждений.

Деятельность Наркомата просвещения. Политическое просвещение в деятельности общественных организаций (Пролеткульта, профсоюза, Главполитпросвета и др.). Политическая учеба, борьба с неграмотностью, организация досуговой деятельности (художественные кружки, музыкальные школы, самодеятельный театр).

Культурная революция. Роль изб-читален в развитии культурных традиций белорусской деревни.

3.7. Культурно-просветительная деятельность в БССР: общие черты и направления развития. Культурное строительство в Беларуси (30 – 40-е гг. ХХ в.). Культурно-просветительная работа в период Великой Отечественной войны. Основные направления развития культуры в первое послевоенное десятилетие.

Развитие любительского творчества. Деятельность народных университетов, учебно-образовательных объединений. Деятельность учреждений культуры в 60 – 80-е гг. ХХ в. Развитие праздничной деятельности, организации отдыха и любительского художественного творчества.

Структура государственного управления культурно-просветительной работой. Подготовка кадров культпросвет работы. Система информационно-методического управления деятельностью учреждений культуры клубного типа.

Общее состояние развития социально-культурной сферы в конце 80 – начале 90-х гг.

3.8. Социально-культурная деятельность как современное общественное явление. Социально-культурная деятельность в Беларуси в условиях общественно-политических преобразований в конце ХХ – начале ХХI в. Педагогический статус социально-культурной деятельности в современном обществе.

Основные направления современной социально-культурной деятельности в Республике Беларусь, ее особенности, проблемы и перспективы.

Сеть учреждений культуры и досуга. Общая характеристика субъектов социально-культурной деятельности в Беларуси на современном этапе.

3.9. Сущность социокультурной сферы как системы разнообразных социокультурных институтов, координирующих деятельность человека по освоению, интериоризации, сохранению, трансляции, развитию культурных ценностей и воздействующих на воспитание и формирование личности. Два уровня понимания сущности социокультурных институтов: нормативный и институциональный.

Социокультурные институты как носители и проводники гуманистических идей, основатели национальной культуры, народных традиций, общечеловеческих ценностей.

Понятие инфраструктуры социокультурной сферы как совокупности материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и других ресурсов, необходимых для осуществления социально-культурной деятельности.

Учреждения социокультурной сферы: искусства, культурно-досуговые, научно-просветительные, туристско-экскурсионные, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные, театрально-зрелищные, художественно-образовательные, культуроохранные.

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: методы, формы и средства социально-культурной деятельности; технология социально-культурной деятельности; классификация технологий социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование.

4.1. Формы, методы и средства социально-культурной деятельности. Форма социально-культурной деятельности как организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного педагогического процесса в условиях свободного времени. Форма социально-культурной деятельности как внешняя сторона организации деятельности личности и социальных групп в условиях свободного времени.

Классификация форм социально-культурной деятельности по различным критериям: количественный охват населения; способы воздействия; содержание и виды деятельности и др.

Методы социально-культурной деятельности как способы ее организации в различных социокультурных учреждениях. Сущность педагогики сотрудничества в организации социально-культурной деятельности.

Классификация методов организации социально-культурной деятельности по различным критериям. Методы формирования гражданской сознательности. Методы стимулирования социально-культурной активности. Методы организации творческой деятельности личности и коллектива.

Средства социально-культурной деятельности как источники ее осуществления. Классификация средств социально-культурной деятельности. Характеристика средств социально-культурной деятельности: технических, видов искусства, средств массовой информации, любительского творчества и др.

4.2. Технологии социально-культурной деятельности: сущность, структура, критерии классификации. Общая характеристика основных типов технологий социально-культурной деятельности. Типичные недостатки использования технологического арсенала в социально-культурной деятельности.

Организация социально-культурной деятельности как процесса создания условий для мотивированного выбора личностью предметной области деятельности в зависимости от ее интересов с целью содействия самореализации и саморазвитию личности, удовлетворения эстетических, коммуникативных, рекреационных, творческих и других потребностей комфортного существования в социуме.

