03.03.02 – антропология

Специальность
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь 18.06.2015 № 153
 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы-минимум по специальности 03.03.02 – антропология (биологические науки) является овладение соискателем ученой степени кандидата наук углубленных теоретических знаний, необходимых для эффективной самостоятельной научно-исследовательской работы в рамках специальности 03.03.02 – антропология биологической отрасли науки.

Задачами изучения дисциплины являются:

  • изучение теоретических вопросов физической антропологии;
  • изучение возрастной и конституциональной антропологии и морфологии человека;
  • изучение антропоэкологии;
  • изучение общей антропогенетики;
  • изучение специальных разделов антропогенетики: медицинской генетики, генетики спорта, иммуногенетики человека;
  • изучение антропогенеза и биологической эволюции человека;
  • изучение общих вопросов этнической антропологии;
  • изучение антропологии белорусов и соседних народов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ СОИСКАТЕЛЯ

Соискатель ученой степени должен:

  • знать предмет, задачи, теоретические основы и основные направления антропологии как науки, ее значение для медицины и биологии;
  • знать основные теории антропогенеза, этапы эволюции человека и социогенеза, обладать знаниями о видовом единстве человечества на фоне его биологического и социального разнообразия, сформировавшегося в результате историко-эволюционного развития этноса;
  • знать основы расоведения, принципы классификации и основные биологические закономерности расообразования;
  • знать особенности и этапы физического развития организма человека, основные показатели развития и влияние наследственных и экологических факторов на вариабельность этих показателей;
  • знать экологические и наследственные основы здоровья и болезней;
  • уметь анализировать состояние научной проблемы и формулировать цели и исследовательские задачи теоретического и прикладного характера в различных областях антропологии;
  • владеть медико-биологическим понятийным аппаратом, основами терминологии в русском и английском эквиваленте;
  • владеть методологией и методами исследований, применяемыми в антропологии человека;
  • владеть современными информационными технологиями, навыками работы с компьютером и глобальными информационными сетями, основными методами и средствами получения, хранения и преобразования информации.

Требования к уровню знаний аспиранта (соискателя) по специальности 03.03.02 – антропология (биологические науки):

Необходимый уровень знаний аспиранта (соискателя) в объеме программы-минимум должен обеспечить самостоятельное квалифицированное выполнение научных исследований по антропологии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Соматическая и функциональная антропология

Курсы, входящие в данный раздел: «Возрастная и конституциональная антропология», «Морфология человека».

Ключевые слова: антропология, онтогенез, акселерация, децелерация, физическое развитие, половой диморфизм, конституция человека, вариабельность, дерматоглифика, одонтология, антропологические методы исследований.

1.1. Антропология как интегративная наука. Предмет и задачи антропологии. Ее место в системе биологических наук. Связь антропологии с теорией эволюции, генетикой, эмбриологией и другими дисциплинами. История развития науки и методы исследования.

1.2. Индивидуальное развитие человека: этапы и закономерности онтогенеза. Общая периодизация постнатального онтогенеза, ее принципы. Морфофункциональная характеристика основных периодов онтогенеза. Критические периоды развития. Старение организма и продолжительность жизни.

1.3. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека – средовые и наследственные, их соотношение и относительная роль. Значение социально-биологических факторов в реализации генетической программы биологического развития человека.

1.4. Внутригрупповая дифференциация темпов развития и критерии биологического возраста: морфологические, физиологические, психологические, биохимические. Физическое развитие: акселерация и децелерация развития, их оценка, гипотезы причин проявления в различных популяциях человека. Эпохальные изменения темпов развития.

1.5. Половой диморфизм человека: его генетический, морфологический, физиолого-биохимический аспекты. Эволюционное значение полового диморфизма.

1.6. Конституция человека как комплексная биологическая проблема: ее морфологические, функциональные, биохимические аспекты. Общие и частные конституции человека. Соотношение генотип-фенотип и его роль в адаптации. Конституция и реактивность организма человека. Характерологические особенности у людей с разным типом телосложения. Конституция и раса.

1.7. Основные морфофункциональные показатели физического развития человека. Соотношение физического развития с дееспособностью организма и здоровьем. Влияние биологических и социальных факторов на вариабельность этих показателей. Роль нервной, иммунной, эндокринной систем в адаптации человека к меняющимся условиям существования.

1.8. Дерматоглифика и одонтология, основные направления исследований.

1.9. Антропологические методы исследований: описательные и измерительные признаки. Биомедицинские методы статистической обработки результатов исследований.

