19.00.07 – педагогическая психология

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь 10.11.2014 № 243
 

Пояснительная записка

Педагогическая психология –  отрасль психологической науки, изучающая закономерности психической деятельности, условия формирования личности в процессе обучения, воспитания, овладения знаниями, навыками и умениями.

Современный уровень развития психологической науки и психолого­педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения и воспитания невозможен без участия квалифицированных специалистов, владеющих знаниями, навыками и умениями в области педагогической психологии и методики преподавания психологии. Психолог, преподаватель психологии в вузах, специальных средних учебных заведениях и школах, опираясь на теоретические и прикладные исследования, занимается разработкой эффективных методов обучения и воспитания, обновления содержания и технологий усвоения учебного материала, обеспечением гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, осуществляет психологическую экспертизу монографий, учебников и методических пособий, обеспечивает диагностику в процессе обучения и воспитания, помогает педагогам в профессиональном саморазвитии.

Настоящая программа кандидатского экзамена по предмету «Педагогическая психология» предназначена для аспирантов (соискателей) ученой степени по специальности 19.00.07 –  Педагогическая психология. В ней отражены современные требования:

  • к содержанию подготовки аспирантов (соискателей) на теоретическом и прикладном уровнях научного знания;
  • к овладению понятийным аппаратом педагогической психологии;
  • к проведению психологического эксперимента в педагогической психологии, диагностико-коррекционных исследований по психологии обучения и воспитания;
  • к разработке мер, направленных на управление учебно-воспитательной деятельностью, формирование психических новообразований личности в процессе обучения и воспитания, повышение эффективности межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Цель программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 19.00.07 –  педагогическая психология состоит в том, чтобы сформировать ориентировочную основу научно-исследовательской деятельности в области педагогической психологии.

Задачи программы-минимум:

Сформировать систему научных понятий педагогической психологии, представления о предметной области исследований, отличающую педагогическую психологию от смежных областей знаний.

Научиться дифференцировать теоретические, прикладные и практические задачи педагогической психологии; реализовывать исследовательскую программу формирующего эксперимента.

Приобрести умения квалифицировать область затруднений в педагогической ситуации и педагогической деятельности в целом с позиции психологических знаний, строить в соответствии с ними взаимодействие с субъектами образовательного процесса.

При сдаче кандидатского экзамена к аспиранту предъявляются следующие требования:

знать

  • понятийно-категориальный аппарат педагогической психологии,
  • место и роль педагогической психологии в общей системе психологической науки,
  • теории и концепции обучения и воспитания, механизмы формирования новых свойств личности,
  • психологическую сущность процесса усвоения и воспитания, стратегии психологического воздействия,
  • психологическую характеристику деятельности и личности педагога;
  • результаты зарубежных и отечественных исследований в области педагогической психологии, персоналии;

уметь

  • анализировать историческую логику развития отечественной и зарубежной педагогической психологии;
  • анализировать актуальные проблемы в современной педагогической психологии;
  • применять научную методологию при отборе методов и интерпретации результатов психолого-педагогических исследований;
  • раскрывать возможности применения знаний по педагогической психологии при организации учебно-воспитательного процесса, в разработке новых технологий обучения и воспитания, развивающих программ и учебных тренинговых занятий;

владеть

  • системой научных понятий при описании фактов, механизмов и закономерностей развития личности в процессе обучения и воспитания, межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • навыками диагностики познавательного, эмоционального и личностного развития субъекта обучения и воспитания, диагностики специальных способностей и обучаемости;
  • методами превентивной, коррекционной и развивающей работы с субъектами образовательного процесса;
  • навыками психологического анализа педагогических ситуаций и научного обоснования их решений.
  • Кандидатский экзамен по специальности проходит в два этапа: первый этап включает проверку знаний в объеме программы;

второй – проверку знаний в области исследований по избранной аспирантом проблематике диссертационной работы.

Готовящийся к сдаче кандидатского экзамена руководствуется настоящей программой и консультациями научного руководителя. От научного руководителя аспирант получает общие указания, расширяющие и детализирующие круг вопросов по избранной для исследования проблеме. Кроме того, в задачу аспиранта входит самостоятельный поиск литературы по исследуемой теме. Эти дополнения вводятся в объем второго этапа кандидатского экзамена, для сдачи которого аспирант разрабатывает дополнительную программу. Программа утверждается научным руководителем и кафедрой, на базе которой он проходит обучение.

Экзамен состоит из 2-х частей. Определяющей является оценка по 1-й части. Интервал между двумя частями сдачи экзамена должен составлять не менее одного месяца. Сдача экзаменов рекомендуется в разные экзаменационные сессии.

Рекомендуемые формы и методы контроля знаний: В ходе устного ответа аспиранта экзаменаторы и члены экзаменационной комиссии могут задавать вопросы и учебные задачи разного уровня сложности (в форме выбора правильного ответа, установления соответствия, последовательности и т.п., по аналогии с тестами учебных достижений; в форме моделирования ситуации и обоснования решения). Варианты учебных задач:  описание психического явления, определение понятия; сравнение описанных психических явлений, понятий; обобщение закономерностей проявлений психики; обоснованная оценка научных позиций в рассмотрении психических явлений; анализ проблем профессиональной деятельности и психологическое обоснование принятия решения.

Для оценки уровня осмысления теоретических задач и современных проблем педагогической психологии рекомендовать аспирантам раскрывать экзаменационные вопросы с привлечением краткого обзора изученных первоисточников классических исследований, современных научных статей по педагогической психологии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Предмет, структура и задачи педагогической психологии

Ключевые слова: предмет педагогической психологии, объект науки, научное понятие, психология обучения, психология воспитания, психология образования, психология личности педагога, педагогическое взаимодействие.

Понятие объекта и предмета педагогической психологии.  Место  педагогической психологии в системе психолого-педагогических дисциплин. Исторические сведения о возникновении педагогической психологии как науки. Соотношение между психологическими и педагогическими знаниями. Теоретические, прикладные и практические задачи педагогической психологии. Основные научные понятия педагогической психологии, педагогики, психологии образования.  Структура психолого-педагогических дисциплин. Связь педагогической психологии с разделами  педагогики.