4.3. Игровые технологии. Понятия «игра», «игровая деятельность». Сущность и природа игры. Феномен игры в социально-культурной деятельности. Функции игры: воспитательная, социализации, коммуникативная, гедонистическая, компенсаторная, символическая и др. Педагогический потенциал игры. Развитие игрового жанра в Беларуси.

4.4. Информационно-образовательные технологии. Содержание и сущность информационно-образовательной деятельности в социуме. Информационно-образовательная деятельность как социально-педагогический процесс. Формы и методы информационно-образовательной деятельности.

4.5. Празднично-обрядовые технологии. Связь праздничных традиций с приоритетами государственной политики, социальной структурой общества, уровнем развития производственных сил. Современная праздничная культура белорусов. Обряды и праздники и их роль в жизни общества. Основные формы праздничной деятельности в Беларуси. Классификация праздников, обрядов и зрелищ.

4.6. Рекреационно-анимационные технологии. Социально-психологическая и педагогическая сущность рекреационно-анимационной деятельности. Функции и основные формы рекреационно-анимационной деятельности.

4.7. Реабилитационные технологии. Сфера досуга как условие реализации социально-охранительной, профилактически-коррекционной и адаптационной деятельности. Структура знаний, умений и навыков в сфере социально-культурной реабилитации. Принципы социально-культурной реабилитации личности. Арт-терапия и культуротерапия, библиотерапия, танцтерапия, театротерапия, игротерапия, сказкотерапия, гарденотерапия, иппотерапия и другие технологии социально-культурной реабилитации.

4.8. Социокультурное проектирование: сущность, содержание, принципы и функции. Роль проектирования и программирования в выработке стратегического решения социокультурных проблем. Теоретико-методологические подходы к социокультурному проектированию: программно-целевой, проблемный, ситуационный, системный, региональный.

Основные структурные компоненты социокультурного проектирования. Этапы создания, ресурсное обеспечение социокультурных программ и пути реализации их в условиях информационного общества.

Разработка региональных социокультурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ. Координация усилий государственных и негосударственных (общественных, коммерческих и др.) субъектов социально-культурной деятельности для реализации этих программ.

РАЗДЕЛ 5. ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Ключевые слова: любительское творчество, любительская деятельность, художественная культура, народная художественная культура, народное творчество, фольклор, фестиваль, смотр, конкурс, любительский художественный коллектив.

5.1. Любительское творчество как социально значимая деятельность личности или коллектива по созданию, сохранению, освоению и распространению культурных ценностей и технических достижений в условиях свободного времени. Любительское творчество как средство воспитания духовности, толерантности, гуманистического отношения к действительности, формирования творческого потенциала и креативности, проявления самореализации и самоактуализации личности.

Основные тенденции развития любительского творчества в Беларуси. Влияние на любительское творчество современного шоу-бизнеса и индустрии досуга. Роль любительского творчества в развитии традиций народной культуры, народных промыслов и ремесел.

Любительское творчество как объект научного анализа. Специфика художественного, педагогического и социокультурного осмысления любительства и любительского творчества. Любительская деятельность широких слоев населения как социально значимое явление и средство формирования личности.

5.2. Сущность понятия и специфика явления «народная художественная культура». Диалектика содержания понятий «художественная культура», «народная художественная культура», «любительское творчество», «фольклор». Социально-культурная деятельность как пространство для решения проблем возрождения, сохранения, распространения и развития аутентичного фольклора и традиционной народной культуры.

Мифологические истоки народной художественной культуры и история ее развития. Народная художественная культура как объект изучения. Направления исследований народной художественной культуры.

5.3. Фольклор как неотъемлемый элемент народной художественной культуры. Сущностные характеристики фольклора как художественного творчества народа в исторической ретроспективе. Специфические черты и жанры фольклора. Фольклористика как наука об аутентичной среде бытования фольклора.

Взаимодействие фольклора, любительства и профессионального искусства в системе художественной культуры. Организация и научно-методическое обеспечение народного творчества. Характеристика празднично-обрядовой деятельности как компонента народного творчества.