Раздел 2. Основные положения антропогенетики человека

Курсы, входящие в данный раздел: «Генетика человека», «Введение в генетику популяций», «Генетические маркеры в популяциях человека», «Психологическая антропология и психогенетика»

Ключевые словагенетика, фенетика, ген, ДНК, РНК, хромосома, наследственность, изменчивость, мутагенез, мутагенность, мутации, генетический полиморфизм, инбридинг, аутбридинг, антропогенетика, генетическая предрасположенность, иммуногенетика.

2.1. Основы генетики человека. Понятие гена. ДНК и РНК. Организация хромосом. Особенности наследования количественных и качественных признаков. Полигенные и моногенные признаки. Генетика и фенетика.

2.2. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, дерматоглифический, биохимический, цитогенетический. Определение Х- и Y-полового хроматина.

2.3. Изменчивость и ее типы: наследственная и ненаследственная, групповая и индивидуальная. Факторы индивидуальной изменчивости и ее виды: наследственная и фенотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость - ее значение и роль в эволюции. Мутационная изменчивость. Модификационная изменчивость и ее виды. Естественный отбор и модификационная изменчивость.

2.4. Мутагенез, мутагены и их классификация, роль антропогенных факторов в мутационном процессе. Принципы классификации мутаций (классификация по Меллеру). Методы обнаружения мутаций. Мутагенез и адаптация. Динамика мутационного давления и развитие человеческого общества.

2.5. Популяционная генетика. Особенности анализа наследования признаков в популяциях человека. Закон Харди-Вайнберга. Генетический полиморфизм и динамика человеческих популяций. Основные типы популяционной структуры населения.

Инбридинг и аутбридинг – их значение в эволюции человека. Дрейф генов, генные миграции, мутации и их сохранение в популяциях человека. Естественный отбор и генетический груз в популяциях человека. Системы браков в различных популяциях человека. Искусственный отбор в человеческих популяциях. Влияние антропогенных факторов на популяционную изменчивость. Вклад  техногенных катастроф в формирование общего мутационного давления. Микроэволюционные процессы в популяциях человека. Геногеографический метод в изучении популяционного разнообразия населения. Роль исследований митохондриальной ДНК и Y-хромосомы в анализе дивергенции популяций человека.

2.6. Частная антропогенетика человека. Генетические и морфологические маркеры и их применение при изучении антропогенетики человека. Физиологические, иммунологические и биохимические признаки человека и их использование в качестве генетических маркеров. Генетика высшей нервной деятельности и генетические факторы развития интеллекта.

2.7. Значение антропогенетики для медицины. Медицинская генетика и генетическая предрасположенность к мультифакториальным заболеваниям. Методы медицинской генетики: скринирование, секвенирование, молекулярно-цитогенетический метод.

2.8. Спортивная антропогенетика. Генетика физической деятельности до и после расшифровки структуры генома человека.

2.9. Судебная антропология.

2.10. Иммуногенетика.

2.11. Генетика количественных признаков человека.

Раздел 3. Основы экологии человека

Курсы, входящие в данный раздел: «Человек в биосфере», «Адаптация человека к условиям окружающей среды», «Методы исследования экологии человека».

Ключевые слова: антропоэкология, окружающая среда, здоровье, болезнь, адаптация, акклиматизация, эффект свидетеля, гормезис, геномная нестабильность, адаптивный тип, экосистема, мутагенность, канцерогенность, антропогенное воздействие, экологическая безопасность, экологический риск.

3.1. Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Историческое единство окружающей среды и здоровья человека. Система понятий в экологии человека: окружающая среды, качество условий жизни, здоровье, болезнь и др.

3.2. Методологические основы экологии человека. Методы оценки, контроля и управления в области экологии человека: картографические, математико-статистические, социально-гигиенические, биогеохимические. Современные направления исследований в области экологии человека.

3.3. Антропоэкология. Экологическая дифференциация человечества. Нормы реакции и географические условия среды. Понятие об адаптации и акклиматизации человека. Общие закономерности адаптивного процесса. Специфическая и неспецифическая адаптация. Проблема адаптации человека: морфофункциональные и генетические аспекты. Антропогенное влияние на окружающую среду и проблема адаптации. Понятие адаптивного ответа, эффекта свидетеля, гормезиса и геномной нестабильности. Популяционные аспекты формирования адаптивных типов. Адаптационные процессы в условиях научно-технической революции и искусственных "экосистем".

3.4. Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека. Влияние физических факторов. Последствия радиационного воздействия. Влияние химических факторов. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных веществ. Влияние биологических и других факторов. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска.

Раздел 4. Эволюция человека

Курсы, входящие в данный раздел: «Антропогенез», «Биологическая эволюция человека», «Становление человеческого общества».

