13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 26 октября 2007 г. № 173
 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМ

Цель программы-минимум – систематизация знаний у соискателей по педагогике профессионального образования.

Программа-минимум выполняет задачи:

  • определяет структуру и содержание знаний и умений в области педагогики профессионального образования в соответствии с требованиями  паспорта специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогический профиль);

  • служит инструментарием методологической, теоретической и практической подготовки соискателей ученой степени к написанию кандидатской диссертации и последующей научно-методической деятельности в высших и средних специальных учебных заведениях педагогического профиля.

Настоящая программа-минимум предназначена для соискателей ученых степеней по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогический профиль).

Требования к уровню знаний, умений и практических навыков соискателей ученой степени в области теории и методики профессионального образования (педагогический профиль).

Соискатель должен знать и уметь использовать:

  • нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность системы профессионального образования;

  • методологию и логику педагогического исследования в области профессионального образования;

  • структурные компоненты и звенья технологии обучения;

  • модель и технологию процесса воспитания;

  • приемы рациональной организации самообразования и самовоспитания учащихся и студентов;

  • современные продуктивные технологии и системы педагогического образования;

  • основы инновационной культуры педагога;

  • отечественные и зарубежные источники по философии, педагогике и психологии профессионального образования

Владеть:

  • методами и инструментарием педагогического исследования;

  • способами отбора, систематизации и планирования педагогической информации;

  • культурой речи и элементами актерского мастерства;

  • техникой педагогического общения с учащимися, студентами и их родителями;

  • методами педагогической рефлексии и способами передачи их учащимся и студентам;

  • технологией профессионального самообразования и самовоспитания.

Иметь навыки:

  • работы с первоисточниками, справочниками, электронными носителями информации;

  • организации различных видов учебных занятий, использования различных форм и методов обучения;

  • применения современных средств обучения (ТСО, ЭВМ) в учебном процессе;

  • организации и проведения различных форм воспитательных мероприятий;

  • формулирования педагогической проблемы;

  • аргументированного принятия научно обоснованного педагогического решения;

  • педагогического общения с обучающимися;

  • ведения аргументированного диалога с обучающимися.

Раздел 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 1. Предмет и проблемы педагогики профессионального образования

Дифференциация педагогики и особенности развития педагогики профессионального образования. Связи педагогики профессионального образования с общей педагогикой и методикой профессионального обучения. Акмеологические основы педагогики профессионального образования. Цели, задачи и содержание педагогики профессионального образования. Специфика педагогики профессионального образования. Связь педагогики профессионального образования с антропологией и другими науками. Значение педагогики профессионального образования для подготовки научно-педагогических кадров и повышения их профессионального мастерства. Становление и развитие педагогики профессионального образования в Республике Беларусь. Концепция профильного образования в учреждениях, обеспечивающих среднее образование.

Тема 2. Методология педагогики профессионального образования. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений

Понятие о методологии как педагогической логике и философии науки, ее уровни. Философские основания педагогики профессионального образования. Общенаучный уровень методологии педагогических исследований. Конкретно-методологические принципы исследований. Гносеология (теория познания) как методологическая основа обучения и образования. Организация исследования в области педагогики профессионального образования, методика его проведения и диагностика результатов. Моделирование исследуемых явлений, процессов, объектов.

Аксиологический подход к изучению педагогических явлений, при котором человек рассматривается как высшая ценность. Понятие и классификация педагогических ценностей. Профессиональное образование как социально-педагогическая и гуманистическая ценность.

Тема 3. Объект и субъект профессионально-педагогического образования

Личность учащегося, студента, слушателя (далее – обучающегося) как объект и субъект профессионально-педагогического образования. Биологическое и социальное, психологическое и педагогическое в структуре личности. Социально-экономические и духовные потребности как движущие силы психического развития и формирования личности.