5.4. Любительское художественное творчество как элемент социального воспитания и художественной деятельности личности. Художественная деятельность как вид человеческой активности, направленной на реализацию потребностей и художественно-творческих способностей личности в разных видах искусства, где осуществляется эстетическое воспитание человека по законам красоты.

Многофункциональная природа любительской художественной деятельности личности в социокультурных учреждениях. Воспитательный потенциал любительского художественного творчества и любительской художественной деятельности личности. Любительское художественное творчество как средство эстетического воспитания и инкультурации личности.

Любительская художественная деятельность как средство развития творческого потенциала и креативности личности на различных возрастных этапах. Эффективность любительской художественной деятельности детей и взрослых как совокупность адекватного понимания ими художественного языка, интерпретации художественных произведений, уровня личностного и художественного развития.

Любительское художественное творчество как форма организации досуга и проявления социально-культурной активности населения в сфере искусства. Педагогически организованное и неорганизованное любительское художественное творчество. Виды и формы любительского художественного творчества.

Фестивали, смотры и конкурсы любительского художественного творчества. Фестиваль как социокультурное и художественное явление. Комплексное решение эстетических, социальных и воспитательных задач в рамках фестивальных мероприятий, в процессе проведения конкурсов и смотров народного творчества.

5.5. Организация учебно-воспитательного и творческого процессов в любительских объединениях художественного профиля. Любительский художественный коллектив как добровольное социокультурное объединение непрофессионалов в области музыки, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства. Принципы функционирования, методы, приемы, средства и содержание деятельности любительских художественных коллективов.

Воспитательные возможности любительских художественных коллективов, объединяющих различные возрастные категории граждан.

РАЗДЕЛ 6. МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: менеджмент социально-культурной деятельности, культурная политика, управление культурой, учреждения социально-культурной сферы, функции управления, финансирование социокультурной деятельности, маркетинг социокультурных учреждений.

6.1. Общее и особенное в социокультурном менеджменте. Основные составляющие социокультурного управления: цели и задачи, структура, функции, принципы, методы, нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение, механизмы внедрения.

Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики. Становление и развитие институтов управления культурой. Цели культурной политики государства. Разнообразие субъектов культурной политики. Основные доминанты формирования прогрессивной культурной политики.

6.2. Система управления учреждениями социально-культурной сферы. Специфика управления учреждениями социально-культурной сферы. Расширение сферы деятельности учреждений социально-культурной сферы. Сочетание государственных, общественных и коммерческих форм в социально-культурной сфере.

Проблема эффективности как центральная проблема управления. Эффективность как интегральная характеристика управления. Виды эффективности в управлении. Сочетание социальной и экономической эффективности.

6.3. Специфика и принципы управления социокультурными процессами: коллегиальность и единоначалие; сочетание государственных и общественных начал; научность; взаимосвязь с практикой; плановость; системность; эффективность; ориентация на окончательный результат.

Функции управления: планирование, организация и контроль. Управление процессами и людьми. Руководитель социокультурных процессов институтов как их соучастник. Методы и стили управления. Влияние стиля и методов управления на результативность труда.

6.4. Характеристика основных видов менеджмента в социокультурной сфере. Арт-менеджмент и его содержание. Менеджмент выставок и презентаций. Фестивальный менеджмент. Менеджмент социально-культурной деятельности и его интегральные особенности. Типология профессионализма менеджеров. Распределение функций менеджеров с учетом разных видов деятельности.

Критерии оценки деятельности руководителя социокультурных учреждений: результаты работы, особенный вклад в деятельность организации, стиль управления, специальная подготовка, организаторский талант.

6.5. Механизмы финансирования социокультурной деятельности. Социокультурная система как объект экономических отношений. Экономический потенциал социально-культурных институтов. Коммерческие и некоммерческие виды деятельности учреждений культуры.

Способы привлечения внебюджетных средств. Понятие «благотворительность». Сферы благотворительной деятельности. Мотивации благотворительности. Общая характеристика продуктов и услуг учреждений культуры.