Ключевые словаэволюция человека, этология человека, систематика приматов, гоминидная триада, палеоантропология, молекулярно-генетические исследования, антропогенез, филогенетические линии, филогенетические взаимоотношения, митохондриальная ДНК, педоморфоз, социогенез.

4.1. Отряд приматов – особенности морфофизиологии, этологии и социальной структуры сообществ. Систематика приматов – характеристика подотрядов и семейств. Палеоантропология и вымершие формы приматов.

4.2. Высшие приматы. Последние данные молекулярно-генетических и этологических исследований. Роль регуляторных генов в антропогенезе.

4.3. Исторический обзор важнейших взглядов на происхождение человека. Формирование филогенетической линии, ведущей к человеку. Проконсул и семейство дриопитеков. Появление австралопитеков и их роль в эволюции человека. «Грациальные» и «массивные» австралопитеки. Данные Р. Дарта и Д. Джохансона. Многообразие австралопитеков и их филогенетические взаимоотношения.

4.4. Архантропы – их характеристика, деление на виды, эволюция. Гейдельбергский человек.

4.5. Неандертальцы – тупиковая ветвь эволюции человека. Сравнительный анализ митохондриальной ДНК шимпанзе, неандертальца, человека. Гипотеза «африканской Евы».

4.6. Основные теории антропогенеза и их оценка. Значение трудовой теории Энгельса для разработки проблем антропогенеза.

4.7. Явление педоморфоза в антропогенезе. Эволюционные истоки морфологических особенностей человека. Гипотеза «болотной обезьяны».

4.7. Синтетическая теория эволюции. Ее современное состояние и критика.

4.8. Возникновение человека современного типа и его расселение. Важнейшие ископаемые находки на территории СНГ. Диагностика морфологического типа и болезней древних людей. Идентификация и реконструкция на основании изучения генетически детерменированных систем признаков.

4.9. Видовые признаки человека (гоминидная триада).

4.10. Современные представления о стадиях эволюции человека.

4.11. Эволюция мозга и развитие рассудочной деятельности человека. Этология – наука о поведении. Этология человека

4.12. Возникновение членораздельной речи

4.13. Основные этапы социогенеза. Преодоление зоологического индивидуализма и начальные этапы социологизации. Коллективные представления и сопричастность. Запреты.

Раздел 5. Расоведение

Курсы, входящие в данный раздел: «Этническая антропология», «Антропология белорусов и их соседей», «Изосерология», «Дерматоглифика».

Ключевые слова: расоведение, раса, расообразование, расовый признак, расистские теории, полигенизм, моногенизм.

5.1. Предмет, основные методы и задачи расоведения. Место расоведения в антропологии. Принципиальные отличия рас человека от рас животных. Методы определения расовых признаков. Расовый анализ. Типологическая и популяционная концепции расы.

5.2. Принципы классификации человеческих рас. Главнейшие попытки классификации рас в 18 веке. Полигенизм и моногенизм. Классификации рас конца 19 и 20 века. Расовая классификация Деникера. Вопросы систематики рас в советской науке. Генетические различия между группами современных людей. Серологические различия. Данные по одонтологии. Дерматоглифика и раса. Основные генетические закономерности расообразования.

5.3. Проблема расообразования человека. Важнейшие факторы расообразования. Селективный фактор. Метисация. Изоляция. История формирования основных расовых типов по данным палеоантропологии. Характеристика ископаемых находок человека эпохи позднего палеолита. Проблема моноцентризма и полицентризма.

5.4. Антропологический состав и основные этапы формирования современного и древнего населения земного шара: Австралии и Океании, Африки, Америки, Восточной Азии, Южной Азии, Передней Азии, Западной Европы, территории бывшего Советского Союза. Расовая география белорусов и особенности формирования их антропологического состава.

5.5. Истоки и научная несостоятельность расистских теорий.

