14.01.06 – психиатрия

Специальность
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 10 сентября 2010 г. № 183
 

Цель программы - подготовка специалистов в области психиатрии с современными глубокими медицинскими знаниями в области психического здоровья, на современном уровне владеющих диагностикой и терапией психических и поведенческих расстройств с широкими представлениями об их биопсихосоциальной природе и владеющих современными знаниями методологии и методов научных исследований в области психиатрии в аспекте принципов доказательной медицины.

Задачи программы включают: углубление клинических знаний об основных психопатологических синдромах; правовых и этических аспектах терапии пациентов с психическими расстройствами и психологическими проблемами; усовершенствование знаний о современных диагностических критериях психических и поведенческих расстройств; освоение новых методов обследования и лечения психических и поведенческих расстройств; тренировку базовых и продвинутых коммуникативных навыков при профессиональном взаимодействии с психически больными разного возраста; освоение алгоритмов оказания психиатрической помощи и психологической поддержки в клинически сложных ситуациях; обучение алгоритмам профессиональных действий при неотложных состояниях, обусловленных психическими расстройствами.

Аспирант (соискатель) должен знать:

  • основные положения классификации психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10); права и льготы психически больных;
  • основные психопатологические синдромы с учетом сравнительно-возрастных особенностей и механизмы, лежащие в их основе у психически и соматически больных;
  • правила первичного психиатрического освидетельствования;
  • правила оказания психиатрической помощи;
  • клинические критерии основных психических и поведенческих расстройств;
  • вопросы организации психиатрической помощи; основы психосоматической медицины;
  • правила принудительной госпитализации лиц, представляющих социальную опасность;
  • медицинские и юридические критерии формулы невменяемости; сущность первичной, вторичной и третичной психопрофилактики; этапы реабилитации психически больных;
  • основы психотерапевтической коррекции психических нарушений.

Аспирант (соискатель) должен уметь:

  • выявлять основные синдромальные признаки и нозологические формы; распознать начало психических и поведенческих расстройств; проводить дифференциальную диагностику психической нормы от патологии;
  • назначить лечение психических и поведенческих расстройств на догоспитальном этапе;
  • провести коррекцию предварительного диагноза, сформировать окончательный диагноз, при этом квалифицировать психическое состояние больного и его динамику, оценить характер позитивных и негативных расстройств, дифференцировать с заболеваниями, имеющими сходную клинику;
  • оказать помощь при неотложных состояниях (эпилептический статус, психомоторное возбуждение, острое психотическое состояние, острая дистопия, акатизия, злокачественный нейролептический синдром);
  • дать советы семье психически больного о тактике их поведения;
  • оценить степень социальной опасности психически больных и степень риска суицидального поведения;
  • разработать мероприятия по первичной, вторичной и третичной психопрофилактике;
  • осуществить организацию надзора, удержания и транспортировку возбужденного больного;
  • составлять направления в психоневрологические или наркологи чес кие учреждения, а также вести на высоком профессиональном уровне всю предусмотренную приказами, инструкциями МЗ РБ медицинскую документацию;
  • активно использовать элементы психотерапевтического воздействия на больного;
  • определить показания для привлечения консультантов, специалистов, организовать консультации в зависимости от характера патологии, использовать данные, полученные от консультантов, для дифференциальной диагностики и постановки диагноза;
  • пользоваться методами психологического обследования психически больных;
  • анализировать ЭЭГ и вызванную биоэлектрическую активность головного мозга при различных психических заболеваниях;
  • распознать и назначить лечение при осложнениях терапии нейролептиками и антидепрессантами;
  • предупреждать суицидальные действия больных;
  • провести электросудорожную терапию;
  • определить признаки алкогольного опьянения, а также интоксикации различными психоактивными веществами;
  • купировать осложнения острого алкогольного опьянения, а также при интоксикации различными психоактивными веществами.