Основные параметры структуры личности педагога. Профессиональная направленность как высший уровень развития личности, включающий физическое и психическое состояние, социальный статус, специальную и профессиональную подготовку.

Деятельность как проявление направленности и как фактор формирования и развития личности педагога. Структура деятельности. Единство сознания и поведения, их значение в формировании личности будущего учителя, воспитателя. Рефлексия и ее значение в развитии личности.

Ведущие функции педагогической деятельности: информационная, ориентационная, мобилизационная, организаторская, конструктивная, коммуникативная, развивающая, исследовательская (гностическая), прогностическая.

Способности в структуре педагогической профессии: эмпатические, перцептивные, креативные, праксеологические, когнитивные, рефлексивные. Развитие способностей в деятельности, в учебно-воспитательном процессе. Уровни проявления способностей: одаренность, талант, гениальность.Проблема диагностики педагогических способностей.

Возрастные, гендерные, этнические, индивидуальные особенности обучающихся, их учет в образовательном процессе.

Преемственность в образовании школьников и студентов. Социально-психологические и педагогические предпосылки эффективной деятельности обучающихся.

Тема 4. Организация и условия формирования личности учителя в целостном образовательном процессе

Содержание работы педагогического учебного заведения, его структурных подразделений: деканата, кафедры, отделов, ученых советов, студенческого самоуправления. Организация досуга обучающихся, эстетическое воспитание, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, туризм, краеведение. Коллективные объединения обучающихся: учебная (академическая) группа, учебные комиссии, научно-исследовательские группы, кружки и общества.

Адаптация учащихся и студентов к системе профессионального обучения: социальная, экономическая, академическая. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса, использование библиотечного фонда, владение информационным банком имеющейся литературы, кабинеты и лаборатории.

Тема 5. Технологии целостного педагогического процесса

Педагогическая технология как проектирование и точное воспроизведение действий, гарантирующих успех в обучении и воспитании. Отличие педагогической технологии от методики обучения и воспитания. Специфические черты педагогической технологии. Педагогическая технология и профессиональное мастерство учителя. Технологии  конструирования и технологии реализации задач педагогического процесса. Технология педагогического общения и установление целесообразных взаимоотношений.

Основные принципы педагогических технологий: целостность, фундаментальность, культуросообразность, взаимосвязь обучения и воспитания, непрерывность, деятельностный подход. Традиционные технологии обучения. Программированное обучение. Проблемное обучение. Эвристическое обучение. Модульное обучение. Адаптивное обучение. Суггестивное обучение. Интегральное обучение. Компьютерное обучение. Информационные технологии.

Тема 6. Инновации в профессиональном образовании и педагогической деятельности преподавателя

Характеристика педагогической инновации. Состав и структура инновационной культуры педагога. Сущность инновационно-педагогической деятельности как самостоятельного типа. Позиции инноватора. Акмеограмма педагога-инноватора. Типология инноваторов. Типология педагогических инноваций. Методы инновационно-педагогической деятельности. Условия, способствующие и препятствующие инновациям. Инновационный цикл. Инновационная стратегия. Культурно-праксиологическая концепция специальной инновационной подготовки педагога. Дидактическая система и технология специальной инновационной подготовки педагога. Критерии оценки инновационно-педагогической деятельности.

Тема 7. Система непрерывного педагогического образования. Педагогический менеджмент

Профессиональная деятельность педагога и ее особенности. Объект, функции, педагогические способности, умения и навыки. Модель педагогической профессии, ее структурные компоненты. Направленность педагога высшей школы.

Профессиональный отбор и допрофессиональная подготовка молодежи в педагогическом вузе. Современная практика отбора абитуриентов, способных к педагогической деятельности. Психолого-педагогическая диагностика: педагогическое наблюдение, медико-биологическая диагностика, создание банка данных для статистической обработки на ЭВМ. Методы психолого-педагогической диагностики профессионально необходимых качеств личности. Этапы профессионально-педагогической ориентации молодежи.