Литература

  1. Алексеев, В.П. Происхождение народов Восточной Европы / В.П. Алексеев. – М.: Наука, 1969. – 324 с.
  2. Алексеева, Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. Биологические аспекты / Т.И. Алексеева. – М.: МНЭПУ, 1998. – 280 с.
  3. Ахметов, И.И. Молекулярная генетика спорта: монография / И.И. Ахметов. – М.: Сов. спорт, 2009. – 268 с.
  4. Богатенков, Д.В. Антропология: электронный учебник / Д.В. Богатенков, С.В. Дробышевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/anthropology/index.html. – Дата доступа: 25.03.2015.
  5. Гинтер, Е.К. Медицинская генетика: Учебник / Е.К. Гинтер. – Медицина, 2003. – 448 c.
  6. Дерягина, М.А. Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты. Учебное пособие / М.А. Дерягина. – М.: УРАО, 2003. – 208 с.
  7. Дондуа А.К. Биология развития: в 2 т. / А.К. Дондуа. – СПб., 2004. – 2т.
  8. Зубов, А.А. Одонтология: Методика антропологических исследований / А.А. Зубов. – М.: Наука, 1968. – 199 c.
  9. Зубов, А.А. Палеоантропологическая родословная человека / А.А. Зубов. – М., 2004.
  10. Мартиросов, Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э.Г. Мартиросов, Д.В. Николаев, С.Г. Руднев, – М.: Наука, 2006. – 248 c.
  11. Микулич, А.И. Геногеография сельского населения Белоруссии / А.И. Микулич. – Мн.: Наука и техника, 1989. – 182 с.
  12. Нестурх, М.Ф. Происхождение человека / М.Ф. Нестурх. – М., 1970. – 440 с.
  13. Никитюк, Б.А. Морфология человека: учеб. пособие / Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов. – М.: Моск. гос. ун-та, 1990. – 344 c.
  14. Прохоров, Б.Б. Экология человека: учебник / Б.Б. Прохоров. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
  15. Рогинский, Я.Я. Антропология / Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин. – М.: Высшая школа, 1978. – 528 c.
  16. Рыбалов, Л.Б. Антропология: хрестоматия / Л.Б. Рыбалов, Т.Е. Россолимо, И.А. Москвина-Тарханова. – М.: МПСИ, 2009. – 448 с.
  17. Саливон, И.И. Детский организм и среда: формирование физического типа в разных геохимических регионах БССР. / И.И. Саливон, Н.И. Полина, О.В. Марфина. – Минск: Наука и техника, 1989. – 269 с.
  18. Саливон, И.И. Изменения физического типа населения Беларуси за последнее тысячелетие / И.И. Саливон. – Минск: Беларуская навука, 2011. – 172 с.
  19. Спицын, В.Г. Экологическая генетика человека / В.Г. Спицын. – М.: Наука, 2008. – 503 c.
  20. Тегако, Л.И. Практическая антропология / Л.И. Тегако, О.В. Марфина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 320 с.
  21. Тегако, Л.И. Антропология / Л.И. Тегако, Е. Кметинский. – М.: «Новое знание», 2008. – 400 с.
  22. Тегако, Л.И. Конституция, индивидуальность, здоровье и характер человека / Л.И. Тегако. – Минск: Беларуская навука, 2010. – 162 с.
  23. Фогель, Ф. Генетика человека: учеб. Пособие: в 3-х т. / Ф. Фогель, А. Мотульски. – М: Мир, 1990. – 3 т.
  24. Хайтун, С.Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции / С.Д. Хайтун. – М.: КомКнига, 2009. – 553 с.
  25. Харитонов, В.М. Антропология / В.М. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.З. Година. – М.: Владос, 2004. – 272 с.
  26. Хасанова, Г.Б. Антропология: учеб. Пособие / Г.Б. Хасанова. – М.: КноРус, 2009. – 232 с.
  27. Хомутов, А.Е. Антропология / А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. –М.: Феникс, 2008. – 384 с.
  28. Хрисанфова, Е.Н. Антропология: учебник / Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та: Наука, 2005. – 400 с.
  29. Шевченко, В.А. Генетика человека. Учебник для студентов ВУЗов / В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская. – М.: Владос, 2004. – 240 с.
  30. Bouchard, C. Genetic and Molecular Aspects of Sports Performance / C. Bouchard, E.P. Hoffman. – Wiley-Blackwell, 2011. – 404 р.
  31. Gilbert, S.F. Developmental Biology / S.F. Gilbert. – Sinauer Associates, 2013. – 719 р.
  32. Jurmain, R. Introduction to Physical Anthropology / R. Jurmain [et al.]. – Cengage Learning, 2013. – 532р.
  33. Strachan, T. Human Molecular Genetics / T. Strachan, A. Read. – Garland Science, 2011. – 783 р.

Web – ресурсы:

http://antropogenez.ru – интернет-проект, представляющий научно-обоснованные представления о происхождении человека.

http://elementy.ru – Элементы большой науки. Научно-популярный сайт, на котором в доступной форме изложены новости биологической науки.

http://cbio.ru – интернет – журнал «Коммерческая биотехнология»

http://sciam.ru – ежемесячный Научно-информационный журнал «В мире науки» - национальная русскоязычная версия международного журнала «Scientific American»

http://humbio.ru – база современных знаний по биологии человека

http://medbiol.ru – биологические базы данных, включающие разделы: общая биология, биология человека, молекулярная биология и медицина.