13.00.08 – теория и методика профессионального образования

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

от «23» марта 2017 г. № 67

 

ПАСПОРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Педагогические науки

 

Минск – 2017

 

I. Отрасль науки

Педагогические

 

II. Формула специальности

Теория и методика профессио­нального образования – отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности высшего, среднего специального, профессионально-технического и дополнительного образования взрослых, разрабатывает теоретические обоснования, методики и технологии учебно-воспитательного процесса с учетом потребностей  личности, государства и рынка труда (специализации – педагогическое образование, высшее, среднее специальное, профессионально-техническое,  дополнительное образование взрослых).

 

III. Области исследований

1. Генезис, методологические основания, регулятивы и закономерности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, квалифицированных рабочих (служащих);

2. Теория и методика образовательных процессов в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех категорий обучающихся в т.ч. в условиях производства;

3. Обоснование квалификационной структуры кадров, функциональный анализ их деятельности, выявление соответствия квалификации работников требованиям  рынка труда и высокотехнологичных производств в условиях соответствующих уровней образования.

4. Обоснование содержания профессионального образования, разработка образовательных стандартов, учебно-программной документации и учебно-методического обеспечения в условиях основного и дополнительного профессионального образования;

5. Инновационные модели профессиональной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих (служащих) в соответствии со стратегическими направлениями социально-экономического развития страны;

6. Теория и методика мониторинга качества профессионального образования, определение подходов и критериев его оценки; обоснование принципов, методов, технологий управления качеством образования на всех уровнях;

7. Преемственность целей, содержания, форм, методов в системе профессионального образования. Гуманизация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

8. Теория и методика подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования на основе современных научных подходов (компетентностного, андрагогического, модульного, дуального и др.);

9. Теория и методика профессионального образованияобучающихся с особенностями психофизического развития

10. Образовательный менеджмент в профессиональном образовании.

11. Профессиональное самоопределение и становление личности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

12. Обоснование и разработка информационно-образовательной среды  профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, квалифицированных рабочих (служащих) в условиях информационного общества.

 

IV. Смежные специальности

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);

13.00.03 – коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедаго­гика, олигофренопедагогика и логопедия);

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тре­нировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры;

13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной дея­тельности;

13.00.07 – теория и методика дошкольного образования.

 

Разграничения со смежными специальностями

Решение поставленных задач в научных исследованиях по специально­сти 13.00.08 требует привлечения теоретического и эмпирического материала смежных дисциплин: «общая педагогика, история педагогики и образова­ния», «теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», «теория и методика дошкольного образования», «коррекционная педагогика», а также сопутствующих «физиология», «логика», «педагогическая психология», «акмеология».

Вопросы разработки философии и истории профессионального образования относятся к специ­альности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

В отличие от специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), специальность 13.00.08 не исследует вопросы, связанные с обучением конкретным учебным дисциплинам на всех уровнях системы образования, а рассматривает эти учебные предметы, их совокупность, как средство формирования качеств и профессиональной подготовленности будущего специалиста. Областью исследований специальности 13.00.08 также являются вопросы подготовки специалистов искусства в системе высшего и среднего специального образования.

В отличие от специальностей 13.00.03 – коррекционная педагогика, 13.00.04 – теория и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, 13.00.05 – теория, методика и организация социокультурной деятельности, 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования, вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для системы дошкольного, специального образования, для социально-культурной сферы, системы физического воспитания относятся к специальности 13.00.08.

Диссертации, темы которых находятся на стыке специальности «теория и методика профессионального образования» и перечисленных смежных специальностей, могут быть представлены к защите по двум специальностям.