6.6. Маркетинговые технологии социокультурных учреждений. Понятие «маркетинг социокультурных учреждений». Социокультурные учреждения и рынок. Сегментация рынка. Рынок свободного и платного потребления. Виды платных услуг населению. Специфика социокультурного маркетинга.

6.7. Нарастание интеграционных процессов в Европе, активизация деятельности межгосударственных и общественных организаций в координации культурных процессов (ООН, Совет Европы, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.).

Принципы и основные направления культурной политики Европейского союза (ЕС), развитие культурного взаимодействия на внутреннем европейском рынке и общего рынка культуры. Расширение сотрудничества ЕС со странами Центральной и Восточной Европы в отрасли культурных проектов.

6.8. Профессиональная компетентность специалиста социокультурной сферы. Специфика социально-культурной деятельности как фактор ее менеджмента. Показатели профессиональной компетентности специалиста социально-культурной деятельности.

Структура профессиональной компетентности. Профессиональное мышление специалиста. Этические нормы специалиста социально-культурной деятельности. Условия формирования профессиональной компетентности специалиста социокультурной сферы.

РАЗДЕЛ 7. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: фундаментальные и прикладные исследования, методология и методы исследования, программа и этапы исследования, методики и процедуры диагностики, мониторинг, опытно-экспериментальная работа, апробация, внедрение.

7.1. Специфика организации и проведения педагогического исследования в рамках предметной области «теория, методика и организация социально-культурной деятельности». Общие методологические принципы научного исследования: единство теории и практики; творческого и конкретно-исторического подходов в исследуемой проблеме; принцип объектив­ности, всесторонности и комплексности исследования и др.

Частные методологические принципы педагоги­ческого исследования: принцип детерминизма; единства внешних воздействий и внутренних условий развития; активности личности; личностно-деятельностного под­хода и др.

7.2. Стратегия и тактика научного исследования в предметной области социально-культурной деятельности. Характеристика и содержание этапов исследования.

Компоненты научного аппарата педагогического исследования в предметной области социально-культурной деятельности: проблема, тема, актуальность, объ­ект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования; положения, выносимые на защиту; научная новизна; теоретическая и практическая значи­мость.

Процедуры и атрибуты обоснования актуальности выбранной темы исследования. Эмпирические данные и их научная обработка. Методические требования к выводам научного исследования.

Понятие эффективности научного исследования в предметной области социально-культурной деятельности. Принципы, факторы и показатели эффективности и результативности научного исследования.

7.3. Методы научного познания: сущность, содержание, основные ха­рактеристики. Классификация методов педагогических исследований: эмпирические, теоретиче­ские, сравнительно-исторические, методы математической и стати­стической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности различных методов.

Характеристика общенаучных методов познания: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, идеализация, обобщение, индукция, дедук­ция, аналогия, моделирование.

7.4. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характери­стика эмпирических методов педагогического исследова­ния. Метод изучения научной и методиче­ской литературы, архивных материалов. Методика обработки получен­ной информации и виды ее представления.

Беседа как метод исследования. Исследовательская функция бе­седы. Виды бесед. Методика проведения и техника фиксирования результатов.

Методы опроса в структуре педагогического исследо­вания. Место и функции методов опроса: анкетирования, тестирова­ния, интервьюирования, социометрии.

Анкетный опрос. Виды анкет. Процедура подготовки ан­кеты, требования к содержанию вопросов.

Интервью. Особенности проведения. Разработка ан­кеты и инструкции к ее проведению. Разработка содержания вопро­сов интервью.

Экспертный опрос: сущность, содержание, особенности проведе­ния. Отбор экспертов. Достоинства и недостатки.

Тестирование. Виды тестов. Требования, предъявляемые к тестированию: надежность и валидность.

Социометрия. Сущность метода и особенности использования в исследовательской работе.

Метод изучения продуктов детской деятельности. Особенности использования метода в педагогических исследованиях. Цели изучения детских работ.

Метод изучения педагогической документации. Контент-анализ документов. Цели использования метода, критерии анализа и оце­нок.

