10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138
 

Целью подготовки к кандидатскому экзамену по специальности 10.02.20 (сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание) является приобретение аспирантами и соискателями глубоких знаний по важнейшим проблемам соответствующих направлений лингвистики. При этом содержание программы ориентировано как на усвоение аспирантами и соискателями определенной дисциплинарной суммы знаний, так и на формирование способности ориентироваться в информационном потоке, выявляя при этом самую необходимую и ценную теоретическую информацию, а также навыка творческого и эффективного использования такой информации.

Поскольку неотъемлемой составной частью научной компетенции современного компаративиста является знание исторического пути, которое прошло сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание, в программе последовательно представлен исторический подход к подаче теоретического материала, который предполагает освещение вопросов формирования и развития основных компаративистских, типологических и сопоставительных научных школ, теоретических установок и концепций.

В настоящей программе широко отражены такие принципы, как принцип плюрализма мнений в лингвистике, ориентирующий аспирантов не столько на фиксацию единственной «объективной» точки зрения на ту или иную проблему либо то или иное языковое явление, сколько на понимание неизбежности и необходимости различного их осмысления разными научными школами, направлениями или учеными, а также принцип личностно-рефлексивной ориентации, определивший содержание списков рекомендуемой научной литературы по каждой теме, в которые включены как классические, так и новейшие, поисковые работы, что дает аспирантам возможность не только сориентироваться в потоке постоянно возрастающих объемов научной информации, но и создать теоретические предпосылки формирования собственной научной позиции по соответствующей проблеме.

Поскольку важным компонентом профессиональной компетенции специалистов в области сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознания является знание отечественных достижений в этих направлениях, в программу введены позиции, предусматривающие знакомство с трудами белорусских ученых, внесших существенный вклад в развитие современной компаративистики.

Настоящая программа предусматривает возможность ее использования и в процессе самостоятельной индивидуальной работы, и в системе действующих в вузах страны лекционных и семинарских занятий для аспирантов и соискателей.

I. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД И СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Проблемы сравнительно-исторического языкознания в языкознании XVII-XVIII вв.

Идеи языкового родства и первые попытки классификации языков в трудах лингвистов 17-18 вв. Труды И.Г.Гердера, У.Джоунза, Ф. фон Шлегеля, Г.В.Лейбница и др.

Сравнительно-историческое языкознание и Философия языка В.Фон Гумбольдта

Общественные и общенаучные предпосылки возникновения сравнительно-исторического языкознания. Влияние теории эволюции, естественнонаучных классификаций и таксономий, оформления понятий «система» и «архетип» на языкознание.

Труды Ф.Боппа, Р.Раска, А.Х.Востокова, Я.Гримма и их характеристика.

Теория фонетических соответствий в родственных языках. Понятие праязыка.

Концепция языка В.фон Гумбольдта и проблематика сравнительно-исторического языкознания в его учении. Непрерывность развития языка. Язык как постоянная деятельность. Общее и отдельное в языке и языках.

Развитие сравнительно-исторического языкознания в середине и второй половине XIX в. Натуралистическая школа

Сравнительно-исторический метод в описании отдельных (романских, германских, славянских) языков. Создание основ научной этимологии (А.Ф.Потт).

Лингвистическая концепция А.Шлейхера. Учение А.Шлейхера о природе и развитии языка. Проблема реконструкции праязыка и теория родословного дерева в трудах А.Шлейхера. Типы морфологической структуры языков.

Внешние и внутренние факторы развития языков в трудах И.И.Срезневского.

Младограмматическое направление в языкознании

(конец XIX в. – начало XX в.)

Возникновение школы младограмматиков и ее истоки. Манифест младограмматиков и «Принципы истории языка» Г.Пауля.

Учение о фонетических законах и аналогии. «Волновая» теория И.Шмидта. Исследования Г.Отхофа и К.Бругмана. Историзм и атомизм младограмматических концепций.

Проблематика сравнительно-исторического языкознания ХХ в.

Вопросы сравнительно-исторического языкознания в концепциях Пражского лингвистического кружка. Гипотезы дивергентного и конвергентного развития языков в работах Н.С.Трубецкого.

Проблема распада индоевропейского праязыка и его диалектного разделения (А.Мейе).

Возникновение лингвистической географии (Г.Венкер, Ж.Жильерон) и ареальной лингвистики.

Современные сравнительно-исторические исследования. Разработка сравнительно-исторической грамматики ностратических языков (В.ИМ.Иллич-Свитыч). Современная индоевропеистика. Теория и практика реконструкции древних текстов. Современные ареальные исследования.