1.2. Методы педагогической психологии

Ключевые слова: методологические принципы, методы исследования, методики исследования, наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, тест, эксперимент, формирующий эксперимент, статистический анализ данных, качественный анализ данных.

Методология науки. Основные методологические принципы. О соотношении методологических принципов, методов и методик исследования.  Классификации  методов. Описательные методы. Анкеты и их виды. Беседа. Опрос. Анализ результатов деятельности.  Наблюдение и его виды.  Диагностические методы.  Тесты  и особенности их использования.  Проективные тесты. Экспериментальные методы. Естественный эксперимент в педагогической психологии. Формирующие методы.  Теоретико-экспериментальное моделирование. Психолого-педагогический формирующий эксперимент: схемы и требования к организации. Методы обработки и интерпретации данных исследования. Использование результатов исследования в практической деятельности психолога и педагога.

1.3. История становления и современное состояние педагогической психологии

Ключевые слова: дидактика, дидактические принципы обучения, проблемное обучение, программированное обучение, дифференцированное обучение, контекстное обучение, сензитивность в обучении, познавательные способности личности, обучаемость личности, воспитание, принципы воспитания.

Возникновение и этапы становления педагогической психологии. Общедидактический этап. Вклад педагогов-мыслителей XVII-XVIII веков в развитие педагогической психологии (Я.А. Коменский, А. Дистервег, К.Д.Ушинский). Принцип природосообразности (Я.А. Коменский) и культуросообразности (А. Дистервег) обучения.

Первые экспериментальные работы по педагогической психологии (П.Ф.Каптерев, Э. Торндайк, А.П. Нечаев). Образование первых лабораторий при школах (Э. Мейман, А. Бине, Дж. Селли). Возникновение педологии, ее предыстория и судьба в России (Дж.М. Болдуин, Э. Мейман,  П.П. Блонский, Л.С. Выготский). Развитие специальных педагогических систем (Вальдорфская школа, школа М. Монтессори).

Разработка теоретических основ педагогической психологии. Создание психологических теорий обучения. Программированное обучение (Б.Скиннер). Теория алгоритмизации программированного обучения (Л.Н.Ланда). Система проблемного обучения (В. Оконь, А.М. Матюшкин). Контекстное обучение (А.А. Вербицкий), развивающее, личностно-ориентированное обучение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Современные теоретические подходы в педагогической психологии. Краткий анализ современных теоретических подходов к проблеме психического и личностного развития человека. Современный бихевиоризм об обучении и развитии личности. Роль психоанализа в современных подходах к обучению. Гештальтпсихология о психическом развитии человека. Когнитивные теории психического развития. Гуманистические теории развития личности. Современные проблемы педагогической психологии. Проблема сенситивного периода в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Проблемы зависимости психологического развития ребенка от системы педагогических воздействий. Проблема оптимального соотношения обучения и воспитания в психическом развитии. Проблема комплексности педагогических воздействий и системного характера психологического развития. Проблема связи способностей и задатков, созревания, обучения и развития. Проблема одаренности и педагогической запущенности. Проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения ребенка. Проблема скрытого периода развития и открытого проявления его результатов. Проблема готовности детей к обучению в школе.  Проблема  дифференциации  и  индивидуализации  обучения.  Проблема социальной адаптации и реабилитации обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Психологические проблемы проектирования образовательных сред.

Учет возрастных закономерностей психического и личностного развития в педагогической психологии. Гендерные особенности развития. Учет противоречий развития общества в педагогической деятельности. Особенности идеологического воспитания  личности психолога и педагога.

История становления и современное состояние педагогической психологии в Республике Беларусь. Личностно-ориентированное обучение младших школьников (Т.М. Савельева). Психология трудового воспитания (Ф.И. Ивашенко). Социальная педагогическая психология (Я.Л.Коломинский). Когнитивная педагогическая психология (А.П. Лобанов).

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Современные теории обучения

Ключевые слова: обучение, научение, оперантное научение, инсайт,  когнитивное обучение, интерактивное обучение, психическое развитие, личностное развитие, уровень актуального развития, зона ближайшего развития в обучении.

Обучение и современные теоретические подходы к нему. Обучение как процесс. Обучение как современная теория психического развития личности. Виды обучения. Обучение как воздействие на человека. Обучение как создание условий развития личности. Обучение как саморазвитие. Сенсорное обучение.  Бихевиориальная теория научения. Виды научения. Научение реактивным формам поведения: привыкание, сенсибилизация, импринтинг (К.Лоренц), условные рефлексы (И.П. Павлов, Дж. Уотсон). Научение в результате оперантного обусловливания: метод проб и ошибок (Э.Торндайк), метод формирования реакции,  оперантное научение (Б.Ф. Скиннер), научение путем наблюдения (А. Бандура). Когнитивное  обучение. Обучение мышлению. Латентное научение (Э. Толмен), обучение сложным психомоторным навыкам, научение путем инсайта (В. Келлер), обучение путем рассуждений (перцептивное и концептуальное научение). Основные механизмы научения: формирование ассоциаций, различение, обобщение, инсайт и творчество. Факторы, определяющие успешность научения: уровень развития познавательных процессов, мотивация учения, уровень развития  личности.

Проблемное обучение как личностное развитие. Современные психологические концепции проблемного обучения. Проблемная задача и проблемная ситуация. Характеристика учебной ситуации. (А.М. Матюшкин, В.А. Крутецкий). Концепция программированного обучения, линейная и разветвленная системы программированного обучения (А.М. Матюшкин, Б.Ф. Скиннер). Алгоритмический и эвристический способы решения задач, обратная связь в обучении. Основные психологически ориентированные модели обучения: «свободная модель», «диалогическая модель», «обогащающая модель». Интерактивное обучение.

Гуманистические теории развития личности. Позитивная педагогическая психология. Соотношение между понятиями «обучение» и «развитие». Уровни психического развития по Л.С. Выготскому. Уровень актуального развития, Зона ближайшего развития. Соотношение понятий «воспитание» и «развитие».