Аспирант (соискатель) должен владеть навыками:

  • работы с категориальным аппаратом МКБ-10; при этом использовать предусмотренную классификацией рубрификацию синдромов и симптомов, а так же соблюдать предусмотренную классификацией кодировку; техники опроса больного;
  • психопатологического  и патопсихологического анализа творчества больных;
  • работы над иррациональными когнициями пациентов, страдающих психическими и поведенческими расстройствами;
  • организации профилактических мероприятий по предупреждению рецидивов и осложнений;
  • применения средств восстановления трудоспособности в условиях стационара, диспансера, реабилитационного центра;
  • назначения психотропных средств различных фармакологических групп с учетом симптомов-мишеней их действия;
  • экспертизы временной и стойкой, частичной и полной утраты трудоспособности, определения профессиональных ограничений;
  • военно-психиатрической и судебно-психиатрической экспертизы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общие вопросы психиатрии. Предмет и задачи психиатрии. Организация психиатрической помощи. Основные принципы. Этиопатогенез психических и поведенческих расстройств в возрастном континууме. Роль биологических факторов при психических и поведенческих расстройствах. Роль психологических и социальных факторов в психопатологии. Значение культуральных, этнических, религиозных и демографических аспектов в психической патологии. Течение и исходы психических и поведенческих расстройств. Классификация и принципы систематики психических и поведенческих расстройств. Современная классификация психических и поведенческих расстройств МКБ - 10; категориальность, научный характер и атеоретичноеть, описательный и конвенциальный характер МКБ-10.

Структура современной психиатрии как раздела биологии и медицины. Биологическая психиатрия. Взаимосвязь клинической психиатрии с различными направлениями медицинской психологии, нейробиологическими науками, философией и правом. Определение «Психиатрии» как области знаний и врачебной практики.

Разделы психиатрии. Перинатальная, детская и подростковая психиатрия. Геронтологическая психиатрия. Судебная психиатрия. Психосоматическое направление. Транскультуральная психиатрия. Психотерапия. Психофармакология. Взаимосвязь психиатрии с близкими и смежными ей дисциплинами: медицинской психологией, нейроанатомией, нейропсихологией и психофизиологией, молекулярной биологией, генетикой. Вопросы военной, трудовой и судебной экспертиз. Критерии вменяемости и невменяемости, дееспособности и недееспособности. Временная и стойкая нетрудоспособность психически больных.

Основные теоретические направления в психиатрии. Нозологическое, феноменологическое (синдромологическое), эклектическое («прагматическое», «атеоретическое»), психоаналитическое, антипсихиатрическое.

Морально-этические и социокультуральные аспекты психиатрии. Биопсхосоциальный подход.

История психиатрии и наркологии. Донаучный период, греко-римский, средневековый, эпоха Возрождения. Развитие психиатрии в России (этапы монастырский, приказной, земский, после 1917 г.), в Беларуси. Роль в развитии психиатрии Ф.Пинеля, Д.Конолли, Э.Крепелина, И.М.Балинского, С.С.Корсакова, А.К.Ленца, М.А.Чалисова, Н.В.Виноградова и др. Современный этап в развитии психиатрии.

Клиническая эпидемиология психических и поведенческих расстройств. Заболеваемость и распространенность психических и поведенческих расстройств. Феномен «айсберга» в психиатрии и социальные фильтры. Основные понятия клинической эпидемиологии (заболеваемость, распространенность, прижизненный риск). Представления о наиболее и наименее распространенных психических расстройствах. Встречаемость психических расстройств у пациентов врача общей практики. Стоимость общественных затрат в связи с болезненностью и заболеваемостью психическими и поведенческими расстройствами.

Юридические и правовые аспекты оказания психиатрической помощи в Республике Беларусь. «Закон Республики Беларусь о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» о правилах психиатрического освидетельствования, принудительной госпитализации, сохранении врачебной тайны, правилах осмотра психиатрами больных в общесоматических отделениях, правилах диспансерного учета. Права психически больных. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» в части, касающейся оказания психиатрической помощи. Нормативные документы Министерства обороны и Министерства здравоохранения Республики Беларусь о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в вооруженных силах Республики Беларусь, об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, связанных с военной службой.

