10.02.19 – теория языка

специальность
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 9 октября 2009 г. № 162
 

I. Отрасль науки, по которой присуждаются ученые степени

Филологические науки

ІІ. Формула специальности

«Теория языка» – научная специальность, в рамках которой исследуются общелингвистические закономерности структурно-семантического строения языка (языков) и его функции как важнейшего средства общения, закономерности функционирования и истории языков, связи языка с сознанием и общественной практикой.

Объектом исследования являются языки (языковые образования, или идиомы) земного шара (письменные и бесписьменные) в их современном состоянии и историческом развитии в связи с процессами социально-культурной истории человечества. Предмет теории языка составляют закономерности строения,  функционирования и контактирования  языков, их исторического и онтогенетического становления и  развития.

Теоретическое изучение языков осуществляется на основе  достижений лингвистики с использованием общелингвистических методологий (структурные методы, методы моделирования, методы диахронических исследований, экспериментальные и статистические подходы) и частных методов отдельных лингвистических дисциплин. Используются  результаты и методы исследований в области теории коммуникации, психологии, литературоведения, истории, этнологии, социологии, философии,  информатики, математики, логики. Исследования по данной специальности направлены на получение нового знания о природе языка, его роли в  процессах коммуникации и познания; на получение более глубокого и точного знания о строении языка (языков), его семантике и функционировании в синхронии и диахронии, а также на разработку теоретических и методологических проблем современного языкознания. Результаты исследований по теории языка используются для улучшения преподавания  родного и иностранных языков в средней и высшей школе;  для подготовки научной и учебной литературы по лингвистическим и смежным дисциплинам и составления словарей различных типов; для совершенствования процессов языкового общения в различных сферах коммуникации (в учебно-воспитательной, в СМИ, в управлении; в межкультурной коммуникации носителей разных языков и др.).

ІІІ. Области исследований

  1. Онтологическая природа языка как средства коммуникации, как феномена сознания и как общественного явления в его отношениях к социальному бытию, коллективному и индивидуальному сознанию; исследуется роль языка в коммуникативной и познавательной деятельности человечества.
  2. Своеобразие языка как знаковой системы и его место в кругу природных и культурных (в том числе искусственных) семиотик на основе сопоставления языка с другими знаковыми системами в аспектах их содержательных возможностей, уровневого строения, классов  используемых  знаков, состава функций.
  3. Разные виды языковых образований (идиомов): языки и диалекты, современные и древние языки, живые и мертвые, письменные и бесписьменные языки. Структурно-семантическое разнообразие языков  исследуется в диалектической связи с их универсальными и широко распространенными чертами, в аспектах синхронии и диахронии.
  4. Общелингвистические закономерности уровневого строения языков и системной организации плана выражения и плана содержания языков,  включая следующие системы, относящиеся к  различным языковым уровням:  фонетико-фонологическая, морфофонологическая, просодическая, акцентологическая, интонационная, морфологическая, синтаксическая, словообразовательная, лексико-фразеологическая, а также системы  средств письменной фиксации речи (графическая, орфографическая,  пунктуационная).
  5. Закономерности реализации структуры языка в вариантах речи и связанное с этим наличие ряда форм существования языка (территориальные, социальные, функциональные варианты (стили); литературная (нормированная) форма общенародного языка (языковой стандарт); язык художественной литературы и язык СМИ; субстандартные варианты языка (диалекты, арго, сленг,  просторечие)).
  6. Процессы расширения или сужения сфер использования языков, изменения в составе коммуникативных функций и объемах коммуникации на тех или иных языках; изменения фактического и юридического статуса языков.
  7. Ареальное взаимодействие языков и его влияние на процессы структурного изменения контактирующих языков, на лингвогеографический ландшафт регионов, на языковые ситуации (процессы смешения и поглощения  языков; образование  дву- и многоязычных ситуаций). Типы языковых ситуаций в мире (в настоящее время и в прошлом), а также направления, цели и методы языковой политики как в одноязычных сообществах, так и в социумах с двумя или более этносами и языками.
  8. Психолингвистические закономерности порождения и восприятия речи (текста) в норме, в условиях билингвизма и при речевых расстройствах. Онтогенез речи, а также закономерности овладения неродным языком. Методы психолингвистического исследования языка. Закономерности речевого поведения и актов речевой коммуникации; структура коммуникативной деятельности (речевые стратегии, тактики, речевые действия, речевые акты); иерархия речеповеденческих ролей человека. Процесс коммуникации (взаимодействия говорящего /пишущего  и слушающего /читающего), его слагаемые и детерминанты, а также условия эффективного общения и причины коммуникативных неудач.
  9. История теоретического языкознания, структурной лингвистики, социальной лингвистики, теории речевой деятельности и психолингвистики, коммуникативной лингвистики, а также история лингвистической методологии.

IV. Смежные специальности

  • 10.02.01  – белорусский язык
  • 10.02.02  – русский язык
  • 10.02.03  – славянские  языки
  • 10.02.04  – германские  языки
  • 10.02.05  – романские  языки
  • 10.02.06   – тюркские  языки
  • 10.02.15   – балтийские  языки
  • 10.02.20   – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное  языкознание
  • 10.02.21  – прикладная и математическая лингвистика

V. Разграничение со смежными специальностями

Предметом исследования в работах по специальности 10.02.19 – «теория языка» являются общие закономерности строения, функционирования, изменения  языков, взаимосвязи языка с обществом и  сознанием, а также взаимоотношения между языком и другими знаковыми системами.

Исследования по теории языкознания могут быть выполнены на материале одного или нескольких языков, при этом принадлежность работы к специальности 10.02.19 - «теория языка» определяется объектом  исследования, именно тем, является ли язык (языки) материалом для выявления общелингвистических закономерностей или факты конкретного языка выступают в качестве материала для изучения определенных аспектов именно данного языка. В первом случае работа относится к специальности 10.02.19, во втором случае– к специальностям по отдельным языкам или группам языков (10.02.01 и т.д.).

Исследования по специальности 10.02.21 – «прикладная и математическая лингвистика» отграничиваются от исследований по специальности 10.02.19 - «теория языка» главным образом на основе их направленности на исследование проблем  методологии компьютерной лингвистики и математического обеспечения лингвистических исследований. Для работ по специальности 10.02.19 - «теория языка» в большей мере характерен теоретический подход к исследованию языка, что не исключает и их прикладной значимости.

В работах по сравнительно-историческому языкознанию (в рамках специальности 10.02.20 – «сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание») исследуются генеалогические связи родственных языков в целях реконструкции их праязыка (или его отдельных подсистем), а также выявления закономерностей развития родственных  языков из общего источника (праязыка). В работах по типологическому языкознанию (в рамках специальности 10.02.20) изучаются общие и особенные черты языков или групп языков (родственных, отдаленно родственных или неродственных). В работах по сопоставительному (контрастивному) языкознанию (в рамках специальности 10.02.20) исследуются преимущественно различия между двумя языками. Если результатом типологического исследования является выявление как типологических, так и общелингвистических закономерностей, то работа может быть отнесена к специальности 10.02.19 - «теория языка» или рассматриваться как исследование, выполненное на стыке специальностей 10.02.20 – «сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание» и 10.02.19  - «теория языка».

Диссертации, темы которых находятся на стыке специальности 10.02.19 - «терия языка» и перечисленных смежных специальностей, могут быть представлены к защите по двум специальностям с введением в состав совета специалистов смежного профиля. Они могут быть представлены к защите и в совете смежного профиля с разовым введением в его состав в установленном порядке ученых по специальности 10.02.19 - «теория языка».