Психология обучения в современной школе

Ключевые слова: учебная деятельность, психологическая готовность ребенка к обучению, личностная готовность к обучению, социально-психологическая готовность личности к обучению, учебные задачи учебной деятельности, мотивация учения, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки в учебной деятельности, результат учебной деятельности, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, теория поэтапного формирования понятий, программированное обучение, проблемное обучение,  развивающее обучение, одаренность. 

Общая теория учебной деятельности. Основные проблемы психологической теории учебной деятельности. Психологическая сущность процесса обучения.   Проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению школе. Стихийное обучение. Понятие обучаемости в педагогической психологии (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская).   Авторитарное обучение и его характерные особенности. Основные параметры оценки степени развития учебной деятельности (И.И. Ильясов, В.А.Якунин). Взаимодействие субъектов учебного процесса.       Современные концепции обучения и организации учебной деятельности. Основные теории учебной деятельности и обучения в современной психологии. Теория П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной о поэтапном (планомерном) формировании понятий и умственных действий. Понятие об ориентировочной основе действия. Критерии оценки и виды ориентировочной основы действия.  Общие дидактические принципы в теории развивающего обучения Л.В. Занкова: ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп прохождения учебного материала.

Теория развивающего обучения.  (Д.Б. Эльконин,  В.В. Давыдов).      Развивающее обучение и его принципы. Проблемное обучение. Проблемные ситуации и их виды. Использование имеющихся противоречий развития личности в проблемном обучении.  Мотивация учебной деятельности и ее формирование.  Развитие  мышления школьников в обучении. Возрастные особенности обучения школьников.         Специфика учебной деятельности  в младшем школьном возрасте. Формирование основных компонентов учебной деятельности. Мотивы учения. Формирование произвольного поведения, его активный самостоятельный, опосредованный собственными целями и намерениями характер. Индивидуализация и дифференциация  обучения. Внешняя и внутренняя дифференциация. Программированное обучение и его характеристика.

Развитие и формирование личности младшего школьника в учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

2.3. Современные компьютерные технологии в обучении

Ключевые слова: виртуальное интернет пространство, интернет-ресурсы,  интернет-фобии, интернет-аддикции, дистанционное обучение, онлайн-обучение, онлайн-тестирование, онлайн-контроль, деформации личностного развития.

О необходимости компьютерной грамотности всех участников учебно-воспитательного процесса.

Использование информации в электронном виде. Психологические и дидактические основы использования мульти-медиа средств в образовательном процессе. Использование  Интернет ресурсов  в обучении (самостоятельная работа  с учебниками и учебными пособиями, просмотр учебных фильмов,  тестирование в режиме онлайн,  статистическая обработка данных исследования и т.п.).  

Понятие информационного пространства  и психологическая культура в социальных  и образовательных сетях. Образовательные услуги сети Интернет. Возможности дистанционного обучения. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. Проблема компьютерной и игровой и интернет зависимости. Психологические последствия компьютеризации: функциональные, онтогенетические, исторические (И.Г. Белавина, Л.П.Гурьева, В.В. Креневич). Консерватизм педагогов во внедрении современных компьютерных технологий. Проблема формирования системы совершенствования компьютерной грамотности педагогов.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Современные теоретические подходы в педагогической психологии к проблеме воспитания   

Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, дошкольное воспитание, школьное воспитание, нравственное воспитание, эмоциональное воспитание, патриотическое воспитание, идеологическое воспитание личности, механизмы социализации личности, подражание, идентификация, стереотипизация, рефлексия, эмпатия, методы воспитания, самовоспитание, поступок личности, девиации личности.   

Общее представление о воспитании как целенаправленном формировании личности.    Роль организованных и стихийных факторов в формировании личности ребенка. Поступок как поведенческий акт и единица воспитанности. Виды поступков.

Психологическая сущность воспитания. Виды воспитания. Семейное воспитание. Школьное воспитание. Нравственное воспитание. Эмоциональное воспитание. Патриотическое воспитание. Идеологическое воспитание личности.   Воспитание личности в коллективе. Воспитание личности в деятельности.

Воспитание личности в семье. Внутрисемейные отношения и их воспитательное значение. Влияние межличностных отношений в семье и стиля родительского поведения на воспитание детей. Особенности воспитания детей в неполной семье.

Современные теории воспитания. Биогенетические, социогенетические и психологические  теории воспитания. Классификация методов воспитания. Прямые и косвенные, сознательные и неосознаваемые, эмоциональные и рациональные, интеллектуальные и поведенческие методы воспитания и их характеристика.

Психологические механизмы формирования свойств личности. Роль механизмов идентификации, атрибутирования,  стереотипизации, рефлексии и эмпатии в воспитании личности. Воспитание характера, эмоций и чувств человека. Психологические основы нравственного воспитания. Особенности нравственного воспитания в различные возрастные периоды  (А.М.Прихожан). Воспитание средствами культуры и искусства. Художественная перцепция как фактор развития личности (Л.Н. Рожина, С.И. Коптева).  Трудовое воспитание школьника  (Ф.И. Иващенко).

Воспитание и самовоспитание. Психологические основы самовоспитания. Возрастные особенности воспитания и самовоспитания. Роль педагога в воспитании личности. Стили воспитания и их основные характеристики.  Особенности воспитания одаренных детей. Особенности работы  педагога и психолога  с лицами с девиантным  поведением. Роль диагностики  и коррекции личностного развития. Авторитарное воспитание и его основные характеристики. Воспитание как  личностное развитие человека.

Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

4.1. Педагогическое  взаимодействие и его психологическая сущность

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, стиль педагогического общения, стиль руководства и лидерства, мотивация педагогического взаимодействия, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, межличностные отношения, система отношений личности к окружающему миру, дифференциация в отношениях,  деловая игра, развитие межличностного взаимодействия.

Понятие педагогического взаимодействия. Стратометрический  подход к анализу педагогического взаимодействия. Функциональный подход. Системный подход к проблеме педагогического взаимодействия. Соотношение педагогического общения и межличностных отношений в учебной группе. Педагогическое общение, совместная деятельность и система отношений в структуре педагогического взаимодействия (трехфакторная модель педагогического взаимодействия). Аффективный, операциональный,  когнитивный компоненты  педагогического взаимодействия. Единство и противоречия  компонентов  педагогического взаимодействия.