Развитие профессиональных способностей учащихся и студентов в системе непрерывного педагогического образования. Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. Самообразование как основной метод непрерывного педагогического образования.

Управление системой непрерывного многоуровневого педагогического образования. Педагогический менеджмент.

Тема 8. Основные направления совершенствования педагогического образования в Республике Беларусь на современном этапе

Социальные функции педагогического образования в Республике Беларусь. Цели педагогического образования, проблемы его демократизации и гуманизации. Исторический опыт развития высшего педагогического образования в Беларуси. Сочетание национального и интернационального в педагогическом образовании. Концептуальные основы совершенствования среднего специального и высшего педагогического образования. Качественные изменения в организации, содержании и технологии учебно-воспитательного процесса, его интенсификация и дифференциация.Прогнозирование социально-экономических, политических и иных условий, обеспечивающих преобразования в системе педагогического образования. Стандартизация педагогического образования. Научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение. Прогрессивный опыт реформирования высшего педагогического образования за рубежом. Новые явления в аттестации учащихся и студентов в педагогических учебных заведениях.

Тема 9. Система подготовки и порядок проведения аттестации научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь

Профессиональная компетентность и мастерство научно-педагогических и научных кадров. Характеристика ученых степеней высшей научной квалификации (доктор наук, кандидат наук). Требования, предъявляемые к магистерской диссертации. Традиционные формы подготовки научно-педагогических кадров: аспирантура, докторантура, подготовка диссертаций. Должности научных сотрудников. Научное руководство, научное консультирование и оппонирование соискателей ученых степеней. Советы по защите диссертации: сущность и функции. ВАК Республики Беларусь – высшее звено в аттестации научно-педагогических кадров. Роль экспертных советов Академии наук Беларуси и педвузов в координации и непосредственной подготовке научных кадров. Критерии оценки диссертаций и опубликованных работ. Кандидатские экзамены. Порядок представления и защиты диссертаций. Требования к личностным качествам соискателя ученой степени. Порядок оформления и выдачи дипломов. Проблемы внедрения достижений педагогической науки в практику. Основные тенденции развития педагогической науки в области профессионально-педагогического образования. Повышение квалификации и переподготовка научных кадров. Проблемы интеграции Беларуси в мировое научно-образовательное пространство, сотрудничество с ВАК Российской Федерации.

Раздел 2

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Теме 10. Основные виды, формы и методы учебных занятий в учебных заведениях

Лекция – ведущая форма учебной деятельности. Типы и виды лекций: проблемные, информационные, методические, обзорные, аналитические, консультационные и их место в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Критерии эффективности лекций и их значение для профессионального становления обучающихся. Чтение лекции: отбор содержания, технология построения, мастерство чтения. Обучение слушанию лекции: фиксирование и последующая обработка информации; критическая самооценка, вопросы обучающихся преподавателю. Факторы, повышающие эффективность лекционной формы учебной деятельности и затрудняющие восприятие лекционного материала.

Семинары – важнейшая форма отработки и углубления теоретических знаний. Формы проведения семинаров: вопросно-ответные, развернутые собеседования, устные доклады с последующим обсуждением. Семинары-дискуссии, семинары – защита педагогической концепции, семинары – педагогические диалоги, семинары-конференции, семинары-диспуты, деловые игры, организационно-деятельностные игры и др.

Лабораторные (практические) занятия как форма применения и закрепления знаний. Виды лабораторных занятий: педагогический анализ, анализ и оценка педагогических ситуаций, явлений, процессов, условий и факторов, экспресс-анализ и др. Лабораторные занятия-тренинги, педагогические игры, решение педагогических задач и др.

Виды самостоятельной работы обучающихся, контроль и оценка ее результатов. Компьютерное сопровождение рациональной организации самостоятельной работы студентов. Методика организации управляемой самостоятельной работы.