Сравнительно-историческое изучение славянских языков, вопросы истории языка и этногенеза славян, балтославянская проблематика в работах В.В.Мартынова, Г.А.Цыхуна. Создание «Дыялекталагiчнага атласа беларускай мовы» – одного из первых полных диалектологических атласов Восточной Европы. Разработка вопросов этимологии белорусского языка, изучение ее связей с балтийскими, германскими, другими славянскими языками.

Генеалогическая классификация языков

Теоретические основы классификаций языков мира. Первые попытки установления групп родственных языков (Й.Ю.Скалигер, Э.Гишар, И.Лудольф, Г.В.Лейбниц и др.). Разработка генеалогической классификации в работах лингвистов XIX в. Современные генеалогические исследования. Трудности построения генеалогической классификации языков (проблемы промежуточных праязыков, ностратических языков, взаимодействия дивергентных и конвергентных процессов, условность соотношения между рядом языков Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.д.).

Методика сравнительно-исторических исследований языка

Концептуальные различия и общность сравнительно-исторического, типологического и сопоставительного методов.

Сравнительно-исторический метод как инструмент познания истории языков. Реконструкция как важнейшая процедура сравнительно-исторического метода. Внешняя и внутренняя реконструкция. Проблема верификации результатов реконструкции. Абсолютная и относительная хронологизация. Глоттохронология. Специфика применения частных методов сравнительно-исторического языкознания на разных уровнях языковой системы. Изучение формы и содержания языкового знака. Использование сведений других (гуманитарных и негуманитарных) наук в сравнительно-историческом изучении языков.

Литература

  1. Вопросы методики сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – 323 с.
  2. Гамкрелидзе, Т.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы: в 2 т. / Т.В. Гамкрелидзе, В.В. Иванов. – Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1984. – 2 т.
  3. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. – М.: Прогресс, 1984. – 398 с.
  4. Иванов, В.В. Генеалогическая классификация языков и понятие языкового родства: матер. к курсам языкознания / В.В. Иванов; под общ. ред. В. А. Звегинцева. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1954. – 52 с.
  5. Иллич-Свитыч, В.М. Опыт сравнения ностратических языков: сравнительный словарь: в 3 т. / В.М. Иллич-Свитыч. – М.: Наука, 1971-1984. – 3 т.
  6. Макаев, Э.А. Общая теория сравнительного языкознания / АН СССР, Ин-т языкознания; отв. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Наука, 1977. – 204 с.
  7. Мейе, А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков / А. Мейе; пер. Д.С. Кудрявского; под ред. и с примеч. Р. Шор; вступ. ст. М. Сергиевского. – М.: УРСС, 2002. – 509 с.
  8. Мейе, А. Сравнительный метод в историческом языкознании / А. Мейе; пер. с фр. А. В. Дилигенской; под ред. Б. В. Горнунга и М. Н. Петерсона. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2004. – 101 с.
  9. Одри, Ж. Индоевропейский язык / Ж. Одри // Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст. / сост., вступ. ст. и общ. ред. Вяч.Вс. Иванова – М., 1988. – Вып.21: Новое в современной индоевропеистике. – С. 24-121.
  10. Пауль, Г. Принципы истории языка / Г. Пауль. – М.: Изд-во иностр. литературы, 1960. – 500 с.
  11. Пизани, В. Этимология: история – проблемы – метод / В. Пизани. – М.: Изд-во иностр. лит., 1956. – 188 с.
  12. Порциг, В. Членение индоевропейской языковой области = Die Gliederung des indogermanischen Sprachgebiets / В. Порциг; пер с нем. Л.Ю. Брауде и В.М. Павлова; ред. и предисл. А.В. Десницкой. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2003. – 331 с.
  13. Потебня, А.А. Из записок по русской грамматике: в 4 т. / А.А. Потебня. – М.: Просвещение, 1958-1969. – 4 т.
  14. Семереньи, О. Введение в сравнительное языкознание =Einführung in die vergleichende sprachwissenenschaft / О. Семереньи; пер. с нем. Б.А. Абрамова. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2002. – 406 с.
  15. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр; пер. с фр. А.А. Холодовича. – М.: Прогресс, 1977. – 696 с.
  16. Шрадер, О. Сравнительное языкознание и первобытная история = Sprachvergleichung und Urgeschichte: лингвистико-ист. материалы для исслед. индогерм. древности / О. Шрадер; пер. с нем. Н.Г. Чернышевского. – 2-е изд. – М.: УРСС,2003. – 482 с.
  17. Шухардт, Г. Избранные статьи по языкознанию / Г. Шухардт; ред. предисл. и примеч. Р.А. Будагова; пер. с нем. А.С. Бобовича. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2003. – 291 с

II. Типологический метод и типологическое языкознание

История формирования типологического метода в языкознании

Общественные и общенаучные предпосылки типологического направления в языкознании. Связь типологических исследований со сравнительно-историческими.

