13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 октября 2018 г. № 245
 

I. Отрасль науки, по которой присуждаются ученые степени

Педагогические науки

 

II. Формула специальности

Содержанием специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования является исследование проблем философии образования, методологии педагогики, теории, истории педагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования.

 

III. Области исследований

  1. Философия и практика образования (исследование мировоззренческих и парадигмальных основ теории и практики образования, концепции образования; социокультурная обусловленность и факторы развития образования, социальные эффекты образования; непрерывное образование; образование взрослых, теория и практика дистанционного образования и медиа-образования; дополнительное образование, связь базового и дополнительного образования).
  2. Методология педагогики (понятийный аппарат педагогики, исследование методологических оснований обучения и воспитания человека; место и роль педагогики в духовной жизни общества, человека и научного знания; объект и предмет педагогики; методы научно-педагогических исследований); диалектика взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики; педагогическое прогнозирование (исследование методологии и методов прогнозирования развития педагогики и образования, определение перспектив их эволюции в нашей стране и за рубежом).
  3. Теория педагогики (обоснование и реализация педагогических концепций, систем; исследование подходов к организации и совершенствованию целостного педагогического процесса; определение оптимальных условий развития личности в образовательном процессе; выявление и разработка путей интеграции школы, семьи и общественности в осуществлении целенаправленного образования личности).
  4. История педагогики и образования (анализ  исторического развития институализированной и неинституализированной практики образования, государственной политики в сфере образования и ее нормативно-правового регулирования; изучение становления и развития  педагогических  идей, концепций, теорий, педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого).
  5. Этнопедагогика (исследование истории этнопедагогики, ее становления, современного состояния, этнопедагогических концепций и подходов, закономерностей и особенностей воспитания личности в социуме и в семье в духе народных традиций).
  6. Сравнительная педагогика (сравнительный анализ современного состояния, закономерностей и перспектив развития образования в различных странах и регионах мира; соотношение общих тенденций, национальной и региональной специфики; выявление возможностей и границ использования прогрессивного зарубежного опыта, способов  взаимообогащения систем образования путем использования передовых практик).
  7. Практическая педагогика (инновационное движение в образовании, опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений, обобщение, распространение и внедрение педагогических инноваций; системные изменения профессионально-педагогической деятельности педагога; деятельность общественных организаций в сфере образования, социальное партнерство образовательных учреждений).
  8. Управление системой образования (теория управления развитием педагогических систем, стратегическое планирование, проектирование педагогических систем; общие тенденции развития системы подготовки и повышения квалификации специалистов образования; теория и практика аттестации и аккредитации учреждений образования, мониторинг в системе образования, качество образования и технологии его оценивания).

 

IV. Смежные специальности

  • 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
  • 13.00.03 – коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
  • 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
  • 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности
  • 13.00.08 – теория и методика профессионального образования

 

Разграничения со смежными специальностями

 

Решение поставленных задач в научных исследованиях по специальности 13.00.01 требует привлечения теоретического и эмпирического материала смежных дисциплин: «теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», «теория и методика профессионального образования», «теория и методика социально-культурной деятельности», «теория и методика физического воспитания», «коррекционная педагогика», а также сопутствующих – «физиология», «антропология», «педагогическая психология» и др.

 

Однако в специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования предметом исследования является система наиболее общих отношений, возникающих в образовательной деятельности, которая характеризуется педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством по приобщению человека к жизни в обществе.

 

Знания смежных дисциплин являются одной из предпосылок для определения общих закономерностей генезиса образования как особой, социально и личностно детерминированной деятельности.

 

Проблемы теории и методики обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи рассматривает специальность 13.00.02.

 

Решением проблем разработки методологических, теоретических и методических аспектов профессионального образования занимается специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.

 

Вопросы определения целей, содержания, методов, форм и средств социокультурной деятельности исследует специальность 13.00.05 – теория, методика и организация социокультурной деятельности.

 

Специальность 13.00.04 изучает проблемы теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

 

Проблемы обучения и воспитания с особенностями в психофизическом развитии исследует «коррекционная педагогика».

 

При разработке научных обоснований в специальности 13.00.01 используются результаты исследований по «физиологии», «антропологии», «педагогической психологии» как сопутствующим научным дисциплинам.

 

Диссертации, темы которых находятся на стыке специальности «общая педагогика, история педагогики и образования» и перечисленных смежных специальностей, могут быть представлены к защите по двум специальностям.