Учебный труд во время экзаменационной сессии. Режим сна и отдыха. Формы и методы систематизации материала. Культура устного изложения информации: план, логика, межпредметные связи. Логико-методологическая квалификация излагаемого материала (факты, понятия, идеи, теории и др.).

Тема 11.  Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)

Методы научного исследования: эмпирические, теоретические, комплексные. Методы обработки результатов исследования. Компьютерные методики и их применение в исследовательской деятельности.

Педагогический эксперимент: структура, виды и методика осуществления.

Формы и методы включения обучающихся в научно-исследовательскую работу: задания к практическим занятиям, исследовательский характер курсовых и дипломных работ, работа научных кружков, проблемных групп, лабораторий, вовлечение обучающихся в исследовательскую работу кафедры.

Организация самообразования и самовоспитания обучающихся. Структура процесса самообразования: мотивация профессионального самосовершенствования. Совершенствование психофизиологического состояния, самовоспитание социальных качеств личности, самосовершенствование профессионального мастерства. Методы самосовершенствования: самовнушение, самостимулирование, самоанализ и др.

Тема 12. Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки учителя

Цель и задачи педагогической практики. Содержание и особенности организации педагогической практики на различных этапах образовательного процесса. Комплексная организация педагогической практики: ознакомительная, активная и завершающая практика. Анализ результатов практики, аттестация и оценка результатов практики. Особенности педагогической практики магистров и аспирантов.

Тема 13. Научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров

Кафедры и лаборатории вузов, Национального института образования Республики Беларусь, объединения творчески работающих преподавателей вузов (Академия последипломного образования, институты повышения квалификации и переподготовки кадров) и других учебных заведений,экспериментальные и инновационные площадки школ, школы-лаборатории, инновационные школы, авторские педагогические системы, городские и районные учебно-методические кабинеты и др.

Учебно-методические комплексы (УМК), компьютерные банки данных, Интернет, современные технические средства сбора, обработки и трансляции информации.

Раздел 3

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Тема 14. Сущность, структура и содержание воспитательного процесса в педагогическом учебном заведении

Сущность воспитания, его соотношение и связь с обучением и педагогической деятельностью. Воспитание как процесс организации жизнедеятельности и общения обучающихся. Системный характер процесса воспитания и его целостность. Воспитание как процесс формирования личности. Воспитание потребностей и мотивационной сферы обучающихся, педагогическая направленность воспитательного процесса. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Воспитание и идеология Белорусского государства.

Содержание, формы и методы воспитательной работы в педагогическом учебном заведении. Умственное воспитание. Формирование мировоззрения и духовности обучающихся. Гражданское воспитание. Экономическое воспитание. Экологическое воспитание. Эстетическое воспитание и культура поведения обучающихся. Формирование здорового образа жизни студентов. Пути индивидуализации воспитательной работы в учреждениях образования.

Типология учащихся и студентов. Одаренные студенты. Виды и формы девиантного поведения обучающихся. Психолого-педагогические условия предупреждения дезадаптации учащихся и студентов, преодоление отрицательных последствий дезадаптации. Взаимодействие вуза, родителей иобщественных объединений учащихся и студентов. Проблемы студенческой семьи. Структура и функции самовоспитания.

Тема 15. Коллектив обучающихся как объект и субъект воспитания и педагогического исследования

Личность и общество: коллектив, виды и структура коллективов, структура межличностных отношений в коллективе. Уровни развития коллектива, психологический климат, воспитывающие и деструктивные взаимоотношения в коллективе.

Социально-психологические особенности коллективов обучающихся и их учет в профессиональной подготовке педагогических кадров. Общественные объединения и группы: проблемы, противоречия, перспективы.

Участие студентов и учащихся в общественной жизни учебного заведения, в научно-исследовательской работе, в организации учебного процесса.

Воспитание сверстниками.