Структура психиатрической и наркологической службы. Стационарная и внебольничная помощь, неотложная помощь и телефон доверия. Учреждения реабилитации и социального обеспечения. Психогигиена и психопрофилактика. Понятие первичной, вторичной и третичной психопрофилактики. Вопросы психопрофилактики детского и подросткового возраста. Повышение риска психических и поведенческих расстройств в позднем возрасте. Роль медико-генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи в системе профилактики психических расстройств и декомпенсаций состояний психического здоровья. Санитарно-просветительская работа врача в дошкольных учреждениях, школах, интернатах, средних специальных и высших учебных заведениях, на предприятиях.

Судебно-психиатрическая экспертиза. Учреждения судебно-психиатрической экспертизы. Критерии вменяемости и невменяемости. Порядок направления на судебно-психиатрическую экспертизу и ее производство. Принудительные меры безопасности и лечения. Проблема симуляции. Критерии дееспособности и недееспособности. Порядок определения опеки.

Экспертиза трудоспособности в психиатрии. Медико-реабилитационная экспертная комиссия (МРЭК). Временная и стойкая нетрудоспособность. Клинические критерии определения групп инвалидности. Порядок направления на МРЭК. Использование остаточной трудоспособности.

Методы исследования, применяемые в психиатрии. Субъективный и объективный анамнез. Клинический метод: изучение психопатологической симптоматики на момент исследования и в процессе течения болезни. Катамнестическое исследование по материалам медицинской документации. Параклинические методы: психологический, электрофизиологический, рентгенологический, компьютерная томография, ЯМР-исследование, позитронно-эмиссионная томография, биохимические исследования в психиатрии. Клинико-генетические и молекулярно-генетические методы исследования в психиатрии.

Общая психопатология. Представления о «болезни» и «расстройстве» в психиатрии. Симптомы и синдромы психических и поведенческих расстройств.

Патология ощущений и восприятий. Расстройства ощущений: анестезия, ГИПО-, гиперестезия, парестезии, сенестопатии. Их встречаемость при соматических и психических заболеваниях. Расстройства восприятия: иллюзии, истинные галлюцинации, псевдогаллюцинации. Психосенсорные расстройства. Частота их появления у больных нейроинфекциями. Особенности у детей.

Расстройства мышления по темпу. Ускорение и замедление мышления. Расстройства мышления по стройности. Разорванное мышление. Расстройства мышления по целенаправленности. Ментизмы. Обстоятельность. Резонерство. Аутизм. Формальное и паралогичное мышление. Расстройства мышления по п роду кт и в н ости. Нарушения ассоциативных процессов. Бред чувственный и интерпретативный. Содержание бредовых идей. Синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный. Эквиваленты бреда у детей. Синдром Кандинского-Клерамбо. Варианты автоматизмов: идеаторный, моторный, сенсорный. Определение критерия социальной опасности больных с бредовыми идеями и синдромом психического автоматизма. Особенности бреда при различных заболеваниях. Сверхценные идеи. Навязчивые идеи. Их дифференциальная диагностика и динамика развития. Особенности поведения врача с больными при различных формах нарушения мышления.

Расстройства речи. Афазия, алалия, дизартрия, смазанная, разорванная речь, заикание, мутизм, эхолалия. Дизграфия и дизлексия у детей.

Расстройства эмоций. Депрессивный и маниакальный синдромы. Состояния раздражительной слабости, эмоциональной лабильности, апатии, слабодушия, тревога и страхи, эйфория, неадекватность, амбивалентность. Навязчивые страхи (фобии). Особенности у детей и при различных заболеваниях.

Расстройства инстинктов и влечений, двигательно-волевые нарушения. Нарушения волевых функций: гипербулия, абулия, парабулии. Особенности при различных заболеваниях. Кататонический синдром и его разновидности. Навязчивые движения и влечения. Психомоторное возбуждение (маниакальное, кататоническое, эпилептиформное). Нарушения инстинктов: самосохранения, пищевого, полового. Патологические влечения: пиромания, дромомания, клептомания.