Педагогическое общение в структуре взаимодействия. Понятие педагогического общения. Функции педагогического общения.  Вербальное и невербальное общение. Роль невербального общения в восприятии человеком окружающих людей. Роль внешнего вида, движений, позы, мимики, взгляда и других поведенческих  актов. Вербальное педагогическое общение и его особенности. Индивидуальный стиль педагогического общения. Уровни педагогического общения. Структурные и содержательные характеристики   педагогического общения в школьном классе или учебной группе. Методы диагностики и  развития педагогического общения.

Учебная деятельность в структуре педагогического взаимодействия.     Понятие учебной деятельности. Функции учебной деятельности. Теоретические подходы к проблеме формирования учебной деятельности. Учебная деятельность как ведущий вид в психическом развитии младшего школьника.   

Учебно-профессиональная деятельность  в структуре педагогического взаимодействия в учебных группах лиц юношеского возраста. Понятие учебно-профессиональной деятельности. Роль учебно-профессиональной деятельности в развитии личности. Специфика учебно-профессиональной  деятельности в старшем школьном возрасте.  Продолжение обучения как результата выбора (или подчинения выбору референтного окружения). Ценностно-ориентационная активность и потребность в автономии. Учебно-профессиональная  деятельность как средство реализации жизненных планов и развития личностной рефлексии.

Игра в структуре педагогического взаимодействия. Структура игры как деятельности. Виды игр. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в психическом развитии личности на определенном этапе онтогенеза.  Роль игры в развитии личности на разных возрастных периодах. Деловые игры. Ролевая игра в диагностике и коррекции психического и личностного развития.

Система отношений в педагогическом взаимодействии. Отношения ученика к школе, к учению, к стране, к будущему.  Устойчивость отношений. Мотивация отношений. Нравственная направленность отношений. Межличностные отношения в системе отношений. Роль «образа - Я» в системе отношений.  Методы диагностики и коррекции межличностных отношений.

4.2. Педагогическая деятельность и ее структура

Ключевые слова: педагогическая деятельность, стиль педагогической деятельности, мотивация педагогической деятельности, педагогическая оценка, отметка, социально-психологическая наблюдательность, коммуникативный компонент педагогической деятельности, организаторский компонент педагогической деятельности.

Понятие педагогической деятельности в современной психологии. Психологическая структура педагогической деятельности.  Цель и задачи педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина). Характеристика коммуникативного, организаторского, гностического и конструктивного компонентов педагогической деятельности. Социально-психологическая наблюдательность в деятельности педагога и психолога. Общая характеристика педагогической деятельности. Уровни продуктивности, формы и предметное содержание педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина). Мотивация педагогической деятельности. Основные функции педагогической деятельности: целеполагающие и организационно-структурные.

Стиль педагогической деятельности. Понятие индивидуального стиля педагогической деятельности. Авторитарный, демократический и либеральный стили. Функции стилевых проявлений: инструментальная, компенсаторная, системообразующая и интегративная (Е.А. Климов, В.С.Мерлин). Типология индивидуальных стилей (А.К. Маркова, А.Я. Никонова).

Психология педагогической оценки и отметки. Необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Стимулирующая роль поощрений и наказаний. Отметка как стимул. Явление угасания в системе оценочного стимулирования (Б.Г. Ананьев).   Педагогическая оценка, ее виды и эффективность. Переход от внешних стимулов к внутренним: от оценки со стороны педагога к самооценке ученика.

Педагогическая деятельность в структуре педагогического взаимодействия.

4.3. Психология личности учителя

Ключевые слова: педагогическая профессия, профессиограмма педагога,  педагогическая этика, педагогические способности, компенсация педагогических способностей, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание учителя, нравственная направленность личности, профессиональные деформации, синдром эмоционального выгорания личности учителя, профессиональное мастерство педагога. 

Педагогическая профессия и ее типология (Дж. Холланд, Е.А. Климов). Аксиологическая и когнитивная характеристика педагога. Факторы выбора педагогической профессии.  Противоречия между требованиями общества к учителю и проявлениями его как личности в профессиональной деятельности. Роль личности педагога на современном этапе идеологического воспитания подрастающего поколения. Социальные ожидания в отношениях к учителю. Самосознание учителя. Позитивность отношений учителя к себе и другим людям. Уровень личностного развития учителя и успехи его деятельности.  Педагогические способности в структуре личности учителя. Коммуникативные, организаторские и гностические способности. Роль академических, суггестивных, артистических способностей учителя в его деятельности. Специфические способности педагога. Компенсация необходимых для педагогической деятельности способностей.

Структура субъективных свойств педагога (Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова). Нравственная и профессиональная направленность личности. Профессионально-значимые качества личности педагога. Педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая  компетентность. Межличностные отношения и общение учителя в педагогическом коллективе. Условия и средства самообразования и самовоспитания педагога.

Проблема формирования профессионального самосознания учителя, развития его Я-концепции (К. Роджерс). профессиональные деформации личности педагога: общепедагогические, типологические, специфические и индивидуальные (Е.И. Рогов). Синдром психического выгорания и его профилактика (В.Е. Орел, В.В. Бойко).

Психология школьного коллектива

Ключевые слова: педагогический коллектив, школьный коллектив, официальная структура школьного класса, формальная группа, ролевая структура педагогического коллектива, педагогический конфликт, стратегия сотрудничества в разрешении конфликта, стиль управления педагогическим коллективом. 

Педагогический коллектив школы. Детский коллектив. Единство и противоречия педагогического взаимодействия администрации, учителей и учащихся. Учителя как реальная официальная группа. Официальная структура коллектива. Структура в системе межличностного общения. Соотношение системы межличностного общения и педагогического общения. Соотношение систем межличностных отношений и общения (Я.Л. Коломинский).  Ролевая структура. Сплоченность учащихся и сплоченность педагогического коллектива. Причины возможных конфликтов в педагогическом коллективе.  Пути предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Стили управления школьным коллективом. Роль директора в развитии педагогического взаимодействия в школьном коллективе.

