19.00.05 – социальная психология

специальность
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 октября 2018 г. № 245
 

I. Отрасль науки, по которой присуждаются ученые степени

Психологические науки

 

II. Формула специальности

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психические явления, присущие общностям людей, социальным движениям и влияниям, поведению, деятельности и взаимодействию людей в социальном контексте, разрабатывающая рекомендации по психологической оптимизации функционирования и развития общностей как социальных субъектов, совершенствованию взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности и их социокультурной среды.

 

III. Области исследований

  1. История социальной психологии, эволюция понимания предмета, системы, парадигм, областей и направлений социальной психологии.
  2. Методологические основы социальной психологии, методы социально-психологический исследований.
  3. Виды, качественные характеристики, типология, функционирование, генезис, детерминация социально-психологических явлений. 
  4. Социально-психологический аспект исследований личности как члена общности и представителя социальных групп, субъекта общения, взаимодействия, совместной деятельности и социальных процессов, индивидуального представителя общественного сознания.
  5. Социально-психологические качества личности, выражающие ее представленность в групповом и общественном сознании. Социальная идентичность и социальное самоопределение личности.
  6. Психологические механизмы и закономерности социального поведения и совместной деятельности людей; их особенности в различных видах социального поведения: просоциальном, девиантном, конфликтном, агрессивном, аддиктивном и других.
  7. Социально-психологическое воздействие: структура, механизмы, эффекты, условия противодействия и повышения эффективности. Социально-психологические особенности предсказания и изменения поведения.
  8. Психологическая характеристика и оптимизация адаптации личности к изменяющимся условиям социальной среды, ее культурно-диалогическая интердетерминация.
  9. Социально-психологический аспект семьи.
  10. Психологические феномены, закономерности и механизмы взаимодействия людей, их совместной деятельности и группового поведения, их интерактивная сторона, конкуренция и кооперация.
  11. Ценностно-нормативная регуляция межличностного взаимодействия в социальной среде различного уровня общности, ее эффекты, механизмы, закономерности, управляемые изменения.
  12. Социально-психологические характеристики социального и межличностного конфликта, пути и способы преодоления конфликтов и управления ими. 
  13. Психологические феномены, закономерности и механизмы общения и иных форм социальных коммуникаций; психологическое влияние в процессе общения и иных форм коммуникаций, его усвоение, искажение и неприятие, барьеры и защиты в социальной коммуникации.
  14. Межличностное взаимопонимание и его социально-психологические особенности. Процессы, механизмы и эффекты взаимопонимания. Интерсубъективность как основание и результат межличностного взаимопонимания.
  15. Психологические феномены, механизмы, закономерности, социальной перцепции, социального познания и объяснения (атрибутирования), социальные репрезентации, перцептивная сторона общения и взаимодействия.
  16. Социально-психологические свойства и характеристики различных видов общностей людей, психологические механизмы и закономерности их образования, функционирования и развития групповых свойств, осуществления групповой деятельности и иной социальной активности.
  17. Социально-психологические аспекты формирования и развития качественных характеристик групп, коллективов и иных общностей людей, повышения эффективности их деятельности и иных форм функционирования, преодоления социально отрицательных явлений.
  18. Феномены групповых процессов и управления ими: групповая динамика, лидерство, руководство, групповое принятие решений.
  19. Психологические явления, механизмы и закономерности межгруппового восприятия, взаимодействия, межгрупповых отношений, интегративных процессов, противодействия, дискриминации и конфликтов.
  20. Массовые социально-психологические явления, механизмы и закономерности их формирования и проявления. Социально-психологический аспект массовых движений и конфликтов.
  21. Социально-психологические особенности религиозного сознания. Межконфессиональное согласие, различие и конфликты.
  22. Межкультурное взаимодействие и его специфика. Аккультурация и инкультурация. Культурная интеграция. Межкультурная и транскультурная компетентность.
  23. Социально-психологический аспект массовой коммуникации, информационно-психологическое воздействие на личность и общественное сознание.
  24. Социально-психологические особенности взаимодействия с кибер-средой. Специфика виртуальных взаимоотношений. Трансформация виртуального пространства в процессах влияния. Фейки и виртуальные войны. Сетевое взаимодействие и его психологические эффекты. Интернет-аддикции и их преодоление.
  25. Психологическая характеристика различных сфер и явлений группового, массового, общественного сознания; механизмы и закономерности его формирования, функционирования, трансформации, обезличивания и других проявлений.
  26. Социальные предубеждения: разновидности, формы проявления, эффекты, пути формирования и преодоления.
  27. Прикладные социально-психологические исследования и рекомендации в сферах социальной практики, не затрагиваемых специальными отраслями психологической науки: политики, науки, организационного развития, семьи, этнических отношений, массовой коммуникации, информационных процессов, рекламы и других.
  28. Направления, формы, методы практической работы социального психолога, консультирования и оказания психологической помощи.