Расстройства памяти. Гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Корсаковский синдром. Особенности расстройств памяти при различных заболеваниях.

Расстройства внимания. Гиперпрозексия. Апрозексия. Затруднение переключения внимания. Односторонняя прикованность. Притупление.

Расстройства интеллекта. Врожденная и рано приобретенная умственная отсталость, приобретенное слабоумие (деменция). Определение степени умственной отсталости. Виды деменции и ее особенности при разных заболеваниях.

Нарушения сознания. Критерии определения нарушенного сознания. Синдром оглушенного сознания: обнубиляция, сомноленция, сопор, кома. Делирий, онейроид, аменция. Сумеречное нарушение сознания: транс, фуга, сомнамбулизм, сумеречные нарушения сознания с другими психическими расстройствами (галлюцинациями, бредом, автоматизмами). Особенности у детей и при различных психических заболеваниях.

Частная психиатрия

Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.

Эпидемиология, факторы риска, этиопатогенез, психологические и нейроонтогенетические концепции шизофрении. Распространенность шизофрении. Зависимость распространенности от пола, возраста, социального статуса, миграционных процессов. Коморбидность, смертность и влияние на показатели здоровья населения. Роль при шизофрении наследственной предрасположенности, а также гинекологических, акушерских и перинатальных факторов, вирусных инфекций, характера воспитания, типа семейных отношений, стресса и других средовых факторов.

Биологические теории шизофрении. Генетические, нейроонтогенетические, биохимические теории. Психосоциальные теории. Системная теория семьи, теория межличностных отношений, психодинамическая теория.

Симтоматология шизофрении. Формы шизофрении. Параноидная шизофрения. Гебефренная шизофрения. Кататоническая шизофрения. Недифференцированная шизофрения. Постшизофреническая депрессия. Резидуальная шизофрения. Простая шизофрения. Типы течения: непрерывно-прогредиентный, эпизодический с нарастающим и стабильным дефектом, периодический. Особенности шизофрении у детей и подростков. Социальная адаптация при шизофрении. Понятие социального дрейфа при шизофрении. Качество жизни при шизофрении. Методы лечения и социально-трудовой реабилитации. Биологические методы лечения шизофрении. Методы преодоления терапевтической резистентности. Терапия средой, занятостью, психотерапия.

Шизотипические и бредовые расстройства. Шизотипическое расстройство. Хронические бредовые расстройства. Острые и транзиторные психотические расстройства с (без) симптомами шизофрении.

Аффективные расстройства настроения. Маниакальный эпизод. Биполярное аффективное расстройство. Распространенность. Социальная адаптация. Депрессивный эпизод. Легкий депрессивный эпизод. Умеренный депрессивный эпизод. Тяжелый депрессивный эпизод. Рекуррентное депрессивное расстройство. Биологические и психосоциальные теории. Распространенность, влияние на социальную адаптацию и экономические потери. Депрессии при органических, включая симптомати ческие, психических расстройствах. Депрессии позднего возраста. Депрессии при эндокринных заболеваниях. Ятрогенные (лекарственные) депрессии. Депрессии, связанные с репродуктивным циклом у женщин. Депрессии при черепно-мозговых травмах. Клинические аспекты депрессий, обусловленных стрессом. Хронические расстройства настроения. Циклотимия. Дистимия. Послеродовая депрессия. Сезонное аффективное расстройство. Аффективное расстройство с быстрой цикличностью. Суицидальное поведение. Определение степени риска насилия, направленного на себя. Предупредительные и лечебные мероприятия, направленные на снижение суицидального риска.

Лечение аффективных расстройств настроения. Преодоление резистентности при аффективных расстройствах. Систематика и механизмы действия антидепрессантов. Систематика и механизмы действия тимостабилизаторов. Методика и алгоритмы психофармакотерапии аффективных расстройств настроения.