Тема 16. Профессорско-преподавательский коллектив в структуре учебно-воспитательного процесса учреждения образования

Педагог высшей и средней школы. Специфика и функции педагогического коллектива. Психологический климат в вузовском и школьном педагогическом коллективе, взаимная помощь и поддержка. Администрация вуза и школы, их функции в управлении учебно-воспитательным процессом и самоуправлении студентов и учащихся. Вуз и среднее учебное заведение как социально-психологическая и педагогическая система. Формы повышения квалификации преподавательского состава и вспомогательного персонала. Положение о социально-педагогической и психологической службеучреждения образования.

Планирование и организация педагогического процесса, коррекция и результаты. Руководители педвуза, их профессиональные качества, стиль руководства учебно-воспитательным процессом и участие в этом процессе преподавателей и обучающихся.

Взаимодействие педагогических учреждений с Министерством образования, местными и республиканскими органами управления.

Литература

  1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – 2-е изд. – М., 1990.

  2. Андреев В.И. Основы педагогики высшей школы. – Мн., 2005.

  3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: В 2 ч. – Казань, 1998.

  4. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность становления. – М., 1996.

  5. Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. Мн., 2002.

  6. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и принципы. – М., 1980.

  7. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентный подход. – М., 2002.

  8. Басова В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д, 1999.

  9. Беляева А.П. Проблемы методологии и методики исследований в профтехобразовании. – М., 1978.

  10. Бенедиктов Б.Я., Бенедиктов, С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. – Мн., 1993.

  11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и образование. – М., 1986.

  12. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

  13. Блинов В.М. Гуманистическая концепция профессионально-педагогической подготовки учителя в ФРГ. – М., 1993.

  14. Бордовская Н. В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб., 2000.

  15. Будняев М.М. Новые информационные технологии в школе и педагогических институтов. – М., 1989.

  16. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. – М., 1993.

  17. Водзинский Д.И. Педагогика высшей школы. – Мн. 2000.

  18. Вадзінскій Д.І., Грымаць А.А. Аксіялагічныя праблемы выхавання студэнтаў педагагічных ВНУ. – Мн., 1994.

  19. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: константный подход. – М., 1991.

  20. Вишневский М.И. Философский синтез как мировоззренческая основа образования: Монография. – Могилев, 2000.

  21. Воробьев Г.Г. Молодежь в инновационном обществе. – М., 1990.

  22. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М., 1987.

  23. Гершунский Б.С. Философия образования. – М., 1998.

  24. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992.

  25. Грабарь М.И., Краснянская, К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. – М., 1977.

  26. Грезнева О.Ю. Научные школы: педагогический аспект. – М., 2003.

  27. Громыко Ю.В. Мыследеятельная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). – Мн., 2000.

  28. Грымаць А.А., Катовіч Н.К. Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці будучых педагогаў. – Мн., 1996.

  29. Гушляеева Л.В. Современные психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. – М., 1990.

  30. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1989.

  31. Дьяченко Н.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учебное пособие. –  3-е изд. перераб. и доп. – Мн., 1993.

  32. Елкалов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.

  33. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М., 1987.

  34. Загвязинский В.И. Учитель, как исследователь. – М., 1980.

  35. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление / Под. ред А.В. Петровского. – М., 1989.

  36. Ильин Г.Л. Научно-педагогические школы: проективный подход: Монография. – М., 1999.

  37. Ильин М.В. Проектирование содержания профессионального образования: теория и практика. – Мн., 2002.

  38. Инновации в Российском образовании: начальное проф. образование. 2000.– М., 2000.

  39. Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации. – Мн., 2006.

  40. Кавалевич М.С. Педагогика. – Мозырь, 2000.

  41. Казимирская И.И. Мышление учителя и пути его формирования: Монография: В 2 ч. – Мн., 1992.

  42. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.

  43. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. – М., 1980.

  44. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Дембровского. – М., 1989.

  45. Конституция Республики Беларусь.