Типологические исследования в языкознании XVII-XVIII вв. Универсальная грамматика Пор-Рояля.

Проблемы типологии в трудах немецких лингвистов первой половины 19 в. и их последователей. Морфологическая типология языков В.фон Гумбольдта и теория агглютинации Ф.Боппа. Три типа языков А.Шлейхера.

Разработка типологического подхода к исследованию языков в концепциях русских лингвистов 19 в. Проблемы морфологической и синтаксической типологии в работах Ф.Ф.Фортунатова, А.А.Потебни.

Многоаспектная типологическая модель Э.Сепира как новый этап в развитии типологических исследований языков.

Проблемы типологии в трудах Пражского лингвистического кружка. Фонологическая типология Н.С.Трубецкого. Характерология В.Матезиуса и В.Скалички.

Разработка формальной, квантитативной, социолингвистической типологии языков в XX в.

Типологическая проблематика в белорусской лингвистике. «Лексическая типология славянских языков» А.Е.Супруна.

Природа типологических сходств и направления типологических исследований

Типология и сравнительно-историческое языкознание.

Факторы, обусловливающие типологические сходства языков мира.

Классы типологических сходств: типологическая закономерность, языковой тип, лингвистическая универсалия, лингвистическая фреквенталия.

Философский смысл типологии языков и лингвистики универсалий.

Лингвистика универсалий

Понятие лингвистической универсалии. Развитие теорий синхронических и диахронических универсалий и их связь со сравнительно-историческим и сопоставительным языкознанием. Принципы классификации универсалий.

Структурная типология языков

Фонетико-фонологическая и просодическая типология.

Морфологическая типология. Типология словообразования.

Типологические закономерности в синтаксисе. Контенсивная типология языков. Смысловая структура предложения и способы ее репрезентации в языках различных типов.

Проблемы лексической типологии.

Социальная типология языков

Функциональное разнообразие языков. Коммуникативные ранги языков. Понятия правового, конфессионального, учебно-педагогического статуса языков.

Литература

  1. Аракин, В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков / В.Д. Аракин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
  2. Аракин, В.Д. Типология языков и проблема методического прогнозирования / В.Д. Аракин. – М.: Высш. шк., 1989. – 157 с.
  3. Вахек, Й. Лингвистический словарь Пражской школы / Й. Вахек; под. ред. А.А. Реформатского. – М.: Прогресс, 1964. – 350 с.
  4. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбицкая; пер. с англ. А.Д. Шмелева; под ред. Т.В. Булыгиной. – М.: Яз. рус. культуры, 1999. – 776 с.
  5. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая; отв. ред. и сост. М.А. Кронгауз; вступ. ст. Е.В. Падучевой. – М.: Рус. слов, 1996.- 411 с.
  6. Гухман, М.М. Историческая типология и проблема диахронических констант / М.М. Гухман. – М.: Наука, 1981. – 248 с.
  7. Кацнельсон, С.Д. История типологических учений / С.Д. Кацнельсон // Грамматические концепции в языкознании XIX в.: сб. ст.; редкол.: С.Д. Кацнельсон (отв. ред.) [и др.]. – Л., 1985. – С. 6-38.
  8. Кацнельсон, С. Д. Типология языка и речевое мышление /С.Д.Кацнельсон; АН СССР, Ин-т языкознания. – Л.: Наука, 1972. – 216 с.
  9. Кибрик, А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфическое в языке) / А.Е. Кибрик. – 3-е изд. – М.: УРСС, 2002. – 336 с.
  10. Климов, Г.А. Принципы контенсивной типологии / Г.А.Климов; АН СССР, Ин-т языкознания; отв. ред. М.М. Гухман. – М.: Наука, 1983. – 224 с.
  11. Климов, Г.А. Типология языков активного строя / Г.А.Климов; АН СССР, Ин-т языкознания; отв. ред. Г.В. Колшанский. – М.: Наука, 1977. – 320 с.
  12. Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков: учеб. пособие для вузов / Н.Б. Мечковская. – Мн.: Амалфея, 2000. – 368 с.
  13. Нехай, О.А. Сравнительная типология английского и белорусского языков: учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. / О.А. Нехай, Т.В. Поплавская. – Минск: Высш. шк., 1983. – 173 с.
  14. Супрун, А.Е. Лексическая типология славянских языков / А.Е. Супрун. – Минск: Изд-во БГУ, 1983. – 47 с.
  15. Ульманн, С. Семантические универсалии / С. Ульманн // Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст.; общ. ред. и вступ. ст. Б.А.Успенского. – М.: Прогресс, 1970. – Вып. 5: Языковые универсалии. – С. 250-299.
  16. Успенский, Б.А. Структурная типология языков / Б.А. Успенский. – М.: Наука, 1965. – 119 с.
  17. Части речи. Теория и типология / АН СССР, Ин-т востоковедения; редкол.: В.М. Алпатов [и др.]. – М.: Наука, 1990. – 267 с.
  18. Языковые универсалии и лингвистическая типология: сб. ст. / под ред. И.Ф. Вардуля. – М.: Наука, 1969. – 342 с.
  19. Якобсон, Р.О. Типологические исследования и их вклад в сравнительно-историческое языкознание / Р.О. Якобсон // Новое в лингвистике: сб. ст. сост., ред. и вступ. ст. В.А.Звегинцева. – М.: Изд-во иностр. лит., 1963. – Вып. 3. – С. 95-105.