Метод изучения и обобщения педагогического опыта. Передовой, новаторский и инновационный педагогический опыт.

Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Виды экспериментов. Разработка методики проведения экспери­мента.

7.5. Методика проведения педагогического иссле­дования в предметной области социально-культурной деятельности. Замысел, структура и логика проведения исследования, вариативность его построения. Содержание и характеристика основных этапов иссле­дования, их взаимосвязь и субординация.

Выбор и обоснование методов педагогического исследования. Разработка программы экспериментального исследования. Создание и адаптация тестовых методик педагогической диагностики. Выбор схемы педагогического эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа по внедрению и апробации педагогической методики (технологии) в практику деятельности учреждений социокультурной сферы. Обра­ботка и интерпретация полученных результатов эмпири­ческого исследования. Формулирование практи­ческих рекомендаций для оптимизации социокультурных процессов. Использование результатов исследова­ния в социокультурной практике.

7.6. Структура и логика педагогического диссертационного исследования. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Анализ разработанности проблемы, формулировка новизны. Создание научного аппарата исследования.

Архитектура диссертации. Категориальный аппарат, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции и их соотношение. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов. Правила и научная этика цитирования: научные школы, направления, персоналии.

Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Характеристика основных видов представления резуль­татов исследования: диссертация, научный отчет, монография, авто­реферат, учебное пособие, статья, рецензия, методические рекомен­дации, тезисы научных докладов, депонированная разработка и др.

7.7. Профессионально значимые личностные качества педагога-иссле­дователя. Сущность педагогического мастерства исследователя: общая культу­ра и эрудиция, профессиональные знания, исследовательские спо­собности и умения, исследовательская педагогическая направлен­ность.