  46. Концептуальные основы разработки, внедрения и использования информационных технологий в реформируемой школе Республики Беларусь // Зб. нарматыўных дакументаў Мін. адукацыі. – 2000. –№ 2.

  47. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. 14 дек. 2006 г. // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2.

  48. Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь,  18 апреля 2000 г.

  49. Концепция учебно-методического комплекса. – Мн., 1993.

  50. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – Мн., 1996.

  51. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

  52. Краевский В.В. Содержание образования: взгляд к прошлому. – М., 2000.

  53. Кремец М.А. Математические методы в научное исследование для педагогов и психологов. – Мн., 1998.

  54. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

  55. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб пособие. – М., 2001.

  56. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.

  57. Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика науки. – М., 1993.

  58. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. – Мн., 1999.

  59. Мицкевич Н.И. Активное обучение руководителей: дидактический аспект: Учебное пособие. – Мн., 2000.

  60. Новиков А.М. Как работать под диссертацией.– 4-е изд. – М., 2003.

  61. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М., 2005.

  62. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в учреждениях образования. – М., 1998.

  63. Новиков А.М. Развитие отечественного образования. – М., 2005.

  64. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. – М., 2004.

  65. Об образовании в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь: В редакции Закона от 19 марта 2002 // Настаўн. газета. – 2002. – 4 крас.

  66. Пальчевский Б.В., Фридман, Л.С. Концепция учебно-методического комплекса. – Мн., 1993.

  67. Пархоменко В.П. Основа технологии творчества. – М., 2000.

  68. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999.

  69. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1988.

  70. Педагогика и логика / Г. Щедровицкий [и др.]. – М., 1993.

  71. Педагогическая практика студентов: теоретические основы и опыт организации: Монография / Под ред. В.П. Тарантея. – Гродно, 2004.

  72. Петровский А.В. Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1989.

  73. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2003.

  74. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. – Мн., 2002.

  75. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие. – М., 1981.

  76. Подласый И.П.  Продуктивная педагогика. – М., 2003.

  77. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2001.

  78. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь. – Мн., 2006.

  79. Положение о совете по защите диссертаций. – Мн., 2007.

  80. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. – Мн., 2006.

  81. Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии / Под ред. А.И. Жука. – Мн., 1996.

  82. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов по педагогическим профессиям и специальностям. – М., 1997.

  83. Рекомендации ЮНЕСКО о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира, воспитание в духе уважения прав человека и основных свобод. Перспективы.

  84. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. – М., 1990.

  85. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993–1999.

  86. Рыков Н.А., Щербаков, А.И. Профессиограмма  учителя биологии средней школы. Научно-педагогические основы подготовки учителя. Вып. 1. – Л., 1973.

  87. Саранцев Г.И. Методология предметных методик обучения // Педагогика. – 2000. – № 8.

  88. Сендер А.Н. Научно-педагогические основы формирования профессиональной направленности студентов педвуза. – Мн., 1998.

  89. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1999.

  90. Сластенин В.А. Учитель как творец педагогического процесса. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988.

  91. Сманцер А.П. Педагогические основы преемственности обучения школьников и студентов. – Мн., 1995.

  92. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. – М., 2001.

  93. Сравнительная педагогика: История и современное состояние / Под ред. В.А. Капрановой. – Мн., 1998.

  94. Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. – Мн., 2001.

  95. Степаненков Н.К. Планирование работы классного руководителя. – Мн., 1996.

  96. Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. – Мн., 1993.

  97. Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред У.Д. Дасенстона. – М., 1991.

  98. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. – М., 1979–1981.

  99. Тарантей В.П. Подготовка учителя в условиях непрерывного образования. – Гродно, 1993.

  100. Тихонов Л.Н., Дронь М.И. Информационные средства передачи человеческого опыта на различных этапах развития  педагогической мысли. – Мн., 1994.