Эпилепсия. Локализованная (фокальная) идиопатическая эпилепсия и эпилептические синдромы с судорожными припадками с фокальным началом. Доброкачественная детская эпилепсия с пиками на ЭЭГ в центрально-височной области. Детская эпилепсия с пароксизмальной активностью на ЭЭГ в затылочной области. Локализованная (фокальная) симптоматическая эпилепсия и эпилептические синдромы с простыми парциальными припадками. Приступы без изменения сознания. Простые парциальные припадки, переходящие во вторично генерализованные припадки. Локализованная (фокальная) (парциальная) симптоматическая эпилепсия и эпилептические синдромы с комплексными парциальными судорожными припадками. Приступы с изменением сознания, часто с эпилептическим автоматизмом. Комплексные парциальные припадки, переходящие во вторично генерализованные припадки.

Генерализованная идиопатическая эпилепсия и эпилептические синдромы. Миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста и неонатальные судороги (семейные). Детские эпилептические абсансы (пикнолепсия) Эпилепсия с большими судорожными припадками (grand mal) при пробуждении. Ювенильная эпилепсия. Абсанс-эпилепсия. Миоклоническая эпилепсия (импульсивный малый припадок, petit mal). Неспецифические эпилептические припадки: атонические, клонические, миоклонические, тонические, тонико-клонические. Другие виды генерализованной эпилепсии и эпилептических синдромов (эпилепсия с миоклоническими абсансами, миоклоно - астатическими припадками, детские спазмы, синдром Леннокса — Гасто, Салаамов тик, симптоматическая ранняя миоклоническая энцефалопатия, синдром Уэста). Особые эпилептические синдромы (эпилепсия парциальная непрерывная (Кожевникова), эпилептические припадки, связанные с употреблением алкоголя, применением лекарственных средств, гормональными изменениями, лишением сна, воздействием стрессовых факторов). Эпилептический статус. Эпилептический статус grand mal (судорожных припадков). Тонико-клонический эпилептический статус. Эпилептический статус petit mal (малых припадков). Эпилептический статус абсансов. Сложный парциальный эпилептический статус. Характерологические изменения личности при эпилепсии. Деменция в связи с эпилепсией. Стандарты излечимости и стандарты лечения эпилепсии, современные антиконвульсанты.

Органические, включая симптоматические, психические и поведенческие расстройства. Неспецифический эндокринный психосиндром по M.Bleulcr (1954). Психические расстройства при заболеваниях гипофиза, щитовидной железы и сахарном диабете. Симптомы Грефе и Дельримпля, Кохера, Штельвага. Клиническая феноменология психоневрологических синдромов. Амиостатический, апатический, гииоталамический, гипотензивный, окулостатичеекий, псевдопаралитический синдромы. Синдромы Герстманна-Шильдера и Клейна-Левина. Характерные особенности органического психомоторного возбуждения. Гепато-тестикулярный синдром Сычева-Кипиапи. Роль предрасположенности к экзогенным психическим реакциям под влиянием ранее воздействующих причин. Концепция «почвы» по С.Г.Жислину (1956). Возрастная и половая «предпочтительность» экзогенных синдромов. Зависимость характера психопатологической симптоматики от тяжести, типа и темпа развития соматического заболевания. Варианты психоорганического синдрома по E.Bleuer (1911). Триада H.Walter-Buel (1951). Клиническая феноменология психических реакций по K.Bonhoeffer и их квалификация в МКБ 10. Синдромы помрачения сознания по К. Ясперсу (1911).

Органический психосиндром в МКБ-10 (острый, подострый, хронический). Деменция. Эпидемиологическая структура деменций и связь с популяционными процессами. Деменция при болезни Альцгеймера, фронготемпоральная деменция, деменция с тельцами Леви. Сосудистая деменция. Деменция при черепно-мозговой травме, первичноатрофических, сосудистых, эндокринных, инфекционных, системных заболеваниях. Псевдо деменция. Дифференциальная диагностика. Технологии ухода за дементными пациентами.Органический амнестический синдром. Корсаковский психоз, клинические особенности экзогенных нейротоксикозов. Делирий (органический). Галлюциноз (органический), легкое когнитивное расстройство, органическое тревожное расстройство, бредовое (шизофреноподобное) расстройство, органическое аффективное расстройство. Клинические особенности сенсорных, депрессивных и ипохондрических нарушений церебрально-органического генеза. Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга. Расстройство личности при черепно-мозговой травме, первичноатрофических, сосудистых, эндокринных, системных заболеваниях. Постэнцефалитический синдром. Постконтузионный синдром.