Творчество и новаторство в работе педагога-исследователя. Рефлексия педагога-исследователя в системе его научной и практи­ческой деятельности. Научная добросовестность и этика, искусство общения и культура поведения педагога-исследователя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь : Закон Рэсп. Беларусь,
  2. 4 чэрв. 1991 г., № 832-XII. – URL : http : www. nlb.by.
  3. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления : монография / М. А. Ариарский. – СПб. : Концерт, 2008. – 792 с.
  4. Атлас социально-культурных реабилитационных технологий / сост. Ю. С. Моздокова. – М. : МГУКИ, 2002. – 132 с.
  5. Бабосов, Е. М. Социология управления : учеб. пособие / Е. М. Бабосов. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 288 с.
  6. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга : учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М. : Флинта, 1998. – 240 с.
  7. Гуд, П. А. Тэхналогія стварэння свята / П. А. Гуд. – Мінск : БДУКМ, 2008. – 234 с.
  8. Грыгаровіч, Я. Д. Прыкладная культуралогія : вучэб. да­па­м. / Я. Д. Гры­гаровіч, А. І. Смолік. – Мінск : Адукацыя і выха­ванне, 2005. – С. 9–11, 183–212.
  9. Григорьев, А. Д. История социальной работы: в 2ч. : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Д. Григорьев. – Минск : ТетраСистемс, 2006. – Ч.1 (до начала ХХ в.). – 464 с.
  10. Григорьева, Е. И. Потенциал досуговых общественных объединений в формировании толерантной культуры молодежи : монография / Е. И. Григорьева, А. А. Перегудов; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. – 240 с.
  11. Дуликов, В. З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом : учеб. пособие / В. З. Дуликов. – М. : МГУКИ, 1999. – 109 с.
  12. Дуликов, В. З. Организационный процесс в социокультурной сфере: учеб. пособие / В. З. Дуликов. – М. : МГУКИ, 2003. – 160 с.
  13. Дуликов, В. З. Социально-культурная работа за рубежом : тенденции развития : учеб. пособие / В. З. Дуликов. – М. : МГУКИ, 2003. – 115 с.
  14. Дуликов, В. З. Критерии социально-культурной деятельности / В. З. Дуликов // Вест. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2004. – № 1. – С. 94–103.
  15. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятель­ности : учеб. пособие для студ. вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. – 2-е изд. – М. : Профиздат, 2002. – 288 с.
  16. Жарков, А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник / А. Д. Жарков. – М. : МГУКИ, 2012. – 456 с.
  17. Жаркова, А. А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты: монография / А. А. Жаркова. – М. : МГУКИ, 2011. – 177 с.
  18. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : учебник для студентов вузов культуры и искусств / Л. С. Жаркова. – М. : МГУКИ, 2010. – 396 с.
  19. Каралёў, М. М. Асноўныя кірункі падрыхтоўкі менеджараў сацыяльна-культурнай сферы / М. М. Каралёў // Весн. БДУК, 2002. – № 1. – С. 61–65.
  20. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М. : МГУКИ, 2004. –
  21. 539 с.
  22. Козловская, Л. И. Особенности игры в социокультурной дея­тельности / Л. И. Козловская // Весн. БДУКМ. – 2011. – № 1(15). – С. 119–126.
  23. Козловская, Л. И. Досуговая программа в системе социо­культурной деятельности / Л. И. Козловская // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2002. – № 3. – С. 15–18.
  24. Кудрина, Е. Л. Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект : монография / Е. Л. Кудрина [и др.]; под науч. ред. Е. Л. Кудриной; Мин-во культуры Рос. Федерации; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2013. – 384 с.
  25. Культура: открытый формат – 2013 (библиотековедение, библиографоведение и книговедение, искусствоведение, культурология, музееведение, социокультурная деятельность): сб. науч. ст. / ред. сов.: В.Р. Языкович (пред.) [и др.]. – Минск: БГУКИ, 2013. – 470 с.
  26. Культурно-досуговая деятельность : учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М. : МГУКИ, 1998. – 461 с.
  27. Ліцвінка, В. Святы і абрады беларусаў / В. Ліцвінка. – Мінск : Беларусь, 1998. – 189 с.
  28. Малахова, И. А. Развитие личности : учеб. пособие : в 2 ч. / И. А. Малахова. – Мінск : Беларус. навука, 2002. – Ч. 1. Спо­собность к творчеству, одаренность, талант. – 158 с.
  29. Малахова, И. А. Развитие личности : учеб. пособие : в 2 ч. / И. А. Малахова. – Минск : Беларус. навука, 2003. – Ч. 2. Ху­дожественно-творческая деятельность. – 147 с.
  30. Малахова, И. А. Развитие креативности личности в социо­культурной сфере: педагогический аспект : монография / И. А. Малахова. – Минск : БГУКИ, 2006. – 345 с.
  31. Малахова, И. А. Развитие креативности школьников в процессе любительской художественной деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук по специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности / И. А. Малахова. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2011. – 48 с.
  32. Малахова, И. А. Создание понятийного аппарата педагогического исследования как творческий процесс / И. А. Малахова // Традыцыйная і сучасная культура Беларусі: гісторыя, актуальны стан, перспектывы: матэрыялы навук. канф., Мінск, 6 снеж. 2012 г. – Мінск : БДУКМ, 2013. – С. 262–268.