  101. Усачев И.В. Самостоятельная работа студента с книгой. – М., 1990.

  102. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. – М., 1988.

  103. Философско-педагогические проблемы развития образования  / Под ред. В.В. Давыдова.  – М., 1994.

  104. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987.

  105. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. – М., 1992.

  106. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.

  107. Ціханаў Л.Н., Грымаць, А.А. Сістэма шматузроўневай падрыхтоўкі педагагічных кадраў. – Мн., 1993.

  108. Ціханаў Л.Н., Грымаць А.А. Нацыянальная сістэма падрыхтоўкі педагагічных кадраў. – Мн., 1994.

  109. Цыркун И.И. Инновационная культура учителя-предметника. – Мн., 1996.

  110. Цыркун И.И. Методическая инноватика. – Мн. 1996.

  111. Цыркун И.И. Системы инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Мн., 2000.

  112. Цыркун И.И., Карпович Е.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: Пособие. – Мн., 2006.

  113. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М., 1993.

  114. Шиянов Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед.вузов. – М.,1999.

  115. Шуплецова Т.С. Особенности профессионального обучения в ПТУЗ инвалидов и лиц с нарушением психофизического развития: Метод. ред. / Под ред. М.В. Ильина. – Мн., 1999.

  116. Шуплецова Т.С. Профессиональное образование граждан с особенностями психофизического развития в Беларуси и за рубежем // Дэфекталогія. – 1999. – № 2.

  117. Щербаков А.И., Рыбаков Н.А. Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии // Научно-педагогические основы педагогики учителя биологии: Межвуз. тематич. науч. сб. – Л., 1973.

  118. Энциклопедия педагогического образования: В 3 т. – М., 1999.

  119. Юцявичене П.А. Теория и практика  модульного  обучения. – Каунас, 1989.

  120. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

  121. Якуба Ю.А. Методика тестирования качества производственного обучения. – М., 2001.

  122. Brameld Th. Education for the emerging Age. – N.Y., 1965.

  123. Claus Drewes, Dietrich Scholz, Dieter A. Wortmann (Hrsg). Aus der Arbeit Lernen Situationsaufgaben als neues Leitbi in der Qualifizierung zum Gepruften Industriemeister Metall Erste Ergebnisse aus den Modellprojekten. – BIBB, 2000.

  124. Dewey J. The Bearing of Pragmatism upon Education, in: J.Dewey, The Middle Works (1899-1924). – Vol. 4. – London, 1977.

  125. Garin E. L’educazione umanistika in Italia. – Baru, 1959.

  126. Grundwerk ausbildungs-und berufskundlicher Informationen (GABI), Ausgabe 1993/94, Herausgeber: Bundesanstals fur Arbeit (Band 1-30).

  127. Hollingsworth H.L., Eastman, S.T. Homes more high tech than school? // Educational technology. – 1997. – T. 37. – № 6.

  128. Humanistic Education: a Reconnaissance. Prepared by J. Hassard and Dvoran Naven. – Georgia State Ugiversity, 1988.

  129. International Standard Classification of Occupation (JSCO – 88) International Labour Office. – Jeneva, 1990.

  130. Landa L.M. Methodological drawbacks of current educational software and suggestions for radikal improvement based on aldo-heuristic theory file://Educational/ technology. – 1998. – T. 38. – № 5.

  131. Lehrplan fur das Unterrichtsash fachtech nisches zeichnen in den Klassen der Berufsschule fur vermessungstecniker / innen. – Hamburg, 1986.

  132. Lucas Ch. Fondations of education. – N.Y., 1984.

  133. Maegdefrau J., Vollbrecht R. Medienkompetenz als Bildungsaufgabe // Die Deutsche Schule. – 1998. – №  3.

  134. Vet systems gualifications databases / Editor Dr. Istvan Simonics deputy general director National Institute of Vocational Education. – European Training Foundation, BIBB, 1996.