III. Сопоставительный метод и сопоставительное языкознание

Сущность сопоставительного метода и история его формирования (развития, становления?)

Цели и задачи сопоставительного языкознания. Становление сопоставительного метода в отечественной и зарубежной лингвистике (работы И.А.Бодуэна де Куртенэ, Л.В.Щербы, Е.Д.Поливанова, Ш.Балли, Р.Ладо, В.Н.Ярцевой, В.Г.Гака и др.).

Факторы сходств и различий языков. Языковые картины мира.

Изучение белорусского языка в сопоставительной аспекте: белорусский и русский, белорусский и украинский, белорусский и западноевропейские языки в трудах П.П.Шубы, В.В.Мартынова, А.Е.Михневича, В.П.Краснея, Л.М.Шакуна, Б.Ю.Нормана, Г.А.Цыхуна и др.

Применение сопоставительного метода при исследовании разных уровней языковой системы

Проблемы сопоставительной фонетики. Принципы типологического описания фонологических систем. Слогообразование и слогоделение в языках различных типов. Системы вокализма и консонантизма в языках мира. Просодия фразы и ее составляющие. Просодия слова. «Третья система». Фонетическая интерференция.

Единицы и категории сопоставительной лексикологии. Типы межъязыковых лексико-семантических отношений (эквивалентность, отношения включения), отношения пересечения, безэквивалентность). Параметры сопоставления лексических и фразеологических единиц.

Сопоставительная грамматика. Принципы типологического описания грамматических систем. Методы контрастивных грамматических исследований.

Разработка проблем сопоставительной стилистики (Ш.Балли, Ю.С.Степанов и др.).

Литература

  1. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли. – М.: Изд-во иностр. лит., 1955. – 416 с.
  2. Балли, Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. – М.: Изд-во иностр. литературы, 1961. – 394 с.
  3. Вопросы сопоставительной аспектологии: сб. ст. / Ленингр. гос. ун-т. – Л., 1978. – 195 с.
  4. Гак, В.Г. Сопоставительная лексикология / В.Г. Гак. – М.: Междунар. отношения, 1977. – 264 с.
  5. Гак, В.Г. Языковые преобразования / В.Г. Гак. – М.: Шк. яз. рус. культуры, 1998. – 763 с.
  6. Манакин, В.Н. Сопоставительная лексикология / В.Н. Манакин. – Киев: Знання, 2004. – 326 с.
  7. Методы сопоставительного изучения языков: сб. ст. / АН СССР, Ин-т языкознания; редкол.: В.Н. Ярцева (отв. ред.) [и др.]. – М.: Наука, 1988. – 93 с.
  8. Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст.; сост. В.П. Нерознака; общ. ред. и вступ. ст. В.Г. Гака. – М.: Прогресс, 1989. – Вып. 25: Контрастивная лингвистика. – 440 с.
  9. Сопоставительное описание русского и белорусского языков: морфология / АН БССР, Ин-т языкознания им. Якуба Коласа; редкол.: А. Н. Булыко [и др.]. – Минск: Навука і тэхніка, 1990. – 335 с.
  10. Теоретические и методологические проблемы сопоставительного изучения славянских языков / Рос. АН, Ин-т славяноведения и балканистики; редкол.: Г. Нещименко (отв. ред.) [и др.]. – М.: Наука, 1994. – 239 с.
  11. Ярцева, В. Н. Контрастивная грамматика / В. Н. Ярцева. – М.: Наука, 1981. – 111 с.