Умственная отсталость в связи с наследственными факторами (истинная микроцефалия, энзимопатические формы с нарушением белкового, углеводного, липидного и других видов обмена - фенил кетонурия, галактоземия, синдром Марфана и др.), обусловленными хромосомными аберрациями (болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера и др.), вызванные мутагенным поражением генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические агенты и др.). Лечение и профилактика, реабилитация и социальная адаптация. Умственная отсталость в связи с внутриутробным поражением зародыша и плода (эмбрио- и фетопатии), вирусной инфекцией, врожденным сифилисом, ВИЧ, токсоплазмозом и другими инфекциями. Лечение и профилактика, реабилитация и социальная адаптация. Умственная отсталость в связи с вредными факторами перинатального периода и первых 3-х лет жизни: конфликтом по резус-фактору, асфиксией и родовой травмой, тяжелыми инфекциями и черепно-мозговой травмой в раннем детстве. Лечение и профилактика, реабилитация и социальная адаптация.

Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Определение «психоактивного вещества». Потребление психоактивных веществ с вредными последствиями. Синдром зависимости от психоактивных веществ. Биопсихосоциальная модель синдрома зависимости.

Стадии потребления психоактивных веществ. Толерантность. Абстиненция. Подразделение психоактивных веществ по степени аддиктивности. способу производства, доступности и юридическим последствиям потребления.

Клинические особенности состояния острой интоксикации психоактивными веществами. Стадии интоксикации. Клиника и экспертиза алкогольного опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза опьянения опиатами, снотворными и седативными средствами, стимуляторами, каннабиноидами. Принципы дези нтокси каци и при интоксикации психоактивными веществами.

Синдром зависимости от алкоголя. Скрининг, диагностика, лечение. Синдром зависимости и состояние отмены алкалоидов опия, снотворных и седативных  средств,  стимуляторов, каннабиноидов,  никотина.  Скрининг, диагностика, лечение. Принципы терапии синдрома отмены. Психотические расстройства в результате потребления психоактивных веществ.

Амнеетический синдром в результате потребления психоактивных веществ. Хронические психозы и состояние деменции в результате потребления психоактивных веществ.

Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройстваРасстройства личности. Фобические и тревожные расстройства. Феномены опережающей тревоги и избегающего поведения. Вторичные вегетативные болевые симптомы тревоги. Социальные фобии. Специфические фобии. Обсессивно - компульсивное расстройство. Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации. Острая и пролонгированные реакции на стресс. Диссоциативные расстройства. Диссоциативная анестезия и утрата чувственного восприятия. Диссоциативное расстройство движений и моторики. Соматоформные расстройства. Соматизированное расстройство. Ипохондрическое расстройство. Устойчивое соматоформное болевое расстройство.

Расстройства личности. Общие критерии диагностики. Механизмы формирования. Параноидное расстройство личности. Шизоидное расстройство личности. Диссоциальное расстройство личности. Эмоционально неустойчивое расстройство личности. Истерическое расстройство личности. Ананкастное расстройство личности. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими расстройством личности. Клинические проявления декомпенсаций расстройств личности.

Клиническая фармакология психотропных средств.

Нейротрансмиссия. Молекулярные механизмы психотропного действия лекарств. Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных препаратов, применяющихся в психиатрии и наркологии. Интегративная терапия психических и поведенческих расстройств.

Психофармакология. Антипсихотики. Анксиолитики. Анти депрессанты. Ноотропы и препараты с ноотропным компонентом действия. Тимостабилизаторы. Антиконвульсанты. Блокаторы ацетилхолинэстеразы, антагонисты NMDA- рецепторов. Антагонисты опиатных рецепторов. Электросудорожная терапия. Лечение депривацией сна и длительным сном. Терапия занятостью. Психохирургия. Гормонотерапия. Диетическая терапия. Фототерапия, физиотерапия и экологическая терапия. Детоксикация. Психотерапия.