Роль знаний по педагогической психологии в профессиональной  деятельности учителя

Ключевые слова: профессиональные знания педагога, профессиональные умения и навыки, уровень личностного развития педагога, психологическая культура педагога, эффективность педагогической деятельности учителя.

Необходимость взаимодействия между людьми в деятельности. Взаимодействие и воздействие. Роль психологических знаний в преодолении межличностных конфликтов. Место психологических знаний в системе профессиональных знаний. Значение психологических знаний для профессионального и личностного развития специалиста. Идеологическое воспитание личности на современном этапе развития общества. Понятие психологической культуры личности. Влияние уровня развития психологической культуры личности на эффективность ее педагогической деятельности (Я.Л. Коломинский).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  2. Ананьев, Б.Г.  О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьеев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
  3. Ананьев, Б.Г. Педагогические приложения современной психологии  / Б.Г. Ананьев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
  4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 424 с.
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович / Психологические исследования / Л.И. Божович. М.: «Просвещение», 1968. – 464 с.
  6. Брунер, Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. / Дж. Брунер; пер. с англ. К.И. Бабицкого; Предисл. и общ. Ред. д. ил. АПН СССР А.Р. Лурия. - М.: «Прогресс», 1977. – 412 с.
  7. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 392 с..
  8. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон [Пер. с фр.]. – СПб и др.: Питер: Питер бук, 2001. – 208 с.
  9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 204 с.
  10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Сборник] / Л.С.Выготский – М.: Педагогика – Пресс. 1996. – 534 с.
  11. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. –  М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
  12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  13. Калмыкова, З.И. Проблема диагностики умственного развития учащегося / З.И. Калмыкова. –  М.: Педагогика, 1975. – 126 с.
  14. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.
  15. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игр, дискуссий. Анализ зарубежного опыта [Междунар.] ассоц. «Развивающее обучение» / М.В. Кларин. – Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1995. – 176 с.
  16. Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения. [Пер. с нем.] / Г.Клаус. – М.: Педагогика, 1987. – 173 с.
  17. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н.Кулюткин. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
  18. Лингарт, И. Процесс и структура человеческого учения. /Пер. с нем. Р.Е.Мельцера / И.Лингарт. –  М.: Прогресс, 1970. – 685 с.
  19. Маслоу, А. Мотивация и личность. [Перевод с английского] /А. Маслоу. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2006. – 351 с.
  20. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М. Матюшкин. – М.: Директмедиа. Паблишинг, 2008. – 392 с.
  21. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. -  СПб: Питер Пресс, 2007. – 347 с.
  22. Пиаже, Ж. Избранные психологические произведения / Ж.Пиаже. – М.: Межд. пед. академия, 1994. – 680 с.
  23. Практическая психология образования / В.И. Дубровина [и др.]; под. ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.
  24. Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / А.М. Прихожан. – М.: МП СССР, 1980. – 35 с.
  25. Психологические основы программированного обучения: Сб. ст.  / Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 328 с.
  26. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / А .Коссаковский, К. Отто, И. Ломпшер [и др.];  /Под ред. А.Коссаковски, Х. Кюна, И. Ломпшера. Г. Розенфельда. – М.: Педагогика, 1981. – 221 с.
  27. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский  – СПб.: Питер, 1999. – 409 с.
  28. Рожина, Л.Н. Художественное познание человека и развитие личности старшеклассника / Л.Н.Рожина. – Мн.: БГПУ, 1993. – 147 с.
  29. Савельева , Т.М. Теоретическое мышление в непрерывном образовании человека / Т.М. Савельева , В.Я. Баклагина  / под общ. ред. Т.М. Савельевой. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – 176 с.
  30. Савельева, Т.М. Психологические проблемы развивающего обучения / Т.М. Савельева // Теоретические проблемы развивающего обучения: Сб. ст. / Под ред. Т.М. Савельевой. – Мн.: ПКООО "Полибиг", 2002. – С. 133 – 147.
  31. Хегенхан, Б. Теории научения / Б. Хегенхан, М. Олсон. – СПб.: Питер, 2004 . – 474 с.
  32. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте /  Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./ Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
  33. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. –  М., 1996. – 96 с.
  34.  Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1999. – №3. – С. 39 – 47.
  35. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты /В.А. Якунин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 160 с.
  36. Обзор диссертаций, защищенных по педагогической психологии в БГПУ им. М. Танка (за последние 3 года).
  37. Обзор научных статей по педагогической психологии, опубликованных в журналах «Вопросы психологии», «Вестник Московского университета. Сер. Психология» (за  последние 2 года).
  38. Обзор научных статей по педагогической психологии, опубликованных в журналах «Психологический журнал», «Иностранная психология» (за последние 2 года).
  39. Обзор научных статей по педагогической психологии, опубликованных в журналах «Псіхалогія», «Психологический журнал», «Адукацыя і выхаванне», «Весці», «Вестник БГУ» (за последние 2 года).

