13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Решение коллегии ВАК от 14 декабря 2005 г. № 17/23
 

I. Отрасль науки, по которой присуждаются ученые степени

Педагогические науки.

II. Формула специальности

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры – отрасль педагогической науки, которая исследует теоретические и научно-прикладные проблемы совершенствования системы физического воспитания, массового физкультурного движения, юношеского спорта, спорта высших достижений, спорта инвалидов, физической реабилитации, эрготерапии, оздоровительной, лечебной и адаптивной физической культуры, туризма.

III. Области исследований

1. Физическое воспитание и управление физкультурным движением:

  • науковедческие проблемы теории физического воспитания (история и социология физической культуры и спорта при преобладании решения педагогических и методических вопросов физического воспитания, спортивной тренировки, физической реабилитации, оздоровительной и адаптивной физической культуры, историко-логическое и теоретическое исследование тенденций формирования, эволюции и преобразования научных знаний в области физической культуры и спорта);
  • теоретико-методические проблемы содержания физкультурного образования (общего, специального, среднего, высшего), программные и нормативные основы физического воспитания;
  • научно-методические основы физического воспитания (дидактические аспекты, вопросы развития физических способностей и формирования ценностно-мотивационных отношений) дошкольников, школьников, учащихся ПТУ, студентов ССУЗов и вузов;
  • теоретико-методические проблемы профессионально-прикладной физической подготовки в системе среднего и высшего специального образования;
  • теоретико-методические проблемы совершенствования военно-прикладной физической подготовки допризывников и военнослужащих;
  • обоснование физкультурно-оздоровительных, реабилитационных, эрготерапевтических систем и программ;
  • организационные основы управления физкультурным движением;
  • прогнозирование и планирование развития физической культуры и спорта;
  • нормативные основы управления развитием физической культуры.

2. Подготовка юных спортсменов:

  • спортивная ориентация и отбор юных спортсменов;
  • организационно-методические основы юношеского спорта;
  • программные и нормативные основы управления подготовкой юных спортсменов;
  • оптимизация структуры и содержания многолетней подготовки юных спортсменов;
  • теоретические и научно-прикладные проблемы подготовки юных спортсменов в специальных спортивных учебных заведениях;
  • программные и нормативные основы управления подготовкой юных спортсменов-инвалидов.

3. Подготовка спортсменов высокой квалификации:

  • спорт как общественно-педагогическое явление (исследование его социально-воспитательных функций, принципов и форм целесообразного управления спортивным движением);
  • организационно-методические основы спорта высших достижений;
  • теоретико-педагогические проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации;
  • основы прогнозирования и программирования процесса совершенствования спортивного мастерства;
  • нормативные основы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации;
  • содержание, методы и организация подготовки спортсменов высокой квалификации в видах спорта;
  • средства и методы теоретической, общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки спортсменов высокой квалификации;
  • совершенствование системы восстановления и повышения работоспособности, физической реабилитации спортсменов;
  • совершенствование организации, средств и методов спортивной подготовки инвалидов (адаптивный спорт);
  • разработка и методика применения технических средств и тренажеров в тренировке, реабилитации спортсменов, спортсменов-инвалидов.

4. Формы, методы и организация физкультурно-оздоровительной работы и массового физкультурного движения:

  • принципы и пути усиления действенности оздоровительной физической культуры и спорта для всех в современных условиях развития общества;
  • физическая культура как компонент здорового образа жизни (валеологические и социально-воспитательные аспекты);
  • научно-методические проблемы направленного использования физической культуры, как фактора оптимизации научной организации труда, повышения работоспособности и активного долголетия (проблемы физической рекреации);
  • массовые формы занятий физической культурой и спортом с оздоровительной направленностью;
  • научно-методические основы физкультурно-оздоровительной работы с учетом половых и возрастных особенностей, физической подготовленности и состояния здоровья;
  • физкультурно-оздоровительная работа и методика проведения занятий по месту жительства населения, в местах массового отдыха и на производстве;
  • обоснование и методика применения технических средств и тренажеров в занятиях с оздоровительной и реабилитационной направленностью;
  • туризм как средство оздоровления, организованного досуга и физической реабилитации;
  • программное, нормативное и методическое обеспечение занятий различными видами туризма, организация (менеджмент) туристской деятельности.

5. Теоретико-методические основы адаптивной физической культуры:

  • научно-методические проблемы физического совершенствования инвалидов с целью их адаптации к трудовой, социальной, бытовой и творческой деятельности;
  • научно-методические проблемы адаптивного физического воспитания;
  • реабилитация лиц с отклонениями в физическом развитии и ограниченными функциональными возможностями средствами физической культуры и спорта;
  • физическая рекреация инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями;
  • совершенствование организации, средств и методов спортивной подготовки инвалидов (адаптивный спорт).

IV. Шифры и наименования смежных специальностей:

  • 13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования;
  • 13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи);
  • 13.00.07. – теория и методика дошкольного образования;
  • 13.00.08. – теория и методика профессионального образования;
  • 01.02.08. – биомеханика.

В отличие от специальности 13.00.01 – общая педагогика, в специальности 13.00.04 используются общепедагогические принципы, средства и методы при научном обосновании проблем, связанных с проведением учебно-тренировочных занятий со спортсменами и занятий по физическому воспитанию с различными возрастными группами и контингентами населения.

В отличие от специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи), в специальности 13.00.04 используются педагогические принципы теории и методики обучения и воспитания в обосновании многолетнего тренировочного процесса спортсменов и физического воспитания учащейся молодежи с учетом состояния здоровья.

В отличие от специальности 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования, в специальности 13.00.04 изучается место и значение физического воспитания, обоснование их средств и методов в дошкольном образовании с учетом состояния здоровья детей.

В отличие от специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, в специальности 13.00.04 совершенствуется теория и методика профессионального образования средствами профессионально-прикладной физической культуры.

В отличие от специальности 01.02.08 – биомеханика, в специальности 13.00.04 исследуется техника движений человека, включая физические упражнения с использованием данных анализа, математического компьютерного моделирования, обосновывается функционирование тренажерных и технических средств физической культуры с различными возрастными группами и контингентами населения.

Специальность 13.00.04. не включает:

  1. Философские, социологические, исторические, экономические и другие обществоведческие исследования, выполненные на материале физической культуры и спорта, если они не соответствуют перечисленной выше проблематике и не представлены в указанных аспектах.
  2. Преимущественно биологические, экологические, генетические, психологические и другие исследования, если они не решают перечисленных проблем и не представлены в педагогических аспектах.