Литература

Основная литература:

  1. Гельдер, М., Гэт, Д., Мейо, Р. Оксфордское руководство по психиатрии: В 2 т.- К.: Сфера, 1999.
  2. Голдберг, Д., Бенджамин, С, Крид, Ф. Психиатрия в медицинской практике.- К.: Сфера, 1999.- 304 с.
  3. Евсегнеев, Р.А. Психиатрия для врача общей практики / Р.А.Евсегнеев.- М.: Беларусь.-2001.- 426 с.
  4. Егоров, А.Ю., Игумнов, С.А. Клиника и психология девиантногоповедения. Научное издание / А.Ю. Егоров, С.А.Игумнов.- СПб.: Речь.- 2010.-398 с.
  5. Каплан, Г.И. Сэдок, Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 томах. Москва.-Медицина.- 1998.- 1398 с.
  6. Клиническая психиатрия. Детский возраст. Под ред. Е.И. Скуrapeвеской.-Минск: Вышэйшая школа, 2006.- 462 с.
  7. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). Издание 2-е, переработанное и дополненное.-М.: Медицина, 1995.- 560 с.
  8. Наркология / Под ред. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф. и др. Пер. с англ. -М; Спб.: Изд. БИНОМ-«Невский диалект», 1998.-318 с.
  9. Психиатрия: национальное руководство /Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н.Краснова, Н.Г.Незнанова, В.Я.Семке, А.С.Тиганова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 1000 с.
  10. Психиатрия позднего возраста / Под ред. Р.Джекоби, К.Оппенгаймер: В 2т.-К.: Сфера, 2001.
  11. Психосоматическая медицина / Под ред. В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад.- Кратк. учебн. / Пер. с нем. - М.: ГЭОТАР Медицина, 1999-370 с.
  12. Пятницкая, И.Н. Наркомании: руководство для врачей / И.Н.Пятницкая.-М.: Медицина, 1994.-544 с.
  13. Руководство по психиатрии / Под ред. А.В.Снежневского в 2 т.-М. Медицина, 1983.- Т.1, 480 с, Т.2, 544 с.
  14. Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В.Морозова В 2 Т.-М: Медицина, 1988.- Т.1, 639 с, Т.2, 640 с.
  15. Самохвалов, В.П. Психиатрия/Учебное пособие / В. П. Самохвалов. - Ростов на Дону.-Феникс- 2002.- 572 с.

Дополнительная литература:

  1. Авруцкий, Г.Я. Неотложная помощь в психиатрии / Г.Я. Авруцкий.- М., 1979.
  2. Алексеев. Б.Е., Доморацкий, В.А. Ювенильная сексология: руководство для специалистов молодежных клиник / Б.Е.Алексеев, В. А. Доморацкий.-Минск: В.И.З.А.ГРУПП, 2009.- 352 с.
  3. Бехтель, Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем / Э.Е.Бехтель.- М.: Медицина, 1986.- 272 с.
  4. Блейхер, В.М., Крук, И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М.Блейхер, И.В.Крук.- В 2 томах. Ростов на Дону.-Феникс- 1996.- 921 с.
  5. Доморацкий, В.А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств / В.А.Доморацкий.- М.: Академический проект; культура, 2009.-470 с.
  6. Исаев, Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста / Д.Н. Исаев.- СПб.: Специальная литература, 1996- 454 с.
  7. Личко, А.Е Психопатии и акцентуации характер подростков /А.Е.Личко.- 2-е изд.- Л.: Медицина, 1983.- 255 с.
  8. Скутаревская, Е.И. Эмоции и алкоголизм / Е.И.Скугаревская.-Мн.: Вышэйшая школа, 1987.- 121 с.
  9. Скугаревский, О.А. Нарушения пищевого поведения / О. А. Скугаревский. - Минск: БГМУ, 2007.- 340 с.