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Ф.И. Иващенко, М.С. Клевчени, Я.Л. Коломинского. – Минск: БГПУ, 1980.  – 212 с.
  2. Амонашвили, Ш.А. Обучение: Оценка: Отметка. / Ш.А. Амонашвили. – М.: Знание, 1980. – 52 с.
  3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев. – М.: Знание, 1976. – 32 с.
  4. Бадмаев, Б.И. Психология в работе учителя: В 2 т./ Б.И. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  5. Бардиев, Г. Психологические проблемы неуспевающих детей / Г. Бардиев,  В. Богач, О. Лысенко // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. – 1995. – № 7. – С.128 - 133.
  6. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н.Р. Битянова. – М.: Московский психосоциальный институт: Флинта, 1998. – 48 с.
  7. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.
  8. Вербицкий А.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 12–22.
  9. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о этапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: «Просвещение», 1977. – С. 417–425.
  10. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. – М.: Московская академия развития образования, 1996. – 545 с.
  11. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В.Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1992. – № 3/4. – С. 14 – 18.
  12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального обучения: Учебное пособие по направлению и специальностям психологии /В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004.–282 с.
  13. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А.Деркач. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. – 752 с.
  14. Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка / Под ред  Я.Л.  Коломинского, С.С. Харина. – Минск.: НИО, 1999. – 154 с.
  15. Диков, М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе / М.Н.Диков //Психологическая наука и образование. – 1997. – № 4. –С. 71 – 79.
  16. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б.Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – 205 с.
  17. Ерчак, Н.Т. Психологические основы профессиональной речи учителя / Н.Т. Ерчак. – Минск: МГЛУ, 1992. – 82 с.
  18. Ерчак, Н.Т. Психологические основы профессиональной речи учителя / Н.Т. Ерчак. – Минск: МГЛУ, 1992. – 82 с.
  19. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
  20. Исаев, Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. –2000. –№ 3. – С.57–67.
  21. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А.Климов. – М.: МГУ, 1995. – 224 с.
  22. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.
  23. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для шк. Психологов / Л.С.Колмагорова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360 с.
  24. Коломинский Я.Л. Непрерывное образование и самообразование как средство развития профессионально-психологической культуры педагога /  Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Психология. – 2004. – №2. – С.48-57.
  25. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. – М.: Просевщение, 1989. – 255 с.
  26. Коптева, С.И. Познай себя: Актуальные проблемы психологии самосознания / С.И. Коптева, А.П. Лобанов. –  Минск: Тисей, 2001. – 125 с.
  27. Крамаренко, И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга / И.С.Крамаренко // Стандарты  и мониторинг в образовании. – 2001. – №1. – С. 37-42.
  28. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения./Н.В.Кузьмина – М.:Высшая школа, 1990. – 119 с.
  29. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для высших учебных заведений по специальности «Психология» /А.А.Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 365 с.
  30. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической деятельности: Избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. – 488 с.
  31. Липатникова, И.Г. Развитие культуры мышления обучаемых / И.Г. Липатникова // Специалист. – 2005. – №1 – С. 28-31.
  32. Лобанов, А.П. Системная методология формирования научных понятий у подростков. /А.П. Лобанов. Развитие самосознания личности посредствам художественной перцепции /С.И. Коптева. – Мн.: НЭССИ, 2002. – 410 с.
  33. Марищук Л.В. Взаимосвязь успешности освоения иностранного языка с некоторыми показателями индивидуальных особенностей студентов / Л.В.Марищук // Белорусский психологический журнал. – 2005. – №1 (5).– С.41–47.
  34. Марищук Л.В. Об эмоциональном сопровождении адаптационных процессов /Л.В.Марищук // Педагогика сотрудничества: Сб. науч. тр. / Военная акад. Республики Беларусь. – Минск, 2003. – С. 31-34.
  35. Марищук, Л.В. Способности к изучению иностранного языка и новые подходы к накоплению лексического запаса  / Л.В. Марищук. – Минск: НИО, 1997. – 188 с.
  36. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Мысль, 1996. – 308 с.
  37. Маркова, А.К. Психология труда учителя. Книга для учителя / А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 190 с.
  38. Маркова, А.К., Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис,  А.Б. Орлов. – М.: Просвещение,1990. – 205 с.
  39. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 129 – 139.
  40. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М.Митина – М.: Флинта: Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. – 200 с.
  41.  Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В.Овчарова. – 2-е изд. дораб.– М.: Просвещение, 1996. – 351 с.
  42. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: психология: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е.А. Панько. – 2-ое изд. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 262 с.
  43. Пергаменщик, Л.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе / Л.А. Пергаменщик, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин [и др.]. – Мн.: НИИ Образования РБ, 1992. – 140 с.
  44. Петровский, В.А. Психология воспитания: Пособие для методистов, воспитателей детских садов, учителей нач.классов, преподавателей и студентов пед. вузов, дет. психологов. /А.Д. Грибанова, В.К.Калиненко, Л.М. Кларина и др.; Под ред. В.А. Петровского. - [2-е изд.]. -  М.: АО «Аспект Пресс», 1995. – 152 с.
  45. Покровская, С.В. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова / С.Е. Покровская, А.В. Кулак // Псіхалогія. – 2005. – №1. – С.22-23.
  46. Прихожан А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980.
  47. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 640 с.
  48. Психологическое образование: контексты развития / БГУ. Центр проблем развития образования БГУ; Под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова. - Мн.: Технопринт, 1999.
  49. Психология профессионального образования / авт.-сост. Ю.И.Кричевский; науч. ред. А.Х. Шкляр. – Минск: РИПО, 2005. – 252 с.
  50. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. –   М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
  51. Реан, А.А. Педагогическая психология: научно-методические основы практики образования / А.А. Реан // Вопросы психологии. – 1998. – №1. – С.147- 148.
  52. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 1998. – 494 с.
  53. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. / К.Р.Роджерс – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
  54. Рожина, Л.Н. Развивающие технологии обучения студентов / Л.Н.Рожина //Психология.–  2000.– № 3.
  55. Рожина, Л.Н. Развивающие эффекты художественного познания психики человека / Л.Н. Рожина // Психология. – 1991. – № 1.
  56. Рожина, Л.Н. Эмотивный компонент обучения как средство развития творческой личности в процессе преподавания психологических дисциплин. // История психологии Беларуси. Хрестоматия. – Минск, 2004. –  С. 134 – 144.
  57. Савельева, Т.М. Вклад В.В.Давыдова в развитие теоретической и экспериментальной психологии / Т.М.Савельева. // АіВ. – 2000.  – № 12.
  58. Слободчиков, В.И. Очерки психологии образования / В.И.Слободчиков. – 2 –е изд. перерб. и доп. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. – 272 с.
  59. Степанова, М.А. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина / М.А. Степанова // Вопросы психологии. –  2001. – №4.– С. 106-114.
  60. Теоретические проблемы развивающего обучения: сб. статей / Под ред. Т.М. Савельевой. – Минск: ПК ООО «Полибиг», 2002. – 224 с.
  61. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной – М.: Педагогика, 1987. – 184 с.
  62. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л.М.Фридман. – М.: Просвещение, 1987. – 205 с.
  63. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений в подростковом и юношеском возрасте. Мн., 1997.
  64. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  65. Хекгаузен,  Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
  66. Храмцова, Ф.И. Мониторинг качества воспитания: Сущность, технологии / Ф.И. Храмцова. – Минск: Технопринт, 2004. – 136 с.
  67. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способностей человека / В.Д. Шадриков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 319 с.
  68. Шакуров, Р.Х. Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления / Р.Х. Шакуров, Б.С. Алишев //  Вопросы психологии. – 1986. – № 6.
  69. Шамионов, Р.М. Самоактуализация учителя и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой / Р.М. Шамионов // Мир психологии. – 2002. – №2. – С.143-148.
  70. Якиманская, И.С. Психологическая поддержка психологического процесса преподавателя / И.С. Якиманская // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. – М.: НИИВО, 1993. – С. 68 – 79.
  71. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С. 31-42.