  33. Малахова, И. А. Психолого-педагогические аспекты университетской подготовки кадров для сферы культуры / И. А. Малахова // Асноўныя тэндэнцыі развіцця сучаснай беларускай культуры: матэрыялы навук. канф., Мінск, 23–24 лістап. 2011 г. – Мінск : БДУКМ, 2013. – С. 260–265.
  34. Малахова, И. А. Научная школа в области педагогики «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» : монография / И.А. Малахова, Л.И. Козловская. – Минск : БГУКИ, 2014. – 46 с.
  35. Малянов, Е. А. Социально-культурная инноватика: методология, теория и практика : дис. … д-ра пед. наук по специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Е. А. Малянов. – Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. – 462 с.
  36. Наумчик, В. Н. Педагогическая культура в социокультурной деятельности : монография / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. – Вильнюс : Ксения, 2003. – 91 с.
  37. Оленина, Г. В. Педагогика социально-культурного проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи : дис. … д-ра пед. наук по специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Г. В. Оленина. – Барнаул : АлтГАКИ, 2011. – 490 с.
  38. Попов, В. В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования : монография / В. В. Попов, Ф. Х. Попова. – Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2004. – 176 с.
  39. Рябков, В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина ХХ – начало ХХI в.) : монография / В. М. Рябков. – М.: МГУКИ; ЧГАКИ, 2009. – 480 с.
  40. Садовская, В. С. Лабиринты культуры быта : исследование реальности: монография / В. С. Садовская. – М. : МГУКИ, 2003. – 252 с.
  41. Садовская, В. С. Культура научного творчества: монография / В. С. Садовская, В. А. Ремизов, З. Л. Бруккауф. – М.: Наука, 2012. – 94 с.
  42. Самерсова, Н. В. Экологическая культура личности: социо­культурный аспект : монография / Н. В. Самерсова. – Минск : БГУКИ, 2011. – 284 с.
  43. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. – СПб. : СПбГУП, 2003. – 204 с.
  44. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / П. А. Сорокин; общ. ред. и предисл. А. Ю. Согомонов. – М. : Политиздат, 1992. – 543 с.
  45. Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования : сб. ст. / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. – М. : МГУКИ, 2011. – Вып. 2. – 240 с.
  46. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности : учеб. пособие / под общ. ред. В. Н. Наумчика. – Мінск : Выш. шк., 2004. – 165 с.
  47. Степанова, Т. П. Диверсификация досугового общения: методология, теория, технологии: дис. … д-ра пед. наук по специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Т. П. Степанова. – Челябинск, 2011. – 390 с.
  48. Стрельцов, Ю. А. Педагогика досуга : учеб. пособие / Ю. А. Стрель­цов, Е. Ю. Стрельцова. – М. : МГУКИ, 2008. – 272 с.
  49. Суртаев, В. Я. Мир культуры глазами молодых: учеб. пособие / В. Я. Суртаев. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского у-та культуры и искусств, 2004. – 288 с.
  50. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб. : Лань: Планета музыки, 2009. – 544 с.
  51. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России : коллективная монография / под науч. ред. Н. Н. Ярошенко. – М. : Издат. дом МГУКИ, 2012. – 220 с.
  52. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. – М. : МГУКИ, 2008. – 608 с.
  53. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник / Н. Н. Ярошенко. – М. : МГУКИ, 2007. – 360 с.
  54. Auslander, L. Cultural revolutions: everyday life and politics in Britain, North America, and France / L. Auslander. – Berkeley ; Los Angeles : Univ. of California Press, 2009. – 243 р.
  55. Brighton, C. Socio-cultural values in the development of intercultural communication competence / С. Вrighton. – New York : Peter Lang. 2013. – 217 p.
  56. Cooper, W. Some Philosophical aspect of leisure theory / W. Cooper. – Leisure studies. – State College-PA: Venture Publishing, Inc., 1999. – P. 3–15.
  57. Glover, T. Locating leisure in the social capital literature / T. Glover,
  58. J. Hemingway // Journal of Leisure Research. – 2005. – № 4. – P. 387–401.
  59. Heimtun, B. The holiday meal: eating out alone and mobile emotional geographies / B. Heimtun // Leisure Studies. – 2010. – № 2. – P. 175–192.
  60. Putnam, R. Bowling alone: the collapse and revival of American community / R. Putnam. – New York, NY: Simon & Schuster, 2000. – 544 p.
  61. Savicka, A. Postmaterialism and globalization : the specificity of value change in the post-communist Milieu / A. Savicka ; Research Inst. of Culture, Philosophy a. Arts. – Vilnius, 2004. – 163 p.
  62. Tiryakian, E.A. Sociological theory, values, and socio-cultural change : essays in honor of P.A. Sorokin / E.A. Tiryakian. – New Brunswick : Transaction Publ., 2013. – 307 p.
  63. Wang, X. The effect of face concert on university student’s leisure travel: a cross-cultural comparison / X. Wang, G. Walker // Journal of Leisure Research. – 2011. – № 1. – P. 133–147.