19.00.07 – педагогическая психология

Приказ ВАК от 11 декабря 2006 г. № 232
 

I. Отрасль науки

Психологические науки

II. Формула специальности

Педагогическая психология – область психологической науки, предметом исследования которой является изучение закономерностей и механизмов развития познавательных, мотивационных, эмоциональных и волевых процессов, состояний и свойств субъектов образовательного процесса; условий, способствующих эффективному функционированию образовательных систем; изучающая взаимосвязи между обучением, воспитанием и развитием субъектов образовательного процесса; механизмов и закономерностей освоения человеком социокультурного опыта и вызываемых этим процессом освоений, изменений умственного и личностного развития человека в разных условиях образовательного процесса.

III. Области исследования

1. Закономерности и механизмы развития познавательных, мотивационных, эмоциональных и волевых процессов, состояний и свойств личности как субъектов образовательного и  воспитательного процесса:

  • формирование образа мира в учебно-воспитательном процессе;
  • психологические новообразования, сопутствующие развитию и созреванию в процессе научения, обучения и воспитания;
  • современные модели обучения и воспитания;
  • усвоение социокультурного опыта в процессе обучения и воспитания;
  • сенсорно-перцептивное развитие субъектов учебно-воспитательного процесса;
  • интеллектуальное развитие личности в учебно-воспитательном процессе;
  • эмоциональное развитие личности в процессе обучения и воспитания;
  • нравственное развитие личности в процессе обучения и воспитания;
  • эстетическое и художественное развитие личности субъектов  учебно-воспитательного процесса;
  • закономерности и механизмы физического воспитания личности;
  • индивидуальные способности субъектов образовательного процесса;
  • обучение и воспитание одаренных детей;
  • обучение и воспитание детей с отклоняющимся поведением; психология семейного воспитания.

2Психологическая адаптация к условиям  научения, обучения, воспитания:

  • психология педагогической деятельности учителя, преподавателя, воспитателя;
  • учитель как субъект педагогической деятельности;
  • межличностные отношения и межличностное взаимодействие субъектов образовательного и воспитательного процесса;
  • межличностные конфликты в педагогической деятельности и в учебно-воспитательном процессе;
  • педагогическое общение;
  • развитие самосознания личности в процессе научения, обучения и воспитания;
  • профессиональное становление и профессиональное самоопределение личности;
  • обучение и воспитание в различных этнических группах;
  • психологические основы инновационных технологий обучения и воспитания;
  • развитие креативности в учебно-воспитательном процессе;
  • компьютерные телекоммуникации в системе образования;
  • психологические проблемы воспитания в учреждениях образования и в семье;
  • развитие и формирование личности в процессе непрерывного и  элитарного (магистратура, аспирантура, докторантура) образования;
  • психологические аспекты здоровья субъектов образовательного процесса.

IV. Смежные специальности

Шифры и наименования:

  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии
  • 19.00.05 – Социальная психология
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология

Разграничения со смежными специальностями

В отличие от специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии специальность 19.00.07 - педагогическая психология изучает закономерности и механизмы психических процессов, состояний и свойств личности в процессе научения, обучения и воспитания.

Общие психические закономерности, теоретически и экспериментально обоснованные принципы и методы, основные понятия и категории психологии, связанные с выявлением законов возникновения и функционирования психики, изучением динамики и характеристик психических процессов, состояний и свойств личности, познанием природы индивидуальных различий в чертах, качествах и свойствах, индивидуальном стиле поведения человека, детерминированных генетическими и социокультурными факторами и проявляющимися в своеобразии адаптации к различным аспектам жизнедеятельности, изучением развития психологических идей, закономерностей и механизмов получения нового знания о психической реальности, взаимодействием психологической науки и социальной практики относятся к специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.

Специальность педагогическая психология со специальностью 19.00.13 - психология развития, акмеология имеет общий объект – развивающийся человек, но в отличие от них изучает условия и факторы формирования психических новообразований в процессе обучения и воспитания.

Вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического и социального развития к другим, обусловленные различными условиями существования и жизнедеятельности относятся к специальности «Психология развития, акмеология».

В отличие от специальности 19.00.05 - социальная психология педагогическая психология рассматривает малые группы и социально-психологические явления в них как факторы и условия формирования личности субъекта учебно-воспитательного процесса, изучает межличностные отношения, межличностное взаимодействие и педагогическое общение в образовательном процессе; личность учителя и ученика, преподавателя, воспитателя и студента как субъектов образовательного процесса.