13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Решение коллегии ВАК от 9 ноября 2005 г. № 7/21
 

I. Отрасль науки, по которой присуждаются ученые степени

Педагогические науки

II. Формула специальности

Содержанием специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования является исследование проблем философии образования, методологии педагогики, теории, истории педагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования.

III. Области исследований

  1. философия образования (исследование мировоззренческих и парадигмальных основ теории и практики образования);
  2. методология педагогики (понятийный аппарат педагогики, исследование методологических оснований обучения и воспитания человека; место и роль педагогики в духовной жизни общества и научного знания; объект и предмет педагогики; методы научно-педагогических исследований), педагогическое прогнозирование (исследование методологии и методов прогнозирования развития педагогики и образования, определения перспектив их эволюции в нашей стране и за рубежом, проектирование педагогических систем);
  3. теория педагогики (обоснование и реализация педагогических концепций, систем; исследование подходов к организации и совершенствованию целостного педагогического процесса; определение оптимальных условий развития личности в образовательном процессе; выявление и разработка путей интеграции школы, семьи и общественности в осуществлении целенаправленного образования личности);
  4. история педагогики и образования (исследование исторического развития институализированной и неинституализированной практики образования, политики в области образования, педагогической мысли на уровнях общественного и теоретического сознания в различных сферах духовной жизни общества; изучение и обобщение прогрессивного педагогического опыта развития образования);
  5. этнопедагогика (исследование становления, современного состояния, особенностей взаимодействия, перспектив развития и возможности использования этнических традиций образования);
  6. сравнительная педагогика (исследование истоков и сравнительный анализ современного состояния педагогики и образования в зарубежных странах, различных регионов мира, перспектив их развития; возможности использования прогрессивного опыта в национальной системе образования);
  7. управление системой образования (теория управления развитием педагогических систем, инновационных и экспериментальных образовательных структур; проектирование педагогических систем, теория и практика аттестации и аккредитации учреждений образования).

IV. Смежные специальности

  • 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи)
  • 13.00.03 – коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
  • 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
  • 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности
  • 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования
  • 13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Разграничения со смежными специальностями

Решение поставленных задач в научных исследованиях по специальности 13.00.01 требует привлечения теоретического и эмпирического материала смежных дисциплин: «теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи)», «теория и методика профессионального образования», «теория и методика дошкольного образования», «теория и методика социально-культурной деятельности», «теория и методика физического воспитания», «коррекционная педагогика», а также сопутствующих — «физиология», «антропология», «педагогическая психология» и др.

Однако в специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования предметом исследования является система наиболее общих отношений, возникающих в образовательной деятельности, которая характеризуется педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством по приобщению человека к жизни в обществе.

Знания смежных дисциплин являются одной из предпосылок для определения общих закономерностей генезиса образования как особой, социально и личностно детерминированной деятельности.

Проблемы теории и методики обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи рассматривает специальность 13.00.02.

Решением проблем разработки методологических, теоретических и методических аспектов профессионального образования занимается специальность 13.00.08  теория и методика профессионального образования.

Изучением процессов обучения и воспитания детей от рождения до 6-7 лет занимается специальность 13.00.07 — теория и методика дошкольного образования.

Вопросы определения целей, содержания, методов, форм и средств социокультурной деятельности исследует специальность 13.00.05 — теория, методика и организация социокультурной деятельности.

Специальность 13.00.04 изучает проблемы теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Проблемы обучения и воспитания с особенностями в психофизическом развитии исследует «коррекционная педагогика».

При разработке научных обоснований в специальности 13.00.01 используются результаты исследований по «физиологии», «антропологии», «педагогической психологии» как сопутствующим научным дисциплинам.

Диссертации, темы которых находятся на стыке специальности «общая педагогика, история педагогики и образования» и перечисленных смежных специальностей, могут быть представлены к защите по двум специальностям с введением в состав советов специалистов смежного профиля или в совет смежного профиля с разовым введением в его состав в установленном порядке ученых по специальности «общая педагогика, история педагогики и образования».