 

IV. Смежные специальности

  • 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии
  • 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика
  • 19.00.04 – медицинская психология
  • 19.00.06 – юридическая психология
  • 19.00.07 – педагогическая психология
  • 19.00.10 – коррекционная психология
  • 19.00.13 – психология развития, акмеология
  • 09.00.13 – философская антропология, философия культуры

 

V. Разграничение со смежными специальностями

 

В отличие от смежных дисциплин, указанных в п. IV, в социальной психологии предметом исследования являются лишь те аспекты, которые непосредственно связаны с ее основным содержанием.

 

В отличие от специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии, в область исследования которой входят общие психологические закономерности, теоретически и экспериментально обоснованные принципы и методы, основные понятия психологии, в задачи специальности 19.00.05 входит изучение закономерностей и механизмов функционирования и развития психических явлений, присущих общностям людей, а также личности в контексте ее проявления в различных социальных условиях и связях.

 

В отличие от специальности 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика, предметом которой является исследование и/или проектирование процессов, характеризующих субъекта труда (индивидуального, группового) в соответствующих (учитываемых, проектируемых) средах обитания (информационных, экологических, технических, социальных), специальность 19.00.05 разрабатывает психологические проблемы межличностного взаимодействия в процессах трудовой деятельности и организации управления, предоставляет более общие социально-психологические знания для изучения специфических проблем конкретных видов трудовой деятельности.  

 

В отличие от специальности 19.00.04 – медицинская психология, в область исследования которой входят психологический анализ природы заболеваний, влияние различных неблагоприятных факторов на здоровье, многообразные особенности психики человека при различных патологических состояниях и аномалиях развития, специальность 19.00.05 ограничивается изучением социально-психологических факторов болезненных изменений личности, проблем межличностных отношений, складывающихся в процессе взаимодействия врача и больного, между больными, между больными и здоровыми людьми, а также предоставляет общие социально-психологические знания для исследования психических явлений, выступающих объектом медицинской психологии.

 

В отличие от специальности 19.00.06 – юридическая психология, в предмет исследования которой входит взаимодействие и взаимовлияние людей в общностях в связи с юридически значимым (в том числе противоправным) поведением и осуществлением правоохранительной и иной юридической деятельности, специальность 19.00.05 представляет общие социально-психологические знания, которые могут использоваться в качестве изучения специфических социально-психологических явлений, выступающих объектом юридической психологии.

 

В отличие от специальности 19.00.07 – педагогическая психология, предметом которой является изучение психологических закономерностей и механизмов, феноменов, присущих процессам обучения и воспитания, деятельности  их субъектов, специальность 19.00.05 содержит общие социально-психологические знания, которые могут использоваться при изучении специфики социально-психологических явлений, выступающих объектом педагогической психологии.

 

В отличие от специальности 19.00.10 – коррекционная психология, изучающей закономерности психического развития и особенности психической деятельности лиц с психическими и физическими недостатками, осуществляющей прогноз вариантов индивидуального развития, определение психологических основ коррекционно-развивающего обучения и воспитания, специальность 19.00.05 нацелена на научное познание социально-психологических явлений, знания о которых могут использоваться при изучении психологических основ коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

 

В отличие от специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология, предметом которой является изучение возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека, сравнительное изучение развития психики в разных культурах, специальность 19.00.05 нацелена на изучение социально-психологических явлений как факторов развития и социализации личности, знания о которых могут быть использованы в изучении психологической специфики развития личности.

 

В отличие от специальности 09.00.13 – философская антропология, философия культуры, специальность 19.00.05 изучает только социально-психологические аспекты философской антропологии.