Учебники и учебно-методические пособия

  1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 208 с.
  2. Амельков, А.А.  Педагогическая психология в схемах, понятиях и персоналиях / А.А. Амельков, М.А. Дыгун, Л.Н. Иванова. – Мозырь: содействие, 2006. – 72 с.
  3. Амельков, А.А. Основы педагогической психологии: учебно-методическое пособие / А.А. Амельков. –Минск: БИП-С Плюс, 2008. – 72 с.
  4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
  5. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
  6. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика?: Проблемы психологической адаптации: Пособие для студентов пед. ин-тов, пед. училищ, колледжей и родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Академия, 1996. – 232 с.
  7. Белухин, Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма: учебное пособие / Д.А. Белухин; Московский психолого-социальный институт. – М.: МПСИ, 2006. – 123 с.
  8. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знания в школе  / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская // Работы советских психологов периода 1946 – 1980 гг.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
  9. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.  Б.Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: ЕВРОЛЗНАК, 2004. – 672 с.
  10. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер // Работы советских психологов периода 1946 –  1980 гг.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 178 – 183.
  11. Вербова, К.В. Психология труда и личности учителя /Учебное пособие по курсу «Возрастная и пед. психология» для студентов пед. спец. /К.В. Вербова, С.В.Кондратьева. – Мн., Гродно; ГГУ, 1991. – 81 с.
  12. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учеб. пособие для слушателей повышения квалификации работников образования. / Н.Ф. Вишнякова. – 3-е изд. – Мн.: Изд. респ. Унитарное предприятие «Университетскре». 2002. – 317 с.
  13. Возрастная и педагогическая психология / В.В.Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б.Ильясов [и др.]; Под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  14. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.]; Под ред. М.В. Гамезо [и др.]. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  15. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 272 с.
  16. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Г.В. Бурменская [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 409 с.
  17. Гатальская, Т.В. В школу – с радостью: Практ. психология для учителя / Т.В.Гатальская, А.В.Крыленко. –  Минск: ООО «Амалфея», 1998. – 239 с.
  18. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т.  / Ж.Годфруа; под ред. Г.Г.Аракелова. –  М.: Мир, 2004.
  19. Детская психология: Учеб. пособие / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Минск: Университетское, 1988. – 398 с.
  20. Дыгун М.А. Конспект лекций по возрастной и педагогической психологии / М.А. Дыгун, А.А. Амельков, Н.П. Беляева и др. –  Минск: ЭКОперспектива, 2009. – 200 с.
  21. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. – Минск: Нар. асвета, 1996. – 399 с.
  22. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тесей, 2003. – 350 с.
  23. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов / И.А.Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
  24. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие / Ф.И. Иващенко. –  2-е, перераб. и доп. – Минск: Университетское, 1999. – 134 с.
  25. Интернет и гуманитарное образование /Под ред. Е.С.Полат. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2001. – 271 с.
  26. Казанская, В.Г.  Педагогическая психология / В.Г.Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
  27. Калмыкова, З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики / З.И. Калмыкова // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980 гг. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис.  – М., 1981.
  28. Карандашев, Ю.Н. Психологическая служба в системе образования: Метод. материалы / Ю.Н.Карандашев, Т.В. Сенько.  – Минск: Ю.Н.Карандашев, 1998. – 203 с.
  29. Кондратьева С.В. Педагогическая и возрастная психология: Тексты лекций: В 3 ч. – Гродно: Изд-во ГГУ, 1996.
  30. Косаревская, Т.Е. Психологические проблемы индивидуализации обучения: Учебно-метод. пособие. / Т.Е. Косаревская, С.П.Цуранова. – Минск: РИПО, 1995. – 95 с.
  31. Курс общей, возрастной и педагогической психологии [В 3-х вып.]. / Под ред. М.В.Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.
  32. Лазурский, А.Ф. О естественном эксперименте / А.Ф. Лазурский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис.  – М., 1981.
  33. Лобанов, А.П. Актуальные проблемы психологии интеллекта /А.П.Лобанов, С.И.Коптева; Бел. гос. пед. ун-т им.М.Танка. – Мн.: БГПУ, 1999. – 123 с.
  34. Марищук Л.В. Психология спорта: Учеб. пособие / Л.В.Марищук. – Минск: БГУФК, 2006. – 102 с.
  35. Надирашвили, Ш.А. Психолого-педагогические вопросы воспитания /Ш. А. Надирашвили // Работы советских психологов периода 1946 – 1980 гг.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис.  – М., 1981.  – С. 150 – 153.
  36. Непомнящая, Н.И. Значение системного изучения психики детей для педагогической практики / Н.И. Непомнящая // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис.  – М., 1981.
  37. Новые педагогические и информационные технологии в системе образвания: Учеб. пособие для студ. пед.вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 2000, ч.11. – 233 с.
  38. Овчарова,  Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В.Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
  39. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учебное пособие для студентов пед. ун-тов / А.А. Алексеев, И.А. Архипова, В.Н. Бабий [и др.]; Под ред. А.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.
  40. Процесс учения: Контроль, диагностика, коррекция, оценка: Учебно-метод. пособие / Е.Д.Божович [и др.]; Под ред. Е.Д.Божович. – М.:МПСИ, 1999. – 224 с.
  41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога:  В 2 кн. / Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  42. Рожина, Л.Н. Психология человека в художественных образах: Учеб.пособие / Л.Н.Рожина. – Минск: БГПУ, 1999.
  43. Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практических психологов / Л.Н.Рожина. – Минск: Высшая школа, 2004. – 272 с.
  44. Рыбакова, М.М. Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов / М.М. Рыбакова // Хрестоматия по соц. психологии. – М.: Владос, 1999.
  45. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г.К.Селевко. –М.: Народное образование, 1998. – 255 с.
  46. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов.  / Л.Д. Столяренко.– 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.
  47. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для учеб. заведений сред. Проф. Образования / Н.Ф. Талызина. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 1998. – 287 с.
  48. Холодная, М.А. Познавательные стили в учебной деятельности // Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2004. – С. 325 – 358.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Критерии оценки знаний и компетенций по 10-балльной шкале:

1 балл – один:

  • отсутствие знаний и компетенций в рамках программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 19.00.07 - Педагогическая психология или отказ от ответа.

2 балла – два:

  • фрагментарные знания в рамках программы-минимум по педагогической психологии;
  • знание отдельных литературных источников, рекомендованных программой по педагогической психологии;
  • неумение использовать научную терминологию по педагогической психологии;
  • наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
  • пассивность в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами экзаменационной комиссии;
  • низкий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, в ходе устного ответа или после него.

3 балла – три:

  • недостаточно полный объем знаний в рамках программы-минимум кандидатского экзамена по педагогической психологии;
  • знание части основной литературы, рекомендованной программой-минимум по педагогической психологии;
  • использование научной терминологии;
  • изложение ответа на вопросы с существенными стилистическими и логическими ошибками;
  • слабое владение инструментарием (понятиями, методами, методиками) педагогической психологии, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
  • неумение ориентироваться в основных теориях научения, концепциях педагогической психологии;
  • пассивность в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами экзаменационной комиссии,
  • низкий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, в ходе устного ответа или после него.

4 балла – четыре:

  • достаточный объем знаний в рамках в рамках программы-минимум кандидатского экзамена по педагогической психологии;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной программой-минимум по педагогической психологии;
  • использование научной терминологии;
  • стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
  • владение инструментарием (понятиями, методами, методиками) педагогической психологии, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
  • умение под руководством экзаменатора решать стандартнее (типовые) задачи;
  • умение ориентироваться в основных теориях научения, концепциях педагогической психологии и давать им оценку;
  • попытка размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами экзаменационной комиссии,
  • допустимый уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, в ходе устного ответа или после него.

5 баллов – пять:

  • достаточные знания в объеме программы-минимум кандидатского экзамена по педагогической психологии;
  • использование научной терминологии;
  • стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
  • владение инструментарием (понятиями, методами, методиками) педагогической психологии как учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках программы-минимум;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной программой-минимум по педагогической психологии;
  • умение ориентироваться в базовых теориях научения, концепциях педагогической психологии и давать им сравнительную оценку:
  • самостоятельные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, готовность к обсуждению рассматриваемого вопроса;
  • высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, в ходе устного ответа или после него.

6 баллов – шесть:

  • достаточно полные и систематизированные знания в объеме программы-минимум кандидатского экзамена по педагогической психологии;
  • использование необходимой научной терминологии;
  • стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием (понятиями, методами, методиками) педагогической психологии как учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках программы-минимум по педагогической психологии;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной программой-минимум кандидатского экзамена по педагогической психологии;
  • умение ориентироваться в базовых теориях научения, концепциях педагогической психологии и давать им сравнительную оценку;
  • самостоятельные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, активное обсуждение рассматриваемого вопроса;
  • высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, в ходе устного ответа или после него.

7 баллов – семь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам программы-минимум кандидатского экзамена по педагогической психологии;
  • использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке,
  • лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы;
  • умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием (понятиями, методами, методиками) педагогической психологии как учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой-минимум по педагогической психологии;
  • умение ориентироваться в основных теориях научения, концепциях педагогической психологии и давать им критическую оценку;
  • самостоятельные обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, активное обсуждение рассматриваемого вопроса;
  • высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, в ходе устного ответа или после него.

8 баллов – восемь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме программы-минимум кандидатского экзамена по педагогической психологии;
  • использование научной терминологии,
  • стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием (понятиями, методами, методиками) педагогической психологии как учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках программы-минимум по педагогической психологии;
  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой-минимум по педагогической психологии;
  • умение ориентироваться в основных теориях научения, концепциях педагогической психологии и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии;
  • самостоятельные глубокие и обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, активное обсуждение рассматриваемого вопроса;
  • высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, в ходе устного ответа или после него.

9 баллов – девять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам программы-минимум кандидатского экзамена по педагогической психологии;
  • точное использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке;
  • стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
  • владение инструментарием (понятиями, теориями, методами, методиками) педагогической психологии как учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках программы-минимум по педагогической психологии;
  • полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой-минимум кандидатского экзамена;
  • умение ориентироваться в основных теориях научения, концепциях педагогической психологии и давать им критическую оценку;
  • самостоятельные глубокие и обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, творческое обсуждение рассматриваемого вопроса;
  • высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, в ходе устного ответа или после него.

10 баллов – десять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам программы-минимум кандидатского экзамена по педагогической психологии, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
  • точное использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке,
  • стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
  • безупречное владение инструментарием (понятиями, теориями, принципами, методами, методиками) педагогической психологии как учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы педагогической психологии в нестандартной ситуации;
  • полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой-минимум по педагогической психологии;
  • умение ориентироваться в теориях научения, концепциях педагогической психологии и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
  • самостоятельные глубокие и обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, творческое обсуждение рассматриваемого вопроса;
  • высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами экзаменационной комиссии, в ходе устного ответа или после него.